Архив журнала «Капиталист»
Агробизнес
ФЕРМЕРСТВО: ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ ВИД БИЗНЕСА?
Для поддержки предпринимателей, которые работают в городе, создан Фонд поддержки малого предпринимательства, не так давно распахнул свои двери бизнес-инкубатор, за консультацией представители малого бизнеса могут обратиться в агентства по развитию бизнеса.
Но всего этого лишены фермеры, хотя именно на них, если верить национальному проекту "Развитие аграрно-промышленного комплекса", государство делает ставку.
По словам президента РФ, "российское село может и должно быть экономически успешным и инвестиционно привлекательным". Но возможно ли это в сегодняшних условиях?
НАСТОЯЩИЙ МАЙОР
Есть сказ о том, как мужик двух генералов прокормил. Сегодня иные мужики кормят целые села, поднимают из руин деревеньки, оставшиеся после дележки совхозов. Такой фермер живет в селе Гуран Тулунского района. Иван Майор одним из первых начал заниматься фермерством в Приангарье. После развала совхоза он не только навел порядок в своем селе, но дал работу и возможность зарабатывать десяткам селян из близлежащих деревень.
- Почему же я стал фермером? - озадаченно переспрашивает Иван Майор. - Мне семью надо было как-то кормить. И потом уж так сильно наше государство разрекламировало фермерство, что я решил стать частником. К тому же не надо было тянуть электричество и бурить скважины. Все это уже было в селе, требовалось только все привести в порядок. Начинал с мотоблока - это такой маленький трактор. Самый примитивный, но на нем можно вспахивать землю.
Сегодня в хозяйстве Ивана Васильевича работает уже больше ста человек. Только своей земли у него 1100 га, еще 1000 га арендует. Выращивает зерно и овощи. Держит коров, телят, баранов, свиней... Есть свой пруд, где фермер разводит карпов. А еще Майор держит пасеку и печет хлеб - кормит им две деревни. Вскоре начнет мясо перерабатывать, тогда и колбаса будет, и копчености разные. В ангаре стоят семь комбайнов. Большинство из них фермер приобрел по лизингу, кое-что брал по схемам "50 на 50" и "25 на 75". То есть часть стоимости комбайна он оплачивал сам, а часть денег ему выделял областной бюджет. Таким фермерам, которые самостоятельно строятся, создают собственную инфраструктуру, областные власти компенсируют затраты.
Иван Васильевич не только трудоустраивает односельчан, но и помогает своим работникам решать бытовые вопросы - стоит дома.
- Человеку достаточно год проработать у меня, - уточняет Майор, - и он получает дом в аренду. Если семь лет будет хорошо трудиться, тогда этот дом ему достанется бесплатно.
В хозяйстве для этого работает целая строительная бригада. Кстати, в соседней деревне Целинной фермер под ключ сдал три детских дома.
КУЛИБИН ИЗ БУТЫРКИ
Павла Токарева из села Бутырки Иркутского района называют сибирским Кулибиным. Трактор он собрал из натурального металлолома, стандартную жатку модернизировал. И считает, что теперь у него машины не хуже немецких. И это признают не только его родные и соседи, но и многочисленные гости издалека.
Павел Токарев начинал хозяйствовать в 1992 году. Тогда у него было всего 12 га земли, на сегодняшний день имеет более 300 га.
Алексей СИДОРОВ
|
А вот стать самоделкиным фермера Токарева заставила нужда. В прошлом он был механиком. У него только оформленных 17 патентов на изобретения, а сколько еще незарегистрированных... За такое мастерство коллеги прозвали фермера "наш Кулибин".
Техника у Павла Васильевича древняя, еще с прошлого века - с 60-х и 80-х годов. Но работает так, что фору даст любой новинке. Особая гордость фермера - станок для заточки пил. Лезвие на нем становится таким острым, что на лету может перышко пополам разрубить. Своими руками Токарев и плуг переделал. Теперь он по земле так идет, что художник искуснее не нарисует.
Среди коллекции поделок есть и именная вещь - Косилка Павла Васильевича (КПВ). В дело, по словам Токарева, идут все детали, даже разобранный утюг. Со свалок и из других заброшенных хозяйств он привозит металлолом и собирает новые машины, трактора, бетономешалки и др. К примеру, для сортировки картофеля сам агрегат изобрел. Эта машина заменяет работу 50 человек.
За опытом к мастеру приезжают многие специалисты. Были инженеры с красноярского комбайностроительного завода. К нему приезжали американцы, японцы, голландцы. По словам Токарева, иностранцам было интересно, как фермер в нашей стране выживает. Они диву давались, когда видели, что русские мужики столько работают и, по их меркам, так бедно живут.
- Конечно, у меня машины некрашеные, - говорит сибирский Кулибин. - Заводские трактора красивее. Но зато я на этих изобретениях долго работаю, и ничего у меня не ломается. А вообще меня жизнь заставляет все это изобретать. Купить технику, сами знаете, дорого. Вот и получается, что мои руки на самом деле - золотые.
НУЖНЫ АГРОХОЛДИНГИ И РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА
- Крестьянин сегодня находится между молотом и наковальней. С одной стороны это низкая покупательская способность населения, с другой - сверхъестественные для крестьян скачки цен на топливо, - говорит президент некоммерческого партнерства крестьянско-фермерских хозяйств области Алексей Сидоров.
Павел ТОКАРЕВ
|
- Не может сегодня фермер заниматься одновременно выращиванием сырья, его сбытом, переработкой и реализацией продукции, - уверен Алексей Сидоров. - Или он должен интенсивно работать в поле, или торговать на рынке. А агрохолдинг и кооператив подразумевают наличие разделения труда. В этом случае сельхозпредприятия будут работать эффективнее. Но тенденция к объединению должна быть добровольной. Ни фермеры, ни переработчики не идут на уступки. Фермерам не нравится, что переработчики диктуют свои цены. А пищевики не связываются с сельским хозяйством, потому что оно убыточно. Государство не субсидирует аграрный комплекс в достаточном количестве.
Кроме того, в сельском хозяйстве полно рисков: то затопит, то засушит. И страхование у нас в этой части не развито. Во-первых, крестьянин еле-еле сегодня набирает средства на ГСМ, на удобрения, на налоги. Во-вторых, компенсации у нас минимальные. В 2004 году из-за урагана я понес убытки на пять млн рублей, мне смогли компенсировать только 500 тысяч. А если бы у нас был создан страховой фонд, то пострадавшие могли бы получать гораздо больше. В конце концов, стихийные бедствия случаются не каждый год.
Но помимо переработчиков, цены на рынке сегодня диктуют и перекупщики. И избавиться от этого переходного звена, чтобы напрямую общаться с потребителем, нет возможности.
- Нынче привез мясо на продажу из собственного хозяйства. Больше тысячи рублей потратил на бензин и ветеринарную справку. А на рынке еще надо заплатить за аренду места, ветэкспертизу. Плюс много времени уходит на торговлю. К тому же на рынке еще рэкет царит. Так что крестьянину вход сюда закрыт. Поэтому выгоднее сразу продать перекупщикам, - поясняет фермер Сергей Манукян.
На проблему реализации сельхозпродукции малыми хозяйствами и частными производителями обратила внимание администрация Иркутской области.
По словам начальника главного управления сельского хозяйства области Александра Скворцова, решив проблемы сбыта сельхозпродукции для малых хозяйств и частных подворий, область не сможет существенно увеличить объем производимого продукта. Но это позволит заинтересовать крестьянина в его работе, увеличить количество рабочих мест на селе и обеспечить селянам стабильный доход.
Сейчас частные хозяйства области производят 78% картофеля, 34% молока, 38% скота и птицы. Проблемой является не только как вырастить сельскохозяйственную продукцию, но как ее реализовать. Зачастую крестьяне продают ее по условиям перекупщиков, которые занижают цены, обманывая селян. Хуже всего обстоит дело с мясом. Так, потери крестьянина за счет обвеса, затягивания сроков покупки забитого скота, отсутствия выбора для сбыта и других причин составляют от двух до трех тысяч рублей с туши. Средняя ее стоимость составляет на сегодня 15-16 тыс. рублей.
Для решения комплекса проблем сбыта сельхозпродукции Александр Скворцов предложил увеличить количество легальных структур, ответственных за сбыт сельхозпродукции, сократив тем самым число частных перекупщиков, персонифицировать ответственность муниципальных властей за сбыт сельхозпродукции на реализацию.
Для решения проблемы, по мнению руководителя ГУСХ, необходимо привлечь ветеринарную инспекцию, ужесточив выдачу санитарных разрешений, ГУВД - для выявления сговора руководства рынков и перекупщиков мяса. ГУСХ совместно с облпотребсоюзом необходимо активно заняться созданием потребительских кооперативов.
НАЦПРОЕКТ НЕ ОПРАВДАЛ НАДЕЖД ФЕРМЕРОВ
Вопрос о реализации продукции малыми хозяйствами и частными производителями не единственный, который требует срочного решения. Первые итоги выполнения национального проекта показали, что существует реальная угроза его срыва.
Уже сейчас очевидно, что проект вряд ли "пойдет" без решения ключевого вопроса - земельного. Земля должна быть передана в собственность крестьянам, однако сегодня лишь около двадцати процентов из них реально владеют своим участком.
К сожалению, действующие процедуры оформления прав наземельные доли устроены так, что землю могут купить только те, кто имеет большие свободные деньги. Чтобы провести межевание, кадастровую оценку участка, зарегистрировать договор купли-продажи, дать объявление в газете - требуются немалые деньги, которых у большинства "собственников" долей попросту нет. Банки дают кредиты, обеспеченные залоговой базой. У сельских товаропроизводителей такой базой может быть только земля. А поскольку на селе сегодня массового частного собственника на землю фактически нет, то и залоговой базы тоже не существует.
В результате - ипотека не работает, субсидированные кредиты выдаются в основном крупным сельскохозяйственным организациям, имеющим под залог имущество. А они получали кредиты и до национального проекта.
- Для развития своего хозяйства я приобрела больше 150 гектаров земли, - говорит фермер Ольга Шестакова. - Эта земля мне необходима для выпаса коров. А вот оформить документы на участок оказалось слишком сложно. Бумажная волокита затянулась надолго. И управление сельского хозяйства помочь не в силах. Во-первых, надо сделать съемку. За нее заплатить. Узаконить документы в департаменте по недвижимости. Здесь есть свои каноны, которые определены государством. Пока оформляли документы, часть земли уже заняли. Теперь на участке работают граждане Китая. Выращивают овощи.
После жалобы фермера в администрацию области, приехала комиссия и постановила, что все представленные ею (Ольгой Шестаковой) документы не свидетельствует о купле 55 паев и 150 га, которые являются собственностью. Равно как и семь га, находящиеся возле коровника. Фермеру объяснили, что она купила не землю, а пустые бумажки у людей. Хотя у каждого, у кого Ольга купила, есть акт на земли. "А без земли, - сетует фермер, - развивать хозяйство просто невозможно".
Кроме того, процедура оформления субсидий и кредитов, несмотря на разговоры о ее упрощении, на деле по-прежнему остается весьма забюрокраченной. Фермеры и владельцы личных подворий не могут ее выполнить. За некоторые справки нужно еще и заплатить. Поэтому порой оформление субсидии обходится в ту же сумму, что и сама субсидия!
- Получить кредиты большинству желающих фермеров, как это ни парадоксально звучит, мешает нищета аграрного сектора, - считает Алексей Сидоров. - Село практически находится на грани банкротства. А разве банкрот может взять в банке деньги, пусть даже льготные? Конечно, нет. Современному крестьянину не под силу даже субсидированные займы - ведь это кредит, который все равно придется возвращать - пусть и без процентов. А как его возвратишь, если аграрный бизнес в подавляющем большинстве сегодня убыточный и практически не прогнозируемый. Спрогнозировать бизнес можно только при одном условии - если ясна ценовая политика государства по отношению к аграрному сектору.
В ТЕМУ:
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ЭФФЕКТИВНЕЕ
Программа Иркутской области по поддержке крестьянско-фермерских хозяйств гораздо эффективнее федеральной. Так прокомментировал постановление правительства РФ о внесении изменений в правила предоставления господдержки субъектам малого предпринимательства, включая КФХ, начальник отдела по работе с крестьянско-фермерскими и личными подсобными хозяйствами, садоводами и огородниками Главного управления сельского хозяйства Иркутской области Александр Сериков.
Он отметил, что федеральная программа предусматривает предоставление 50% от суммы реализации какого-либо проекта, при этом остальную часть оплачивает частник.
- В области уже действует программа, где используются схемы и 70/30, и 50/50 при строительстве ЛЭП, животноводческих комплексов, зерноскладов, буровых скважин. При этом для участия в ней требуется значительно меньше документации со стороны фермеров, требования не такие жесткие, как в федеральной программе, - пояснил начальник отдела ГУСХ.
Он отметил, что в текущем году в рамках поддержки КФХ из бюджета области было направлено более трех млн рублей на погашение 70% суммы по реализации строительных проектов. Начальник отдела подчеркнул, что аналогичной программы в соседних с областью регионах нет, там только предоставляют кредиты. Он считает, что изменения в правила предоставления господдержки будут более значимы для территорий, где программа поддержки КФХ со стороны субъектов менее эффективна.
- Число просмотров: 4160