Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Кадры

НЕХВАТКА КАНДИДАТОВ

ПРОБЛЕМЫ ПОИСКА В ОТРАСЛЯХ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 1 апреля
Авторынок
БЛОГЕРАМ ДОВЕРЯЮТ
Доходы и расходы
ПАДЕНИЕ ВЫРУЧКИ -- ЧТО ДЕЛАЕТ БИЗНЕС

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Архив журнала «Капиталист»

Франчайзинг

СТАРТ ПОД ЧУЖИМ ИМЕНЕМ

ПРОВЕРЕННАЯ ВРЕМЕНЕМ ФОРМУЛА

Начать собственный бизнес - кого только ни увлекала перспектива стать самому себе хозяином, и при небольших вложениях организовать дело, которое будет приносить стабильную прибыль. Однако создать с нуля бренд, который завоюет признание и популярность - задача не из легких.

Для многих представителей малого бизнеса уже на  первом этапе - на старте - задача с "раскруткой"  собственных товаров или услуг трудно решаема. Уж  очень много средств нужно вложить в пропаганду новой  торговой марки. Между тем, в мире давно существует  система франчайзинга, которая отлично зарекомендовала  себя на практике и позволяет минимизировать риски,  неизбежные в малом и среднем бизнесе на  первоначальном этапе, и дающая ряд преимуществ на  стартовых позициях. 

- Новоявленные российские предприниматели,  вынужденные начинать собственное дело в условиях  жесточайшей конкуренции со стороны имеющих  многолетний опыт функционирования в ры

 
Вера ЯГОДКИНА

ночных условиях  зарубежных фирм, оказываются, по сути, беззащитными  перед своими соперниками. Чтобы выстоять в этой  борьбе неравных, им необходимо овладевать  элементарными знаниями о механизмах, методах,  способах, приемах и инструментах бизнеса, активно  применяющихся их конкурентами, - убеждена кандидат  экономических наук, эксперт по франчайзингу Вера  Михайловна Ягодкина. 

Франчайзинг - сравнительно новая для России форма  взаимоотношений между деловыми партнерами, которая до  начала 90-х годов практически не использовалась  отечественными предпринимателями. Между тем, она, как  свидетельствует западная статистика, показывает  довольно высокие результаты устойчивости фирм,  предприятий, компаний, работающих в системе  франчайзинга. 

- Например, в Америке, - рассказывает эксперт, -   после пяти лет деятельности выживают всего 23%  частных предприятий, после десяти лет их остается  только 18%. В то же время во франчайзинговой сети в  первые пять лет распадаются лишь восемь предприятий  из 100, а в следующее пятилетие и того меньше - два  из 92. К сожалению, франчайзинг в России вообще и в  Иркутской области, в частности, распространяется  очень медленными темпами, - констатирует Вера  Ягодкина. 

ВИДЫ ФРАНЧАЙЗИНГА 

Франчайзинг - форма бизнеса, при которой разработчик  технологий или каких-либо услуг, товаров, обладатель  торговой марки (франчайзер) на определенных условиях  дает право предпринимателю (франчайзи) использовать  свой бренд или наработки - как технологические, так и  сервисные.  

Франчайзинг бывает нескольких видов. Товарный  франчайзинг подразумевает передачу исключительного  права на реализацию продукции, выпускаемой  франчайзером. Изготовитель продукции посредством  продажи франшизы передает франчайзи право реализации  под своим товарным знаком своей продукции на строго  определенной территории.  

Производственный франчайзинг - это передача  франчайзи либо запатентованной технологии  производства, либо основных компонентов продукции,  как правило, в комплекте с фирменным упаковочным  материалом. Такая форма активно применяется в  изготовлении безалкогольных напитков -"Кока-кола",  "Пепсико". 

При деловом франчайзинге франчайзи передается право  открыть собственное предприятие под торговым знаком  продавца франшизы и полностью скопировать форму  организации франчайзингового бизнеса.  

Конверсионный франчайзинг - в этом случае к системе  предприятий, работающих под контролем одного  франчайзера, присоединяются уже действующие в данной  сфере бизнеса юридически самостоятельное предприятие. 

ПЕРВЫЕ ФРАНЧАЙЗИ В РОССИИ 

 Вера Ягодкина рассказывает, что в России  франчайзинговый бизнес начал распространяться с  фирмы "Пепси-кола". Причем, это было в середине 60-х  годов, и проходило под негласным покровительством  советского правительства - своеобразная демонстрация  якобы прогрессивности советской экономики, открытой к  сотрудничеству с зарубежными странами. Эта продукция  сразу завоевала симпатии населения и бизнес  процветал. Впрочем, на фоне тотального дефицита это  было и не мудрено.  

Всерьез интерес к франчайзингу в России появился в  начале 90-х годов. Однако предприниматели Иркутской  области довольно долго относились к франчайзингу  весьма настороженно, предпочитая ему хорошо знакомые  и проверенные временем формы.  

Постепенно барьер недоверия был сломлен, и сейчас  можно с уверенностью сказать, что франчайзинг  прижился на иркутской земле. Первопроходцем  же в  этом деле на территории нашего региона стал  предприниматель Довгань, благодаря которому в  Иркутской области открылась сеть фирм "Дока-хлеб",  "Дока-пицца".  

Правда, предприятие не увенчалось успехом - не очень  эффективно была отлажена система контроля за работой  франчайзи. Между тем, при такой форме бизнеса этот  вопрос очень важен и порой имеет ключевое значение,  отмечает эксперт.   

- Важно контролировать, как франчайзи соблюдает все  пункты договора, насколько он добросовестен в своих  платежных обязательствах, - говорит Вера Ягодкина.  После этого вплоть до конца 90-х годов в Приангарье  по части франчайзинга царило затишье, за исключением  фирмы 1С, которая прекрасно развернула свою  франчайзинговую систему не только в нашем регионе, но  и в целом по России и в странах СНГ.  

- Сейчас в Иркутске имеется свыше 20 аттестованных по  1С франчайзи, работающих с отечественным франчайзером  - фирмой 1С, - рассказывает Ягодкина. - Если говорить  о договорах с зарубежными франчайзерами, то это фирмы  "Кодак", "Ив Роше", "Баски Роббинс", "Кока-кола",  "Пепси-кола". В сфере услуг это - "Хилтон",  "Шерадон", "Холидей-ин". Так что держатели этих  франшиз - достаточно известные фирмы. 

Вообще же только в Иркутске в настоящее время  функционирует более полутора десятков  предприятий-франчайзи, работающих в системах как  международного, так и внутреннего франчайзинга. 

УСЛОВИЯ РАБОТЫ 

 На каких условиях возможно работать по такой форме  бизнеса, как франчайзинг? Естественно, отношения  между франчайзи и франчайзером оформляются договором,  который, как правило, предусматривает выплату  первоначального взноса. Между тем, такое условие - не  догма, и на отечественной почве оно претерпевает  определенные изменения, - поясняет эксперт. - Уже лет  десять у франчайзеров, стремящихся на российский  рынок, появилась тенденция идти на встречу франчайзи.  Это продиктовано с одной стороны перспективностью  нашего рынка, с другой - пониманием того, с какими  сложностями сталкивается франчайзи на первоначальном  этапе ведения бизнеса. Поэтому владельцы торговой  марки идут на сокращение размера первого взноса, а то  и вовсе от него отказываются - чтобы дать франчайзи  время встать на ноги, наработать опыт, заиметь  клиентуру. 

Кроме первоначального платежа в договоре  оговаривается ежемесячный платеж (так называемое  роялти). Эти платежи составляют в среднем от 5 до 15%  от дохода франчайзи, но тоже могут быть разными. В  зависимости от того, в каких отношениях находятся  франчайзер и франчайзи, эти платежи могут быть  разбросаны по месяцам неравномерно. Их размер также  может зависеть от того, насколько сложен этот бизнес,  в каких экономических условиях его приходится  "взращивать" на родной почве.  

Так что, как бы ни была хороша любая иностранная  модель бизнеса, в России она приобретает новые черты,  с поправками на особенности внутреннего рынка.  

С ПОПРАВКОЙ НА РОССИЮ 

Примером трансформации франчайзинга в российских  условиях может быть опыт фирмы "Mr Doors Home Decor  Inc.", которая специально для нашей страны  разработала производственно-торговую модель  франчайзинга под названием "русская франшиза".  В  западных странах франчайзи, покупая право пользования  торговой маркой этого франчайзера, платит стартовый  взнос в размере от 30 тыс. до 250 тыс. долларов США  и затем регулярно отчисляет 5-15% своей ежемесячной  прибыли. Для российских франчайзи фирма "Мистер Дорз"  отменила плату за пользование своей торговой маркой,  принимая во внимание трудноразрешимые проблемы  переходного периода. В результате расширение ее  франчайзинговой сети интенсифицировалось, в том числе  за счет иркутских бизнесменов. 

- В зарубежной практике первый взнос действительно  достаточно высокий, однако, иностранные франчайзеры  более гибко подходят к этому вопросу. Они понимают -  российский рынок необъятный и сулит большие  перспективы, и тут достаточно на первых порах помочь  становлению бизнеса, чтобы он начал приносить  стабильный доход, - отмечает Ягодкина. Кроме того,   можно предусмотреть либо рассрочку по выплате  первоначального взноса, либо получить эти деньги за  счет увеличения ежемесячного роялти. Кстати, можно  сделать единовременный платеж, а потом в течение пяти  лет ничего не платить франчайзеру. 

- Все зависит от того, как франчайзер и франчази  найдут общий язык, насколько они проявят свою  компетенцию в заключении контракта, - отмечает  эксперт. 

Кстати, в этом плане существует еще такая  возможность, как работа по системе  "Мастер-франшизинг". Как известно, франчайзинг может  быть внутренним и внешним или международным. В свою  очередь, международный франчайзинг может  осуществляться по схеме прямого франчайзинга, когда  франчайзер заключает соглашение с самостоятельными  предпринимателями из других стран, и по схеме  субфранчайзинга. В последнем случае франчайзер  предоставляет исключительное право на развитие своей  системы на территории определенной страны одному  франчайзи, именуемому владельцем мастерской лицензии.   Отсюда еще одно название данного вида франчайзинга -  "мастер франшиза". Франчази, обладающий мастерской  лицензией, по сути становится франчайзером в своей  стране и получает право продавать франшизы за  установленную плату. 

- Один из самых важных и проблемных аспектов во  франчайзинге - обеспечение контроля за работой  франчайзи, - отмечает эксперт. - На первое время  франчайзер в качестве контроля может направить к  франчайзи своего специалиста. Присланный специалист  может не только арендовать помещение, набирать  персонал, вести дело, но и проводить обучение  сотрудников, устанавливать оборудование и  обеспечивать идентичность в устройстве интерьеров,  которые приняты у франчайзера. 

Франчайзер заинтересован в том, чтобы распространять  и поддерживать именно такую форму организации и  внешнего устройства своего бизнеса. Он даже на первых  порах может выступать для франчайзи кредитором или  гарантом выплаты кредита, может предоставлять на  первоначальном этапе оборудование в аренду.  "Вариантов очень много - говорит эксперт. - Самое  главное - чтобы франчайзер и франчайзи нашли общий  язык". 

ПЕРСПЕКТИВЫ ДЛЯ РЕГИОНА 

Каковы перспективы франчайзинга? Международная  Ассоциация франчайзинга называет более 70 отраслей, в  которых успешно функционируют такая форма бизнеса.  Однако, если раньше на первом месте из всех видов  франчайзинга был товарный, то в последние два  десятилетия начинает преобладать заключение  контрактов в сфере услуг. Причем, для нашей страны,  так же как и для всего мира, на первый план выходят  гостиничный бизнес, туризм и сопутствующие  направления.  

Для Иркутской области, где будет развиваться особая  экономическая зона туристско-рекреационного типа, это  особенно актуально, отмечает Ягодкина. Особенно, если  учесть масштабы этого процесса и емкость  отечественного туристического рынка. 

- К сожалению, не все бизнесмены, находящиеся в  поиске - куда бы вложить деньги, в курсе того, какие  плюсы имеет франчайзинг. Ведь осваивать новое  производство очень тяжело, а взять готовые наработки  - это минимизировать все риски, - резюмирует эксперт. 

- Поэтому для укрепления малого и среднего бизнеса  так важна разъяснительная работа. Для этого в 90-х  годах была создана Российская Ассоциация  франчайзинга, которая занимается распространением  информации о преимуществах такой формы организации  бизнеса, имеется тематический сайт. Так что у  желающих попробовать франчайзинг, есть возможность  узнать о нем по-подробнее. Ведь это та наработка,  которая опробована временем, и безусловно  способствует укреплению малого бизнеса.   

Марина Темнова


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 1 (17) Февраль - Март 2007 года


  • Число просмотров: 2140

 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть