Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Кадры

НЕХВАТКА КАНДИДАТОВ

ПРОБЛЕМЫ ПОИСКА В ОТРАСЛЯХ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 1 апреля
Авторынок
БЛОГЕРАМ ДОВЕРЯЮТ
Доходы и расходы
ПАДЕНИЕ ВЫРУЧКИ -- ЧТО ДЕЛАЕТ БИЗНЕС

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Архив журнала «Капиталист»

Бизнес в регионе

МАЛЫЙ БИЗНЕС К КОНЦУ ГОДА: НЕКОТОРЫЕ ФАКТЫ

Малый бизнес в России - это уже сила, вовсю участвующая в создании ВВП и влияющая на экономику. Для чего эта фраза, спросите? Нередко приходится общаться с предпринимателями, которые сомневаются, не верят в свои силы. Эта фраза - для них, как и следующий ниже обзор.

Предупреждаю сразу, что фотографически точного портрета российского малого бизнеса нарисовать не удастся. Разные источники предлагают различные методики подсчетов, соответственно их данные отличаются. Субъективных оценок добавляют аналитики из госструктур и общественных организаций, которые комментируют статистические выкладки каждый по-своему. Поэтому будем держаться первоисточников.

Первые цифры. По данным Госкомитета РФ по статистике в стране сейчас 953 тысячи действующих малых предприятий (МП). На них занято 17% работающего населения. Доля малых предприятий в общем объеме валового внутреннего продукта более 11%.

А теперь - к нашим, местным цифрам. От них впечатление лучше. По информации областного департамента предпринимательства, в региональном малом бизнесе работают почти 28% трудоспособных граждан. Причем, наш малый бизнес создает почти в два раза больше рабочих мест, чем на 12 крупнейших предприятий области, таких как АНХК, Иркутскэнерго, Братский алюминиевый завод, Усольский ЛПК, Саянскхимпласт и т.д., и выпускает продукции собственного производства более чем на 38 миллиардов рублей в год. Объем, сопоставимый с объемом производства БРАЗа и Иркутскэнерго вместе взятых.

Концентрация малых предприятий по географическому признаку - современный оценочный показатель успешности региона. Вот так он выглядит по информации Госкомстата: почти 21% всего числа

МП сосредоточены в Москве, на втором месте - Санкт-Петербург (12%), на третьем - Московская область (4%), на четвертом - Краснодарский край (3,6%). Неплохие показатели в Ростовской, Самарской, Свердловской, Новосибирской областях - крупных российских регионах. В среднем по

России количество малых предприятий на одну тысячу жителей составляет 6-6,5.

А это цифры комитета по экономике и финансам администрации Иркутска. В городе действует семь тысяч субъектов малого бизнеса, где работает 42 тысячи человек. На одну тысячу жителей приходится 12,4 малых предприятия - в два раза больше, чем в среднем по России. Хорошая цифра.

В уходящем году четко обозначился курс на инновационность экономики. И в эту сферу должен прийти малый бизнес, поскольку, по экспертным оценкам, малые предприятия работают в четыре раза эффективнее, чем средние, и в 24 раза эффективнее крупных. Однако пока более половины представителей малых форм хозяйствования торгуют, хотя многие предприятия имеют хороший научный потенциал.

Региональную модель развития инновационной сферы предложил ректор ИрГТУ Иван Головных. Модель предполагает концентрацию инновационных технологий в специально созданных учебно-исследовательских центрах. Один из них - для малого бизнеса - в ИрГТУ уже практически создан в рамках парка из 16 малых наукоемких предприятий.

Только чтобы достичь нужной эффективности малому инновационному бизнесу необходимо освоить "коммерциализацию" новых идей. То есть научиться продавать свои разработки и осуществлять авторские права.

И еще одна тема, о которую постоянно спотыкаются наши предприниматели. Хотя... Все же спотыкаются они о барьеры.

В следующем году Европейский союз запускает программу помощи малому бизнесу с упрощенным механизмом создания новых компаний. Теперь в любой стране Европы на открытие малого предприятия будет уходить не больше недели.

У нас в России после введения принципа "одного окна" с регистрацией компаний тоже все неплохо. Хотя по закону регистрация должна занимать не более недели, реально дней за 15-20 дней открыть бизнес можно. А затем начинается то, чем наша страна непохожа на Европу.

Так называемые административные барьеры появились в России в начале 90-х годов прошлого века одновременно со свободным рынком и с благой целью. Государству в те годы нужны были хоть какие-то регулирующие меры, чтобы подстраховать общество от некачественных товаров и услуг. Ими стали сертификация и лицензирование. Однако вскоре они превратились в сделку по покупке-продаже права заниматься определенным видом деятельности или реализовывать какой-либо товар.

В уходящем году малый и средний бизнес России затратил 9,6% от своей выручки на преодоление административных барьеров. А около 25% предпринимателей связывают закрытие своего бизнеса именно с непреодолимыми административными препятствиями.

Поэтому-то неделя-две на открытие фирмы легко покрываются сроком, на который может затянуться получение землеотвода, всевозможных согласований от пожарной службы, санэпидемстанции и т.д. К примеру, в Москве, чтобы открыть АЗС, нужно получить 150 подписей. У нас...

Один иркутский предприниматель летом переоборудовал квартиру на первом этаже в одном из микрорайонов Ангарска под небольшой магазинчик. Чтобы подключиться к электросетям, ему потребовалось собрать почти два десятка подписей, даже от бойцов невидимого фронта - местного отдела ФСБ. Пока собирал, наступила зима, рыть траншею под электрокабель запретили. До весны.

Но весна все же наступит, магазин откроется. А Федеральная антимонопольная служба России подготовила и вносит в Правительство РФ проект новых правил технологического присоединения. Так как "стихийно сложившаяся схема присоединения к электросетям, практикующаяся сегодня, непрозрачна, порождает коррупцию и создает барьеры для развития малого и среднего бизнеса".

Так что малый бизнес справится и с этой бедой.

Василий Потемкин


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 6 (16) Декабрь 2006 - Январь 2007 2006 года


  • Число просмотров: 1698

 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть