Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Ритейл

ПРАВИЛА МАРКИРОВКИ С 2025

ЧЕСТНЫЙ ЗНАК НА ТОВАРЕ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 23 сентября
Экономика
САМАЯ ВЫГОДНАЯ ОТРАСЛЬ
Налоги
ЧТО НЕСЕТ РЕФОРМА 2024-2025

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Тон-М

Архив журнала «Капиталист»

Ателье

МАЛЫЙ ПОШИВОЧНЫЙ: УЖЕ НЕ ХОББИ, НО ЕЩЕ НЕ БИЗНЕС

Ателье по пошиву и ремонту одежды - яркий пример частной предпринимательской деятельности.

За последние пять лет их число в Иркутске увеличилось почти в два раза. Однако это не показатель роста отрасли, а скорее даже наоборот. Тему исследует наш корреспондент.
Легкая промышленности в Иркутске никогда не была перспективной отраслью. Бывших советских предприятий, которым в рыночное время удалось остаться на плаву, единицы, и они выжили во многом благодаря поддержке администрации (госзаказ, льготные кредиты). Интерес государства очевиден: предприятия легкой промышленности не столько рентабельны (особенно в условиях насыщения рынка дешевой китайской продукцией), сколько социально значимы. К тому же до 90 процентов работающих в данной отрасли - женщины.

На сегодняшний день иркутская швейная промышленность представлена одним крупным предприятием, остальное - малый бизнес. Крупное - фирма "Вид", малые - все частные ателье по пошиву и ремонту и авторскиемастерские. Последние самые малочисленные. Модельера или дизайнера еще не часто встретишь в иркутских ателье. В авторском ателье разрабатывают дизайнерские модели с учетом модных тенденций и пристрастий заказчиков. 

В свое время из-за высоких затрат на производство средние и крупные ателье разбились на множество мелких ЧП. Так и работают. Большая часть фирм вообще не поддается учету, так как портнихи шьют на дому. На сегодняшний день в сфере по пошиву и ремонту одежды в иркутских ателье трудится более 650 официально учтенных человек.

Невысокий спрос на данный вид услуг (по статистике расход средств на пошив и ремонт одежды в Иркутске составляет 50 рублей на человека в год) тормозит рост отрасли в целом. Как отмечают директора ателье и дизайнеры, пошив одежды - это не бизнес, а скорее профессиональное хобби, творчество. 

Открывать малое предприятие в этой отрасли в Иркутске невыгодно, и тому есть масса объективных причин. Низкие прибыли малых предприятий по ремонту и пошиву одежды - реалии не только сегодняшнего дня. В советское время ателье поддерживались дотациями из других отраслей. 

РЕМОНТ - ОСНОВНОЕ 

Основной объем работ приходится сегодня не на пошив, а именно на ремонт одежды. И если клиентура модных иркутских дизайнеров и ателье с именем - это средний класс, клиенты с высоким уровнем дохода. То основная масса иркутских ателье обслуживает как раз клиентов с доходом ниже среднего, которые не могут позволить себе купить новую вещь и ремонтируют старую. По данным мониторинга, в Иркутске к услугам предприятий бытового обслуживания обращаются граждане, зарабатывающие менее 10 тысяч рублей. 

По словам начальника отдела бытового обслуживания Комитета по потребительскому рынку администрации Иркутска Людмилы Антонович, эта сфера деятельности напрямую зависит от потребителя: сколько денег в отрасль он принесет, столько в ней и останется. Если платежеспособность населения низкая, то востребованы только услуги ремонта. Отрасль в этом направлении и развивается. 

Среди основных заказчиков ателье на пошив одежды - клиенты с нестандартной фигурой, кто не может подобрать одежду в магазине, другим интересен индивидуальный подход. 

Справедливости ради надо отметить, что по стоимости услуги данная отрасль далеко не на последнем месте. К примеру, ремонт стоит от 100 рублей (вшить замок), а пошив одежды в среднем от 500 рублей (юбка) до двух-пяти тысяч рублей (костюм, пальто). Вещь "от автора" - в несколько раз дороже. Но эта услуга не может быть дешевле только по причине своей недоступности, отмечает директор ателье Татьяна Коржева, это ведь ручная работа. 

По статистике, объем выполненных услуг по пошиву и ремонту одежды составляет 19 процентов от всего объема услуг бытового обслуживания (химчистки, сауны, фотография, ремонт и т.д.), в то время как предприятий в этой отрасли лишь 10 процентов от общего числа предприятий, работающих в сфере бытового обслуживания. 

В Иркутске услугами бытового обслуживания пользуются лишь по необходимости, причина все та же - низкая платежеспособность иркутян. В советское время количество швей на душу населения рассчитывалось по плану. Была даже конкретная цифра: столько-то мастериц швейного дела на тысячу иркутян. Сегодня все по-другому, условия на рынке диктует спрос а штат работников большинства ателье не превышает трех человек. Причина банальна - едва хватает работы. Но это, если говорить об ателье "для всех". 

В последние годы наметился рост в сторону пошива эксклюзивной одежды "от автора". В таких мастерских больше креатива, творчества. Это услуга на обеспеченного и притязательного клиента, и спрос на нее есть.

ТЕОРИЯ, НЕ ПРИШИТАЯ К ПРАКТИКЕ

 
Ирина ШЕМЕТОВА
Как утверждает художник-модельер Елена Серебрякова, с кадрами проблема. Ощущается острая нехватка профессиональных портных, способных воплотить идею автора, дизайнера и выдержать качество изделия. 

- Мы придумываем много моделей, - говорит Елена, - и готовы творить еще, но кто эти модели сошьет? В авторских ателье очень высокие требования к исполнению. 

Несоответствие уровня образования выпускников лицеев и требований работодателей, отмечает и директор ателье Татьяна Коржева: 

- Даже не знаю, как у нас учат. Пример из жизни: приходит ко мне девочка, выпускница лицея, видно, что любит свое дело, хочет работать. Но я не смотрю диплом и оценки, а прошу втачать карман, сделать нужную строчку. И все, дело встало. Подобных примеров масса. Выпускники по специальности "конструктор-закройщик" не умеют кроить, так как за все время учебы самостоятельно выполнили две-три вещи. Некоторые, не то, что кроить, прострочить ровно не умеют. Были случаи, когда девочки, не зная как выполнить задание, не смущаясь, спрашивали: "можно тетрадку полистать, посмотреть, как это делается". 

- Мы даже заключали договор со службой занятости и лицеем на трудоустройство выпускников, - вспоминает Татьяна Коржева. - Результат нулевой: ни одного не смогли устроить, кандидаты практически ничего не умели делать. Мне самой просто некогда заниматься обучением бесперспективных работниц, у нас всегда много заказов. Поскольку требования в ателье очень высокие, поэтому и отбор жесткий. 

Елена Серебрякова отмечает, что талантливые ребята есть, но в мастерских нужны не "звезды", а нормальные специалисты с практическим опытом. Но найти одного-двух работников трудно, а поменять коллектив - это вообще нереально. 

Руководители авторских ателье, устав от бесконечных проблем с персоналом, уже всерьез рассматривают возможность организации цеха с китайскими рабочими. 

- Мне пришлось закрыть ателье и уволить штат из нескольких работников, оставив одну портниху, - рассказывает Елена Серебрякова, - потому что я устала от решения бесконечных организационных вопросов. Просто не оставалось времени на творчество. 

Причину кадровых проблем Людмила Антонович видит в специфике самой отрасли. К примеру, количество парикмахерских в Иркутске за пять лет выросло в три раза и число парикмахеров соответственно на столько же. Потому что оборачиваемость средств в парикмахерском бизнесе быстрее, меньше времени и затрат требуется на обучение специалиста и на то, чтобы сделать его профессионалом своего дела. 

Минимальный срок обучения на швею - два года, и еще столько же требуется на то, чтобы она наработала профессиональные навыки. К тому же швея должна обладать такими качествами, как терпение, усидчивость, старание.

Беда наших учебных заведений, отмечает Людмила Антонович, в отрыве теории от практики. Хотя уже начинают при некоторых лицеях создавать Дома моды, где студенты создают экспериментальные модели, устраивают показы. Но все это еще не выходит на должный профессиональный уровень, во многом потому, что на это нужны немалые средства.

Находить молодых талантов помогают конкурсы, отмечает начальник отдела бытового обслуживания. В Иркутске они в последние годы проводятся регулярно, но все равно не решают проблем отрасли. Молодые, став "звездами", начинают, как правило, работать на обеспеченного клиента, шить эксклюзив. Но отрасли необходимы люди, которые бы работали на население. Те же, кто работает в обычных ателье, редко участвуют в конкурсах. Для многих это "закрытая зона", зачастую из ложной скромности. 

По словам Елены Серебряковой, конкурс для участника - это не только площадка по продвижению своих идей, но и пространство для общения. Цели участия у всех разные - кому-то нужна победа, кому-то продвижение, кому-то общение в тусовке. Стимулы у всех разные.

Многие не участвуют, ошибочно считая, что "мы никакие". А как узнать какие, если нет возможности сравнить себя с другими?

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ 

Яркие краски глянцевых журналов, пропаганда в СМИ способствовали тому, что в умах наших граждан живет непоколебимая уверенность: заниматься производством одежды очень прибыльно.

- Это далеко не так, - отмечает художник-модельер Елена Серебрякова. - Для меня лично, пошив одежды - это не бизнес, а скорее профессиональное хобби, творчество, переросшее в нечто большее. Мне интересно создавать одежду, я не думаю, что стала бы этим заниматься только ради прибыли. Больших денег у нас не заработаешь. Кажется, вроде бы мелочь: нитки, ткани, пуговицы, хорошая портниха. Где здесь затраты? А на самом деле этот бизнес требует очень значительного начального капитала. Основные расходы - это современное оборудование. 

Средняя цена производственной машины около 70 тысяч рублей, а на небольшое ателье их надо пять-шесть штук. Специальное оборудование еще дороже. 

По словам Татьяны Коржевой, в Иркутске его даже нет в продаже, если только не китайского производства. Работать через посредников (те же магазины, что торгуют бытовыми швейными машинами) выходит раза в два дороже. Цена доставки почти равна стоимости самой швейной машинки. Ателье не то что невыгодно покупать новое оборудование, но порой просто невозможно. На одну машинку надо работать несколько месяцев. Хотелось бы получать от администрации льготные кредиты или помощь в поставках. 

МЕСТО РАСПОЛОЖЕНИЯ: ОТ ЦЕНТРА - ДО ДОМА 

Ввиду высоких арендных ставок на иркутскую недвижимость не каждый может позволить себе большой и оснащенный офис. Исторически сложилось так, что основная часть ателье в советское время открывалась именно в центре, здесь были оборудованы лучшие помещения. Сейчас принципы расположения меняются - ателье стараются быть ближе к потребителю и все чаще открываются на окраинах города, в спальных районах. К тому же высокие арендные ставки в центре города не всем по карману. От месторасположения напрямую зависит и цена изделия. Чем ателье ближе к центру, тем и услуга по пошиву будет дороже.

По словам модельера Елены Серебряковой, ателье с именем практически все группируются в центре. Это связано с тем, что большинство магазинов тканей и фурнитуры находятся в центре, а поскольку подбором тканей занимается сам мастер, и порой на поиски приходится тратить не один час, то и работать целесообразнее в центре.

Из-за высоких затрат на бизнес много швей являютсянадомницами, в этом случае даже вопрос уплаты налогов вообще не рассматривается. Многие бы хотели работать легально, но в производстве жесткие условия (к примеру, обязательные условия по освещению, саннормам, оборудованию рабочего места), и не всем их выполнение по карману.

Услуги по пошиву и ремонту одежды не сертифицируются. С одной стороны - это и хорошо, отмечает Людмила Антонович, нет лишних преград для предпринимателей. Но с другой - это ведь производство, и что-то же должно гарантировать качество. Хотя бы обязательное обучение и профподготовка, которые являлись составной частью лицензирования.

ИЗ ЧЕГО КОСТЮМЧИК СШИТ? 

Казалось бы, среди сегодняшнего изобилия тканей и фурнитуры проблем с выбором быть не должно. Однако не все так просто. Руководители ателье говорят, что на приобретение материала или отделки у них уходит масса времени, и не всегда есть результат. 

- Как только мы с заказчиком придумываем конкретную вещь, - рассказывает Татьяна Коржева, - сразу проблема номер один - найти под нее ткань. С фурнитурой (пуговицы, пряжки, замки) вообще беда. Когда мы спрашиваем продавцов почему ограничен ассортимент, и зачастую нет нужного количества, они отвечают, что невыгодно торговать фурнитурой. К примеру, пуговицы стоят дешево, а чтобы их продать нужно время. 

В Иркутске очень мало тех, кто профессионально занимается подбором тканей для торговли. Предприниматели закупают товар по принципу: понравилось - не понравилось. Поэтому выбор ограничивается тканями, рассчитанными на среднего потребителя без запросов, а клиент ателье более требовательный и капризный, отмечает Татьяна Коржева, им нужно высокое качество. 

Елена Серебрякова рассказала, что их ателье параллельно занималось реализацией европейских тканей через собственный салон. Его пришлось закрыть, хотя в нем были лучшие ткани. Причина, по слова модельера, в том что, в городе открылось больше десятка таких отделов продажи. 

- Мы занимались привозом профессионально. Специальное образование позволяло определить качество материала, кроме этого, мы видели в ткани готовую вещь, знали для чего она пригодится. Теперь мы привозим ткани только под собственные заказы. А большинство торговцев везут то, что нравится им визуально, в этом и проблема. Несмотря на изобилие, на рынке выборанет.

ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛЬНЫХ ФАНТАЗИЙ

Несмотря на все трудности, плюсы, конечно, же есть, отмечает Людмила Антонович. Теперь для тех, кто умеет  трудиться и хочет чего-то добиться в этой отрасли,  возможностей много - дополнительное обучение, участие  в конкурсах, свобода передвижения, в том числе и за  границу. Во много раз расширился ассортимент тканей,  цены стали доступнее. В целом предприятиями службы  быта руководят энергичные и талантливые люди.

- Сейчас в городе нет большого зала для организации  показов. Все строительство сводится к появлению новых  торговых объектов, - отмечает Елена Серебрякова. -  Культурный центр с мастерскими дизайнеров,  творческими студиями, модельными агентствами,  салонами красоты и большим демонстрационным залом для  показов мог бы стать хорошим стимулом для работы и  новичков, и профессионалов в индустрии моды и пошива  одежды.

В ТЕМУ:

В Иркутской области по итогам 2005 года в легкой промышленности отмечен рост производства. Впервые за последние пять лет. По сравнению с предыдущим годом он составил 2%. Положительные результаты достигнуты благодаря областным госзаказам. В прошлом году 48%  средств, предусмотренных в областном бюджете на приобретение мягкого инвентаря (или 38 млн рублей), размещены на предприятиях легкой промышленности региона.

В текущем году на те же цели бюджетом предусмотрено 145 млн рублей. Теперь в форме госзаказов в местную легкую промышленность отправится более половины этих средств - по крупным и средним предприятиям. Малого бизнеса в списке нет.

Наталья Бочарова


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 5 (15) Октябрь - Ноябрь 2006 года


  • Число просмотров: 2932

 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть