Архив журнала «Капиталист»
Строительство
ТОНКАЯ НАСТРОЙКА НА ОЩУТИМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Малый строительный
В Федеральном агентстве по строительству и ЖКХ уверены, что на рынке строительства жилья у каждой компании — малой, средней, крупной — должна быть своя ниша. И если речь идет о строительстве индивидуального дома, то там объективно нечего делать крупной компании. Так ли это? Продолжаем выяснять, где оно — место малого бизнеса в строительной отрасли региона.
Малый бизнес в строительной отрасли — двадцать лет назад об этом нельзя было и помыслить. Возведением жилья, промышленных и социальных объектов занимались исключительно крупные строительные организации, где численность работающих достигала тысячи и более человек. Обслуживали эти стройки, снабжая их проектной документацией, технологиями и стройматериалами тоже крупные предприятия стройиндустрии.
Александра ФИНКЕЛЬШТЕЙН
|
В Приангарье, где велось крупномасштабное промышленное строительство, таких предприятий было в достатке. Однако, перестройка резко изменила расклад сил на строительном рынке, открыв шлюзы для малого предпринимательства. Как существует малый бизнес в этой отрасли промышленности? С какими проблемами сталкивается? Об этом и о многом другом мы беседуем с генеральным директором мультилистинговой компании "Эмэлси", исполнительным директором Байкальской региональной ассоциации строителей Александрой Финкельштейн.
Корр.: Александра Борисовна, расскажите, какую нишу занимает сегодня малый бизнес в строительной отрасли Приангарья? Каковы его особенности именно в этом секторе?
— Оценивая роль малого бизнеса в строительстве, нужно понимать, что в этой сфере имеются самые разные виды работ, часть из них лицензируются, и малый бизнес по определению не может соотвествовать определенным лицензионным требованиям. Поэтому в капитальном строительстве если и находится место для малого бизнеса, это скорее исключение. Зато малый бизнес занимается различными подрядными работами — например, электропроводкой во внутренних помещениях, отделочными работами, установкой окон и дверей, всем, что относится к внутридомовым сетям и т. д.
В сфере производства стройматериалов, я думаю, со временем местом малого бизнеса в большинстве случаев будут транспортные услуги по подвозу сырья (гравия, щебня и т.д.) и логистики.
Корр.: Как сейчас, в условиях начавшегося уже строительного бума, ощущают себя субъекты малого предпринимательства, занятые в строительстве и стройиндустрии? По идее, они должны быть чрезвычайно востребованы на рынке.
— Я бы не сказала, что хорошо они себя чувствуют. Сейчас малый бизнес, и не только в сфере строительства, вылетает с рынка (если речь идет о производстве товаров, а не о сфере услуг). Причина проста: малые фирмы не могут выдержать конкуренцию по себестоимости производимой продукции с более крупными предприятиями. Известный факт: когда ты производишь товары на пол-страны, их себестоимость ниже, чем когда ты выпускаешь малые партии продукции.
Корр.: Но если крупные компании так эффективны, почему же они рухнули в период перестройки?
— В каком-то смысле развал строительной отрасли в Приангарье в те годы, прежде всего, связан не с тем, что заводы стояли-стояли и вдруг рассыпались. Просто в то сложное время на какой-то период разрушились связи между поставщиками, производителями и потребителями. А в силу того, что у всех предприятий был разный запас прочности (и у большинства недостаточный, чтобы продержаться на рынке несколько лет в такой ситуации), многие рухнули. Но потребность в материалах была, и временно эту нишу попытался занять малый бизнес.
Сейчас же пошел обратный процесс, и если мы говорим о производстве стройматериалов, укрупнение предприятий, приход на рынок сильных игроков — это логично и неизбежно. Кроме того, идет восстановление логистических связок, ниши заполняются, и малый бизнес из производства стройматериалов скоро уйдет окончательно. Хотя транспортировкой материалов и оборудования, установкой, отладкой, логистикой он все равно будет заниматься — это его ниша. Что касается строительных работ, там малый бизнес скорее всего сохранит свои позиции.
Корр.: А почему вы так считаете?
— Потому что крупному застройщику для отделочных и других внутренних работ, которые сейчас выполняет малый бизнес, надо было бы создавать отдельные бригады. Он может это делать (половина так и поступает -- таким образом застройщик может контролировать качество работ и сроки выполнения заказа), но сам по себе такой вид деятельности ему не интересен, поскольку является непрофильным.
Застройщики в основном сдают дома без внутренней отделки. Причина проста -- заниматься этим достаточно хлопотно. Либо надо во всем доме, в каждой квартире делать одинаковую стандартную отделку (но в этом случае не учитываются пожелания покупателя), либо делать индивидуальную отделку для каждой квартиры. А это те же хлопоты, что и при купле-продаже квартир: на переговоры и согласования будет уходить ровно столько же времени, хотя задача непрофильная. А значит, надо создавать еще один отдел, который будет заниматься именно этим вопросом.
А представители малого бизнеса, который более гибко подходит к работе и учитывает индивидуальные требования, могут удовлетворить все пожелания собственников квартир. Получается, что малый бизнес мобильнее, и больше подходит для решения таких задач. Так что застройщику проще отдать эти работы на подряд малому бизнесу, но только в том случае, если тот может обеспечить выполнение обязательств как по срокам, так и качеству.
Корр.: В строительной отрасли страшный дефицит кадров. Вероятно, и для малого бизнеса, берущего подряды, это актуально?
— Да. Частично "закрывают" этот дефицит гастарбайтеры, в меньшей степени -- свои. Но есть такая интересная тенденция: у нас на строительных объектах работают бригады из небольших городов области -- из Усолья, Ангарска, Братска и других городов. Хотя, казалось бы, рабочих, живущих в Иркутске, привлекать более выгодно -- не нужно тратиться на их размещение и перевоз к месту работы. Однако получается, что себестоимость у приезжих чуть ниже. К тому же строительным компаниям интереснее брать на подряд такие бригады, потому что они сами изначально настроены на то, чтобы работать эффективно: уложиться в отведенные сроки, оперативно выполнить работу и уехать обратно домой.
Корр.: А есть какие-то проблемы, характерные для малого бизнеса, работающего в строительной сфере? С чем конкретно приходится бороться таким фирмам?
-- Я не думаю, что малый бизнес в строительстве сталкивается с какими-то уникальными проблемами -- трудности общие и для тех, кто занят в торговле, и для фирм в других секторах. Для тех, кто приходит в строительный сектор, чтобы работать там всерьез, на первоначальном этапе все как у всех -- больше требуется организационный и интеллектуальный ресурс, чтобы понять, как что устроено, везде успеть.
Когда этот этап пройден и наступает некоторая стабилизация. У подавляющего большинства субъектов малого бизнеса наступает этап нехватки оборотных средств. Конечно, в последнее время потребительский кредит в банках можно получить легко, но там процентная ставка довольно высокая. А кредит на развитие бизнеса под нормальные проценты получить достаточно сложно, ведь у малого предприятия нет собственных производственных средств большой стоимости, и как следствие нет залогового фонда (зданий, земли, и т.д.). Можно брать кредит под оборот, но это, как правило, получится несущественная сумма, не покрывающая потребности. Система государственного поручительства тоже не работает.
Корр.: И никаких вариантов решить проблему дефицита "оборотки"?
-- Была актуальная идея по созданию залогового фонда под гарантии областной администрации, которая предлагалась департаментом по предпринимательству и малому бизнесу. Залоговый фонд, который позволял бы под более низкую процентную ставку брать кредит, на мой взгляд, способен существенно расширить возможности малого бизнеса.
Другое дело, что ни в коем случае не должно быть никакого льготного субсидирования субъектов малого бизнеса, невозвратных кредитов и т.д., потому что ничего, кроме иждивенчества такая "помощь" не порождает. Люди должны рассчитывать не на халяву, а на себя. Конечно, если мы хотим развивать малый бизнес, создавать более мягкие условия для его выживания нужно, но это не должно отменять собственных усилий.
Корр.: Как вы считаете, имеет ли под собой почву утверждение о том, что малый бизнес в строительстве не способен обеспечить должное качество?
— Это довольно сложный вопрос. Все зависит от того, о каких товарах или видах работ идет речь. Например, если это изготовление плитки для покрытия пола, то здесь одни требования к качеству (плитка должна быть одинаковой по граням, цвету, плотности и так далее), а если создание эксклюзивных панно для украшения стен - совсем другие.
Есть виды продукции, качество которых индивидуально, а есть — серийно, единообразно. У масштабного производства не такая тонкая настройка, как у индивидуального.
Опять же, если определенный вид продукции должен быть стандартным, одинаковым, но делается он вручную, то проигрыш в качестве очевиден перед теми, кто занимается серийным масштабным производством. Впрочем, и это бывает не всегда.
Например, производство и установка оконных рам и дверей. Есть разные примеры. Когда производство этой продукции поставлено на поток, установка идет в больших объемах, нередко жильцы потом жалуются на качество. А когда мелкие предприятия чуть ли не "на коленке" делают деревянные окна, их качество получается отменным. У мелких фирм иногда качество лучше, потому что у них не так много заказов, и они могут уделить больше времени и внимания своим заказчикам, более вникают в мелочи. Но наряду с этим масса случаев, когда делают тяп-ляп. Так что относительно этой продукции и вида услуг — все зависит от ответственности сотрудников того или иного малого предприятия.
Так же и в электрике: малый бизнес способен в этом вопросе обеспечить более высокое качество, в силу того, что может учесть индивидуальные особенности помещения, где нужно проложить проводку.
Кстати, нужно иметь ввиду, что у всех субъектов малого бизнеса есть одна особенность, объединяющая их - это большая личная ответственность перед внешней средой, где нередко взаимодействие идет на уровне личных связей — ответственность за взятые обязательство несет не некая организация "Х", а конкретно, лично Иван Иваныч.
Корр.: Сейчас очень много говорят об инновациях в малом бизнесе -- мол, как это нужно и востребовано. Как вы думаете, для таких утверждений есть почва?
— Что такое инновация? Кто-то сделал изобретение, которое способствует какому-то усовершенствованию -- удешевлению себестоимости или сокращению сроков производства, придает продукции какие-то новые свойства. Но изначально это все же изобретение. Далее оно может быть запатентовано и применяться в практике.
Однако инновации, произведенные научно-исследовательскими институтами, вряд ли так уж доступны для малого бизнеса. К тому же далеко не всегда при небольших масштабах бизнеса внедрение какой-то новинки способно существенно повлиять на сокращение расходов.
Зато тут есть другой момент: в малом бизнесе внедрение инноваций идет совсем с другой стороны. Изобретения рождаются внутри предприятия, как способ усовершенствовать рабочий процесс. И нередко какое-то мелкое усовершенствование позволяет заметно повысить эффективность предприятия, и ведь это тоже по сути является инновацией. Так что малый бизнес - очень творческий, новаторский вид деятельности и с большим потенциалом.
МНЕНИЕ
Петр Солонин, технический директор ПТБ "Сибспецремстрой" (производство ячеистого бетона):
— Наш малый бизнес по части производства стройматериалов нередко организован так: мужики с лопатами, бочка воды, бочка цемента и мастер, который смешивает два эти ингредиента. Прикинул на глазок, чего в какой пропорции добавлять: "А, ладно, пойдет, делаем." Соответственно, продукт получается низкокачественный.
Но в нашем регионе немало фирм, где думают о развитии и повышении качества продукции, уходят от такого дедовского способа производства, изучают и осваивают современные технологии. И я уверен, что многим из них удасться уйти от кустарного производства, ведь сейчас строительная отрасль оживает, и потребность в качественных стройматериалах становится очень острой.
- Число просмотров: 1952