Архив журнала «Капиталист»
Опыт
БАРЬЕРЫ, КОТОРЫЕ ПРИХОДИТСЯ БРАТЬ
В 2006 году представители малого и среднего бизнеса России затратили около десяти процентов прибыли на преодоление административных барьеров. Это при том, что общий объем выручки составил почти 10 трлн рублей.
Такие данные стали результатом крупномасштабного исследования, проведенного в 75 регионах России Всероссийским центром изучения общественного мнения, общественной организацией "ОПОРА России" и Минэкономразвития РФ. Мониторинг также показал, что общей проблемой для предпринимателей страны является доступ к недвижимости и кредитным ресурсам.
Валентина СОКОВА
|
Административными барьерами принято называть нормативные документы, а также действия властей и контролирующих органов, которые тормозят деятельность предпринимателей. Условно их подразделяют на "естественные" и "сознательные". Первые возникают из-за оправданного желания общества подстраховаться от некачественных товаров и услуг. Вторые, по мнению большинства, воздвигаются исключительно для того, чтобы собирать административную ренту.
В России административные барьеры появились одновременно со свободным рынком в начале 90-х годов прошлого века. Массовый выброс товаров и услуг ненадлежащего качества потребовал со стороны государства каких-то регулирующих мер, коими стали сертификация и лицензирование. Однако вскоре выяснилось, что при существующем товарообороте созданные контролирующие органы со своими функциями не справляются. И процедура лицензирования и сертификации на деле превратилась в сделку по покупке-продаже права заниматься определенным видом деятельности или реализовывать какой-либо товар.
Сегодня львиная доля времени и усилий российских предпринимателей уходит на преодоление административных препятствий. Причем, с момента, когда принято решение заняться бизнесом. Например, чтобы зарегистрировать предприятие, начинающему бизнесмену нужно посетить едва ли не десяток инстанций и получить уйму согласований. Правда, как раз открытие своего дела сегодня особой сложности не представляет. Развитой рынок посреднических услуг эту проблему убрал. Только в Иркутске работает больше сотни организаций, которые за определенную плату оформляют регистрацию предприятий всех видов собственности.
Проблемы возникают после организации бизнеса, когда начинается процедура его размещения (покупка или аренда земельного участка либо помещения) и функционирования (организация налогового и бухгалтерского учета, сертификация и стандартизация), а также проверки контролирующих органов (налоговики, пожарная инспекция, СЭС, МВД, экологический контроль, Госторгинспекция и др.). И каждое из этих мероприятий в нынешних реалиях по своей сути и смыслу является очередным административным барьером.
"Власти Иркутской области не видят в лице частных малых предпринимателей контрагентов, играющих существенную социально-экономическую роль в жизни региона, к нуждам которых следует прислушаться, с которыми целесообразно вести диалог", - резюмировала консультативная служба по иностранным инвестициям FIAS в 2004 году.
К сожалению, сегодня ситуация практически не изменилась. По-прежнему в ходу "переброска" документов от одного чиновника к другому, внезапные изменения правил игры, принятие решений людьми некомпетентными. А наличие в областном бюджете статьи о неналоговых поступлениях ориентирует представителей областной власти не на помощь предпринимателям, а на выявление ошибок, дающих право возлагать штрафные санкции.
Как показывают опросы, непосредственно в Иркутске предприниматели чаще всего сталкиваются с административными препонами, пытаясь купить либо оформить аренду земельных участков и зданий, а также при получении разрешения на строительство. Более того, представители строительного бизнеса называют административные барьеры одной из главных причин того, что строительство того же жилья в Иркутске ведется не так активно, как в других крупных городах РФ.
Значительная часть проблем малого предпринимательства связана с несовершенством законодательства на федеральном и региональном уровнях, - признают представители власти, - а в ряде случаев - с отсутствием механизмов его реализации на практике.
Основополагающий закон, регулирующий основы государственной поддержки малого предпринимательства - закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" был принят в 1995 году и, естественно, в полной мере уже не отвечает потребностям малого предпринимательства. Отдельные законы, принятые впоследствии ("О банках и банковской деятельности", "Бюджетный кодекс Российской Федерации" и пр.), содержат ряд положений, противоречащих друг другу.
Не только федеральное, но и не всегда продуманное региональное законодательство создают лишние проблемы для малых предприятий. Поэтому муниципальные чиновники предлагают общественными объединениями предпринимателей и объектами инфраструктуры поддержки малого предпринимательства совместно проводить мониторинг регионального законодательства с точки зрения его влияния на снижение неоправданных административных барьеров.
В ноябре в администрации Иркутска прошел круглый стол, посвященный данной теме. Участие в нем приняли сотрудники мэрии и контролирующих органов, рядовые предприниматели и представители предпринимательских объединений. Дискуссия состоялась. Вот только была ли она конструктивной? Ни одного предложения со стороны бизнесменов не поступило. Были только вопросы, причем большей частью личного характера.
А между тем...
Валерий ПОПОВ
|
- Просто говорить об этом, заседать нет смысла, - продолжил Валерий Попов. - Необходимо выстраивать партнерские отношения между предпринимателями и властью. И представителям малого и среднего бизнеса нужно проявлять больше инициативы при их формировании.
Позицию Валерия Попова поддержала Валентина Сокова, председатель некоммерческого партнерства "Малые предприятия Иркутской области". По ее словам, бездействие предпринимателей при обсуждении ключевых законопроектов, формировании программ и т.п. им самим же выходит боком. Только понимать это они начинают, когда уже поздно.
А что касается хотя бы частичного решения проблемы административных барьеров, то, по мнению Валентины Соковой, нашей стране необходим закон, согласно которому контролирующие органы должны нести ответственность за свою деятельность. И инициировать принятие такого закона в первую очередь должны предприниматели. "Контролирующие органы используют противоречия в законодательстве в своих интересах. И пока они остаются безнаказанными, мы с административными барьерами справиться не сможем".
Противоречивость федеральных и региональных законов привело к тому, что контролирующие и проверяющие инстанции чаще всего дублируют друг друга. А самое неприятное - они материально заинтересованы, и факт наличия или отсутствия какой-то бумаги для небольшой фирмы может обернуться финансовым крахом.
Интересно, но бывает, что действия, точнее - бездействие, чиновников одного уровня тормозит деятельность не только предпринимателей, но и чиновников другого уровня.
Леонид Ощерин, председатель КУМИ администрации Иркутска, был вынужден обратиться в суд на Комитет по охране объектов культурного наследия администрации Иркутской области. Повод - затягивание сроков вывода здания из статуса памятника архитектуры. В итоге были сорваны сроки сноса старого здания и строительства нового. Убытки понесли и муниципалитет, и застройщики.
- Число просмотров: 1826