Архив журнала «Капиталист»
Так это было
КУПЕЦ ЯКОВЛЕВ - ИРКУТСКИЙ ТОРГОВЕЦ ТЕХНИЧЕСКИМ ПРОГРЕССОМ
Сегодня в нашей исторической рубрике действительно уникальная тема.
Несмотря на то, что описываемые события относятся к тому времени, когда технический прогресс уже достиг и далекого сибирского Иркутска: работали фотоателье, выходило несколько городских газет, а литераторы и летописцы активно вели историю иркутского общества, оказалось, что об этом человеке прошедшее столетие сохранило удивительно небольшое количество информации. Итак, иркутский предприниматель Николай Васильевич Яковлев.
Сведений об иркутском купце Николае Яковлеве сохранилось немного. Но то, что сохранилось, дает основание представить его как исключительного предпринимателя, мецената и яркую личность в облике Иркутска конца XIX века - времени непростого, когда город, на две трети сгоревший в пожаре 1879 года, отстраивался заново.
Владелец оружейного магазина, торговец последними техническими новинками, охотник, предводитель Клуба велосипедистов и автомобилистов, владелец первого в Иркутске автомобиля - даже только после этого перечисления можно утверждать, что к Николаю Васильевичу Яковлеву история отнеслась незаслуженно невнимательно.
ОН СДЕЛАЛ ИРКУТЯН РАВНЫМИ
15 сентября 1894 года в Иркутске открылся первый оружейный магазин, который находился на углу улиц Пестеревской и Большой, в торговом доме купца Родионова (ныне это "Детский мир" на перекрестке Карла Маркса и Урицкого). Открыл его купец Яковлев - в городе человек известный и почитаемый.
Этот оружейный магазин стал на то время единственным местом в городе, где оружие продавали гражданским лицам: револьверы, винтовки, карабины - как российского, так и зарубежного производства. Особой популярностью пользовались бельгийские модели - самые качественные.
Пять офицерских магазинов, действующих в Иркутске до этого, предлагали маузеры или винтовки Мосина, недоступные простым гражданам. А в лавке Николая Яковлева продавались револьверы и винтовки, иметь которые разрешалось и рядовым гражданам.
Здесь в качестве аналогии напрашивается американская история из середины 19 века - времен появления самой популярной и многочисленной серии личного оружия - револьверов Кольта. В США тогда говорили: "Бог создал людей, а мистер Кольт сделал их равными".
Поэтому к особым заслугам Яковлева можно причислить то, что после открытия его магазина оружие стало более доступным для иркутян.
Правда, купить револьвер мог тогда не каждый. Правила оборота оружия конца 19 - начала 20 века очень похожи на современные. Для приобретения оружия необходимо было получить разрешение полицмейстера и градоначальника. И продавали его только благонадежным людям. А умалишенные и криминальные лица лишались права приобретать оружие.
В те времена проще можно было купить гладкоствольное оружие, дальнозарядное - старых образцов, которые переделывались из бывших армейских винтовок 19 столетия. Армейские образцы и прочее нарезное оружие разрешалось приобретать только одной категории граждан - офицерам. По приказу Николая II офицеры могли покупать любое оружие - автоматическое и даже любых стран мира.
ПОД ВЫВЕСКОЙ ОРУЖЕЙНЫХ МАГАЗИНОВ
Наряду с оружием в магазине Яковлева продавались предметы охоты и рыболовные принадлежности. В Восточно-Сибирском календаре Николай Васильевич упоминается и как торговец техническими новинками того времени: граммофонами, патефонами, пластинками, пишущими машинки, телефонными аппаратами, несгораемыми стальными шкафами, токарными станками, велосипедами, швейными машинками "Зингер". Такой ассортимент отличал многие магазины того времени, которые регистрировались как оружейные.
Оружейный магазин купца Яковлева. Иркутск, 1894 г.
|
- Это симптоматичное явление, что технические новинки собирались под маркой оружейных магазинов, - говорит старший научный сотрудник иркутского краеведческого музея Сергей Шуперт. - Дело в том, что оружие в России как местного, так и зарубежного производства, было очень дорогим. Оборот капитала у владельцев оружейных магазинов был достаточно высок. Только состоятельные купцы могли позволить богатый ассортимент промышленного товара в своих магазинах, что относилось и к Яковлеву. Учитывая, что на промышленный товар в Сибири всегда был серьезный голод и соответствующий спрос - капитал торговцев оружием и техническими новинками стремительно преумножался.
Позднее конкуренцию Яковлеву пытались составить московские купцы Абачин и Орлов, чей оружейный магазин располагался на улице Большой (ныне - Карла Маркса), но он просуществовал недолго. Лавка Яковлева успешно победила в конкурентной борьбе московскую фирму - случай из ряда уникальных. После 1906 года магазин Абачина и Орлова теряется во всех списках. Как полагает Сергей Шуперт, торговля в Иркутске, очевидна, им стала абсолютно невыгодна.
ИРКУТСКИЙ ЦИКЛОДРОМ
Имя Яковлева упоминается вместе с такими купеческими фамилиями как Мясников и Попов еще в 1882 году в связи с появлением в Иркутске первых велосипедов.
Тогда подобные средства передвижения были непонятны многим жителям, их пугались лошади, а извозчики даже писали жалобы. Оказывается, велосипедисты умудрялись сбивать лошадей. В результате полицмейстер запретил ездить на велосипедах по городу.
В мае 1882 года, как рассказывает писатель-историк, сотрудник Музея истории города Иркутска Иван Козлов, городское общество отвело обществу велосипедистов 13 десятин земли в березовой роще в предместье Глазково - сейчас это место занимает Парк парижской коммуны.
И на циклодроме на Кайское горе был создан целый спортивный городок с беговыми дорожками, детским аттракционом "гигантские шаги", крокетом, кеглями, и даже детскими велосипедами. Место было очень удобным для кросса.
Циклодром очень понравился иркутянам - там решено было проводить многие городские праздники. И уже в сентябре того же года город увидел первые велогонки.
По другим источникам (летопись Нита Романова), циклодром - велосипедный трек - официально открылся в Иркутске 30 мая 1893 года. В день открытия циклодрома в городе было около 100 велосипедов марок "Дукс", "Сафати", "Рудж и Ковентри".
А еще история сохранила следующие факты из жизни циклодрома. В 1894 году пожарные города со знаменем отправились за циклодром, в Глазково, где состоялось гуляние и угощение нижних чинов. Более того, на циклодроме выстроили летний театр, и летом 1896 года там музицировало трио: Медпин - флейта, Мошневич - виолончель, Гершевич - кларнет. А в дни коронации в том же году на Ангаре и Иркутске пускали фейерверки, зажигали смоляные бочки, поднимали воздушные шары. А двумя месяцами раньше, намереваясь поспеть в Москву к торжественным событиям возложения короны на голову цесаревича Николая, что пять лет назад гостил в Иркутске, отсюда, с циклодрома, два велосипедиста Алфимов и Распопин на велосипедах покатили в Москву - в моду входили кругосветные странствия.
В 1900 году на циклодроме проводились первые женские соревнования-гонки: соревновались две спортсменки – родные сестры, и старшая обошла младшую. Спорт становился семейным делом.
ПЕРВЫЙ АВТОМОБИЛЬ В ИРКУТСКЕ
Удивил Яковлев иркутян и первым автомобилем, который сам привез из Франции. Этот день - 1 июля (14-го по новому стилю) 1899 года можно считать началом автомобильной эры Иркутска. Позднее купец стал председателем иркутских обществ автомобилистов и велосипедистов.
Общество автомобилистов и велосипедистов. Иркутск, начало XX века.
|
В иркутской летописи Нита Романова записано по этому случаю следующее: "1 июля (по старому стилю) 1899 года господин Н.В.Яковлев привез из Франции автомобиль, отапливаемый бензином и могущий идти со скоростью 15 верст в час. Кататься могут 3 человека".
С этого момента на улицах Иркутска для пешеходов и конных обозов возникла опасность. Изредка появляющийся быстро едущий моторный экипаж Яковлева стал вызывать у тех и у других легкий испуг.
Яковлев является одним из первых торговцев, который в 1906 году начал продавать автомобили. Нит Романов сообщает, что распространение подобных автомобилей было связано с большими трудностями из-за их дороговизны. Но пример Яковлева оказался заразительным. Некоторые влиятельные граждане города стали выписывать из заграницы различные модели самодвижущихся экипажей.
Когда количество автомобилей, принадлежавших иркутским купцам, генерал-губернатору, штабу военного округа перевалило за десяток, техническое отделение городской управы вынуждено было разработать правила, обязательные для езды на моторных экипажах по улицам.
ВСТРЕЧА С ИТАЛЬЯНСКИМ ПРИНЦЕМ
Но автомобили, наряду с велосипедами, были только увлечением, а основным занятием Николая Васильевича - и для души, и для блага - было оружие и охота. Историк Сергей Шуперт отмечает, что долгое время спортивная и любительская (но не промысловая) охота была частью жизни только состоятельных людей из общества. Слишком уж дорогое удовольствие.
Яковлев был членом охотничьего общества, а, следовательно, купцом был очень состоятельным. Председательствовал в охотничьем обществе в то время купец Сергей Николаевич Родионов - большой друг Николая Васильевича.
Между Яковлевым и Родионовым существовала особая связь. Оружейный магазин Яковлева располагался в доме отца Сергея Николаевича - Николая Львовича Родионова*, купца-чаеторговца. Чаеторговцы - одни из богатейших купцов в Иркутске, монополизировавшие торговлю чаем через Кяхту. Купцы возили чай на запад, в европейскую Россию, и, будучи богатейшими людьми, они участвовали в различных концессиях, в том числе, в "Ленском золотопромышленном товариществе" и многих-многих других.
- Ментальная и деловая связь этих двух купцов родилась, видимо, из их любви к охоте, а также любви к таким техническим новинам, как автомобили, - отмечает Сергей Шуперт. - Кстати, Сергей Родионов стал вторым владельцем автомобиля в Иркутске. А через некоторое время Яковлев не без помощи Родионова открыл свой второй после оружейного магазин, где торговал только автомобилями - уже на улице Ивановской (ныне - Пролетарская).
Николай Яковлев, как предводитель обществ велосипедистов и автомобилистов, участвовал в ряде мероприятий, связанных непосредственно с их деятельностью. Например, в 18 июня 1907 года Яковлев встречал в Иркутске автомобильный пробег из Пекина в Париж, устроенный по инициативе французской газеты "Матэн".
Первым шел итальянский экипаж на автомобиле "Италия", которым управлял принц Сципион Боргезе, путешествующий со своей супругой Анной-Марией. Встречавшие их Яковлев и Родионов пригласили гостей в дом к Родионову, где те и заночевали. На следующий день на циклодроме состоялось радушное чествование прибывших гостей. А 20 июня в 11 часов дня принц со своими спутниками, сопровождаемый Иркутским обществом велосипедистов, отправился в дальнейший путь.
К слову, остальные участники пробега, а это еще пять автомобилей, прибыли в Иркутск только 22 июня. Они остановились в гостинице "Гранд-Отель" и на следующий день двинулись далее по маршруту.
КРУПИЦЫ ИСТОРИИ
И еще о некоторых фактах из жизни купца Яковлева в интервью нашему журналу рассказал иркутский историк Сергей Шуперт:
- Как гласный городской думы Яковлев был обязан активно участвовать в жизни города. Он содействовал перестройке города после пожара 1879 года: давал свои личные деньги на застройку, в том числе на соборы и храмы Иркутска. Возможно, он, как и Сергей Родионов, участвовал в постройке Казанского кафедрального собора. Известно, что отец и сын Родионовы брали подряд на подвозку камня для постройки этого собора.
Корр.: Если ли сведения о предпринимательских качествах этого купца?
- Стиль ведения дел Яковлева был очень характерен для того времени. Если сравнить рекламу оружейного магазина Яковлева с другими подобными магазинами, они во многом похожи. Например, спектр товаров у главного конкурента - магазина Абачина и Орлова почти идентичен с яковлевским и другими магазинами Сибири и европейской России. Но то, что Яковлеву удалось вытеснить из Иркутска москвичей, говорит об исключительных предпринимательских качествах Николая Васильевича.
...К началу Октябрьской революции в Иркутске работали уже несколько оружейных магазинов. Все они после смены власти в стране прекратили свое существование. Но основатель целого направления в местной торговле не дожил до этого. Купец Николай Яковлев скончался в 1916 году.
ОТ РЕДАКЦИИ:
Это всё, что нам с огромной помощью иркутских историков удалось найти об иркутском предпринимателе Николае Яковлеве. Однако многие страницы его жизни, к сожалению, так и останутся нераскрытыми.
Был ли Николай Васильевич женат? Имел ли детей? Известно, что жил он возле самой Тихвинской площади (ныне - сквер Кирова) в доме, которого уже нет. Историкам не удалось установить и точный адрес этого дома.
Сейчас трудно предположить, чем кроме торговли еще занимался Николай Яковлев. Вероятно, именно он помогал своему другу Сергею Родионову закупать первые в Иркутске аэропланы, которые перед самой Первой мировой войной Родионов подарил Иркутскому авиационному обществу.
В иркутских архивах не удалось обнаружить ни одного портрета Николая Яковлева. Однако в краеведческом музее не теряют надежды. Есть сведения, что общий портрет Яковлева и Родионова с принцем Боргезе был сделан возле дома Родионова на Шелашниковской улице (ныне - улица Октябрьской революции). Этот портрет, возможно, существует где-то в Италии.
--------------------
* Николай Львович Родионов (?-1902) - один из старейших иркутских купцов. На его деньги была построена и содержалась церковно-приходская Преображенская школа. Он умер в Иркутске и был похоронен 24 мая 1902 года на кладбище в ограде Знаменского монастыря.
- Число просмотров: 5232