Архив журнала «Капиталист»
Бизнес в мире
Американская бизнес-сказка-2
Иркутяне наблюдали ее в штате Алабама
Публиковать эту бизнес-сказку мы начали в прошлом номере ("Капиталист", N6 (16), декабрь 2006). Почему бизнес-сказка? Наверное, это самое точное определение того, что рассказали в ходе круглого стола, проведенного редакцией, наши собеседники, вернувшиеся недавно из трехнедельной стажировки в США по теме "Развитие малого бизнеса".
Юлия МАРЫШЕВА
|
Корр.: Какие существуют льготы для малого бизнеса в Америке?
Юлия: Муниципалитет приобретает земли, прокладывает коммуникации и продает земли малому бизнесу по той же самой покупной цене. Аренда земли тоже очень низкая: первые два года предприниматель платит за квадратный метр символическую цену - один доллар. Получается, что вроде и не даром, но и власти на аренде не зарабатывают.
Как таковых льгот по налогам у них нет. Во-первых, для муниципалитета невыгодно предоставлять какие-то налоговые льготы, ведь база бюджета штата формируется с налога с продаж.
Анна ПАВЛЮК
|
А вообще, у американцев до 60% доходов уходит на налоги. И когда наш малый бизнес говорит о том, что нас налоги задавили - это не так.
Еще один момент. Мы были в очень крупной торговой сети супермаркетов "Пабликс" и разговаривали с маркетологом как раз по поводу проверок. Оказалось, что продуктовые магазины и супермаркеты проверяют целых 42 организации. Результаты этих проверок доступны общественности. На каждом магазине вывешен акт о результате последней проверки, кроме того результаты проверок озвучиваются по телевидению, радио. Если выявлено хоть какое-то нарушение, оно станет достоянием общественности. Существует даже рейтинг магазинов по данным проверок.
Опять же, когда наши предприниматели, занимающиеся продуктами питания, утверждают, что их часто проверяют - у меня появляется недоумение. Другое дело, что сама проверка в России - это просто театр нелепостей.
Дмитрий: Мы не можем сравнивать налоговые системы Штатов и России. Отсутствие НДС в США уже о многом говорит.
Юлия: Mы задавали одинаковые вопросы разным людям - и предпринимателям, и представителям административных структур, и делали это неосознанно. Но, анализируя потом полученные ответы, мы, как нормальные русские люди, пытались найти подвох. Ответы поражали своей одинаковостью, очень похожими взглядами на бизнес, его проблемы. У нас же, в России, по-другому. Если чиновники из администрации говорят, что административных барьеров нет, то предприниматели с этим никогда не согласятся.
Дмитрий: Лично меня поразил бизнес-парк в городе Хантсвиле, штат Алабама, где мы жили. Там все устроено на связях: чтоб создать бизнес-парк, нужно иметь в друзьях миллионера. Руководитель парка собирает в одно место изобретателей и гениев, а сам занимается только организаторской работой. И благодаря связям в определенных кругах, среди состоятельных людей, которые многого добились в своей жизни, он изыскивает инвестиции. Для этих состоятельных людей такие инвестиции - всего лишь сфера вложений своих средств.
Корр.: Расскажите подробнее о бизнес-парке в Хантсвиле?
Дмитрий: Схема работы бизнес-парка такова. Парк берет под свою опеку изобретателя или человека, который хочет организовать свое дело. Его обучают год-два. В течение этих лет составляется бизнес-план, которому американцы уделяют очень большое внимание. И бизнес-план не просто делают или заказывают специальным фирмам, а заставляют разрабатывать бизнес-план именно самого начинающего бизнесмена - идеолога нового бизнеса. Без "проживания" своей идеи реализовывать бизнес-план будет очень сложно, к тому же это учит предпринимателя и дисциплине.
После разработки бизнес-план рассматривается руководством бизнес-парка, и если в нем находят какое-то рациональное зерно и решают, что смогут на этом что-то сами заработать, человека берут в
Наталья Шуляшкина
|
Бизнес-парк берет на себя расходы по содержанию нового бизнеса. По выходу уже окрепшей фирмы из структуры руководители бизнес-парка приобретают 2% акций в уставном капитале предприятия. И за счет этого в бизнес-парке содержатся другие фирмы. Так что есть примой интерес в том, чтобы начинающие бизнесмены развились, для чего руководством таких парков ведется активный поиск инвесторов, подбирается директорский состав для молодых компаний и т.д.
Знаете, нам очень повезло, удалось побывать в таком городе как Хантсвиль, базой экономики которого является государство - здесь расположены государственные военные базы, НАСА. И ко всему этому "подтянулся" крупный бизнес, вокруг которого уже основался и малый.
Юлия: У них очень развита система субконтрактинга. Закон штата по субконтрактингу гласит, что 30% всего государственного финансирования должно обязательно идти на малый бизнес. Когда мы задали вопрос: "А что мешает крупным фирмам создать кучу дочек и все свои деньги аккумулировать внутри одной корпорации?" - они нас не поняли. "Да как это возможно? Такого не бывает", - изумлялись американцы. Они в принципе не понимают таких ситуаций.
Корр.: Что вы еще почерпнули для своего дела? Появились какие-то идеи, моежт быть, внедрить что-то в свое производство?
Иркутяне знакомятся с работой мини-типографии в штате Алабама
Наталья: С точки зрения нового продукта - наверно, нет. Кока-кола достаточно консервативна в выборе продуктов: "фанта", "кока-кола", "спрайт".
Европейский и американский рынок идет по пути вкусового сужения. Это у нас 38 именований разливаешь и начинаешь теряться в этом ассортименте. Но сейчас на российском рынке тоже плавно, но верно начинается сужение ассортимента, вычленяются какие-то вкусовые направления.
Что касается производства, то я постепенно внедряю американскую систему организации хозяйственного склада.
Дмитрий: Скопировать американскую систему построения общества, по крайней мере, в части муниципального устройства, в России - невозможно. Надо менять стандарты мышления, потому что у нас плохо развито местное самоуправление и самоопределение.
Юлия: За время стажировки мы посетили много семинаров, практических занятий. Аккумулируя этот опыт, каждый что-то вынес для себя.
Меня интересовала инфраструктурная поддержка предпринимательства - я увидела ту пропасть, которая разделяет нас и их. У нас отсутствует система, а у них - система поддержки малого бизнеса высоко развита. Скопировать данную систему также невозможно, но можно позаимствовать какие-то элементы в организации работы агентств по развитию бизнеса. Удастся ли мне это все внедрить в нашем Шелеховском агентстве? - Вероятно, да. Это, в принципе, в наших силах, и в этом вопросе мы не зависим от каких-то внешних факторов. Что касается взаимодействия с другими структурами поддержки предпринимательства - вот это уже не совсем в наших силах.
Анна: С позиции кредитования - все еще грустнее. В Америке приучают брать кредиты с самого детства. В каждой школе есть офис-банк, где ребенок может взять кредит, например, на учебники, книги, спортивный инвентарь. И ребенок со своих карманных денег рассчитывается со школьным банком. Умение общаться с деньгами у американцев с малолетства. К сожалению, нам надо вырастить новое поколение, чтоб что-то изменить отношение к российской кредитно-банковской системе да и саму систему.
Корр.: Вы говорили, что по сравнению с нашей страной отношение американского общества к предпринимателям иное...
Анна: В Америке общество относится к предпринимателям абсолютно адекватно, считая их людьми, которые зарабатывают себе на жизнь, а не наживаются за счет других.
Более 71 млн американцев
От редакции: Конечно, круглый стол, проведенный нашим журналом по итогам трехнедельной стажировки группы иркутян в Америке, получился несколько эмоциональным. Но наших гостей понять можно. "Наши впечатления после поездки в такую страну можно, конечно, списать на культурный шок. Но сейчас прошло уже достаточно времени, и мы все больше убеждаемся, что так жить не будем никогда. Поэтому сравнивать наши системы - дело неблагодарное", - таково было общее резюме. В направлении "Развитие малого бизнеса", которое было главной темой стажировки иркутян в США, имелся пункт: после возвращения домой нужно разработать свой проект. Над этим сейчас и работают иркутские стажеры. Кстати, поездка дала хороший толчок, и у ребят сразу же возникла масса идей, связанных с созданием и работой бизнес-инкубатора и техно-парка. Но вскоре все пришли к единому мнению, что у них ничего не получится, пока не удастся соединить свои возможности и привлечь единомышленников из совершенно разных областей деятельности: общественной, муниципальной, бизнес-структур, финансовых организаций. Сейчас стажеры как раз работают над проектом создания такого инициативного сообщества. В одном из ближайших номеров "Капиталиста" мы расскажем о том, как продвигается работа над данным проектом.
(половина занятого населения) работают на предприятиях малого бизнеса
CУД ВСТАНЕТ НА СТОРОНУ АРЕНДАТОРА
Арендатор помещений в США защищен не в пример лучше, чем в России, - уверен профессор Стендфордского университета (Калифорния) Кристофер Осаква:
- В сорока американских штатах действует законодательство, серьезно защищающее права арендатора. Так, в течение всего срока договора арендодатель не имеет права повысить арендную ставку. Это распространяется и на пролонгированные договоры.
Более того, если сменился собственник, то он покупает это здание с обременением - теми арендными договорами, которые действуют на момент покупки нежилого помещения. И если он, желая получить большую прибыль, начнет расторгать эти договоры, потому что за время аренды ее рыночная цена в целом уже выше, то суд встанет на сторону арендатора. Впрочем, это касается и договоров найма жилья.
А то, что происходит у вас, в России, когда собственник может повышать аренду в рамках уже заключенного договора или же расторгнуть договор, чтобы пригласить более выгодного арендатора, - нет, у нас это невозможно.
- Число просмотров: 2237