Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Исследование

В ФОКУСЕ ВНИМАНИЯ: ОТЗЫВЫ ПОКУПАТЕЛЕЙ

ПРОДУКТОВЫЙ РИТЕЙЛ ХОЧЕТ МЕНЯТЬСЯ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 7 ноября
Авторынок
БЛОГЕРАМ ДОВЕРЯЮТ
Доходы и расходы
ПАДЕНИЕ ВЫРУЧКИ -- ЧТО ДЕЛАЕТ БИЗНЕС

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Архив журнала «Капиталист»

Новости бизнеса

Алексей Альмухамедов: "МАЛЫЙ БИЗНЕС НАПОЛНИТ ВАГОНЫ"

Второго октября место начальника Департамента предпринимательства, среднего и малого бизнеса администрации губернатора Иркутской области стало вакантным. Алексей Альмухамедов, более двух лет возглавлявший этот департамент, покинул пост по собственному желанию. Но перед уходом он дал последнее интервью в качестве начальника департамента - нашему журналу. Итак, о состоянии малого бизнеса Иркутской области глазами человека, который уходит.

 
Алексей АЛЬМУХАМЕДОВ
Корр.: Алексей Александрович, как изменился малый бизнес региона за два-три прошедших года?

- Говоря языком цифр, можно отметить устойчивое развитие бизнеса и активный рост как по количеству предприятий, так и по количеству регионального валового продукта. Но по цифрам сложно образно представить: что есть малый бизнес?

Для наглядности обратимся к количеству рабочих мест. Когда мы говорим, что в малом бизнесе работают почти 28% трудоспособных граждан - это нам мало о чем не говорит. Другое дело, если мы проведем сравнение с крупным бизнесом. Например, если показать что в малый бизнес создает почти в два раза больше рабочих мест, чем на 12 крупнейших предприятий области, таких как АНХК, Иркутскэнерго, Братский алюминиевый завод, Усольский ЛПК, Саянскхимпласт и т.д., то это по крайней мере заставляет относиться к предпринимательству серьезно!

А если к этому добавить то, что малый бизнес выпускает продукции собственного производства более чем на 38 миллиардов рублей в год. И этот объем сопоставим с объемом производства БРАЗа и Иркутскэнерго вместе взятых!

То естьне замечать малый бизнес уже нельзя! Это та сила, которая реально влияет на экономику области. Другое дело, что предпринимательская сила не очень организованна и не может лоббировать свои интересы так же эффективно, как может это делать крупный бизнес.

Если говорить о налоговых поступлениях от деятельности предпринимателей, то этот показатель не так высок, как уровень занятость или объем производимой продукции. Но и функция у малого бизнеса пока иная - это в первую очередь обеспечение занятости и самозанятости населения. Конечно мы понимаем, что значительная часть малого бизнеса работает в "серых" схемах. И работа по выведению бизнеса из тени, конечно, ведется. Но перегнуть палку здесь тоже нельзя. Ведь много малые предприниматели работают так не от хорошей жизни. Если усилить налоговый гнет, то многие из них просто разоряться. И примеры тому есть.

Однако и по налогам ситуация достаточно оптимистична. За последние два с половиной года, когда я возглавлял Департамент, поступления по двум специфичных для малого бизнеса налогам, "вмененке" и "упрощенке", ежегодно увеличивались на 300-400 тысяч рублей, а это ежегодное увеличение примерно на 30%.

Неплохая динамика и хорошая реакция малого бизнеса на то, что мы начали предлагать им какую-то помощь, не правда ли?

Корр.: Каковы, на ваш взгляд, тенденции в развитии бизнеса?

- Безусловно, это тенденция к укрупнению. Есть очень показательные картинки, когда мы говорим о демографии малых предприятий. Поскольку малый бизнес оценивается в отрыве от среднего и крупного бизнеса, количественный фактор здесь относителен. Например, в Усолье-Сибирском малых предприятий стало меньше. А это опасный симптом. Стали разбираться: почему? А оказывается, одно малое предприятие перешло в разряд средних. При этом количество занятых людей возросло, но количество малых предприятий - уменьшилось.

Приход сетей - это тоже процесс укрупнения. Не очень приятно для самих предпринимателей, но такова мировая тенденция. И ее необходимо учитывать при прогнозах развития.

Безусловно, стала заметна тенденция к переориентации предприятий от "чистых" продаж в сторону производства. Торговля перестала приносить большой доход, как это было в 90-е годы, и стала более цивилизованной. Потому многие предприятия, накопив средства, переориентируется на производство. О чем свидетельствует объем производимой продукции: ее прирост, в первую очередь, происходит за счет перерабатывающего производства и сферы строительства. Торговля только на третьем месте.

Корр.: Как вы считаете, есть ли место малому бизнесу в тех глобальных проектах, которые обсуждались Байкальском экономическом форуме?

- Прямой связи между БЭФом и малым бизнесом нет. На этом мероприятии обсуждались глобальные проекты, интересные для крупного бизнеса. Но ведь мы понимаем, что малый бизнес не может существовать в вакууме, он существует вокруг крупных объектов. И если те проекты, которые были заявлены на БЭФе, например, об агломерации, о развитии лесного комплекса, будут реализованы - это очень сильно повлияет на малый бизнес с точки зрения его вовлечения в орбиту крупного бизнеса.

Если это сравнивать с железной дорогой: то власть проложила рельсы, крупный бизнес пустил по ним локомотив, а малый бизнес - наполнил вагоны. БЭФ - это как раз попытка определить направление прокладки рельсов, чтобы затем пустить по ним тепловозы.

Место малого бизнеса - не внутри БЭФа. Если БЭФ сможет повлиять на развитие экономики всей Иркутской области, то это непременно простимулирует и развитие малого бизнеса.

Корр.: Алексей Александрович, многое ли вам удалось сделать за время пребывания на посту руководителя Департамента предпринимательства, среднего и малого бизнеса?

- Если говорить об оценке моей деятельности, то пусть это сделают сами предприниматели. Могу оценить только с точки зрения финансирования. Когда я пришел в департамент, финансирование программы малого бизнеса было порядка миллиона рублей в год. А на этот год по программе поддержки малого бизнеса запланировано финансирование в размере 40 миллионов рублей, реально - 22 миллиона. Как это будет воспринято малым бизнесом? - это уже вопрос не ко мне, а к предпринимателям.

Удалось реализовать несколько важных вещей, например, создание инновационного бизнес-инкубатора. Удалось изменить отношение к малому бизнесу. Если раньше никто - ни руководители муниципальных образований, ни представители администрации - серьезно не воспринимали предпринимателей, то сейчас их воспринимают как серьезную силу, влияющую на экономику области.

Кое-что, конечно же, не удалось осуществить. Например, создание областного гарантийного фонда, системы целевых муниципальных фондов недвижимого имущества.. Но думаю, эти проекты в будущем не оставят без внимания.

Ольга Михайлова


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 5 (15) Октябрь - Ноябрь 2006 года


  • Число просмотров: 2419

 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть