Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Тарифы

ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ДАНА КОМАНДА ФАС

ЭЛЕКТРИЧЕСТВО: ТЕПЕРЬ, КАК ВСЕ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 7 ноября
Авторынок
БЛОГЕРАМ ДОВЕРЯЮТ
Доходы и расходы
ПАДЕНИЕ ВЫРУЧКИ -- ЧТО ДЕЛАЕТ БИЗНЕС

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Архив журнала «Капиталист»

Ритейл

ЗНАКОВОЕ ЗАКРЫТИЕ - КАТОК СУПЕРМАРКЕТОВ ГОТОВ ДАВИТЬ КИОСКИ

Закрытие "Шанхая" станет знаком местному ритейлу: перестройка в розничной торговле Иркутска все же началась.

До этого все действия городских властей по "развитию более цивилизованных форм организации торговли" носили или сугубо локальный характер, или же оставались "психическими атаками" чиновников на торговцев. Решение о ликвидации муниципального учреждения по управлению муниципальными торговыми комплексами Кировского района администрацией города принято. Рынок на улице Софьи Перовской должен закрыться к концу октября.

Торговые ряды, а правильнее даже - закоулки в центре города - формат торгового бизнеса развивающихся стран. Он, мягко выражаясь, не вписывается уже ни в

сегодняшний день, ни тем более в рамки разрабатываемой концепции социально-экономического развитию города на период до 2020 года.

СТРОИТЕЛЬСТВО СУПЕРМАРКЕТОВ ВМЕСТО РЫНКОВ

Создание крупных торговых центров вместо внемагазинной формы торговли - один из основных принципов концепции, озвученный мэром города Владимиром Якубовским: "В перспективе в городе должна исчезнуть "бросовая уличная торговля". Переход к "цивилизованным формам" уже начат: в городе сокращают количество киосков и павильонов, ликвидируют стихийные рынки. 

- Чтобы областной центр изменился в лучшую сторону, стал интеллигентным, необходимо переходить к более современным способам торговли, - считает председатель комитета по потребительскому рынку администрации Иркутска Александр Третьяков. - Предполагается строительство крупных торговых центров, супермаркетов, магазинов самообслуживания. Известно, что несколько лет назад достаточно резко возросло число торговых точек, но ведь нужно ориентироваться не только на количество, но и на качество. Радует, что покупатель обращает внимание уже не на то, что дешевле стоит, а на качественный и надежный товар, оценивает уровень обслуживания. Конкуренция, борьба за покупателя, "спрос-предложение" побуждают владельцев и продавцов приличных магазинов и супермаркетов повышать уровень сервиса и качество товаров. Сегодня только этим можно заставить покупателя отдать свое предпочтение тому или иному торговому предприятию. А доля совершенно эксклюзивной продукции, за которой бы гонялись, не взирая ни на что, на рынке совсем небольшая. 

Кстати, в нынешнем году, вероятно, список иркутских торговых точек станет меньше на 170 киосков и павильонов (хотя в администрации города отмечают, что эта цифра может быть изменена). Их ликвидация связана как раз с неактуальностью подобной формы обслуживания. Чиновники утверждают, что киоски уже не так популярны с сравнении с супермаркетами и естественно проигрывают им в том числе и из-за близкого расположения крупных магазинов.

Кроме того, в небольших формах торговли отмечается наибольшее количество фактов нарушения законодательства. Председатель комитета по управлению Правобережным округом Иркутска Николай Хиценко, обращает внимание на то, что необходимо ликвидировать ряд торговых прицепов, которые самовольно перешли в стационарные, расторгнуть договоры аренды с владельцами киосков, сменивших вид деятельности и открывших на своей территории залы с игровыми автоматами.

Будут закрыты киоски, торгующие алкогольными напитками и табачными изделиями, которые расположены на расстоянии менее ста метров от учреждений образования, здравоохранения, культуры. Исключением станут киоски с периодической печатью, мороженым, цветами и прохладительными напитками. 

Но вполне естественно, что с закрытием одних, в Иркутске откроются и новые торговые площади. По расчетам, к концу в этого года планируется ввести новые торговые площади - более 20 тысяч кв. метров с организацией 700 рабочих мест, а также 15 новых предприятий общественного питания и более 20 предприятий бытового обслуживания (100 рабочих мест).

В дальнейшем при планировании и строительстве новых торговых предприятий будет учитываться и тот факт, что к примеру, сейчас торговые площади распределены в Иркутске неравномерно. Больше всего их в Правобережном округе - там на тысячу жителей приходится более одной тысячи кв. метров торговых площадей, в то время как в среднем по городу обеспеченность площадью составляет около 420 кв. метров. Для того, чтобы несколько перераспределить и уравновесить покупательские потоки, рассматривается возможность организации крупного торгового центра в Ленинском районе.

МАЛЫЕ ФОРМАТЫ НЕОБХОДИМ 

 
Надежда НОВИКОВА
Доцент кафедры логистики и коммерции БГУЭП Надежда Новикова считает, что определенные мэром города направления развития розничной торговли на период до 2020 года лежат в русле современных мировых тенденций развития торгового бизнеса. Крупные, в том числе сетевые организации более жизнеспособны и успешны. Сегодня на их долю в экономически развитых странах приходится 60-90 % розничного товарооборота. Однако экономически выгодное и для торговцев, и для населения укрупнение торговых организаций требует глубоких знаний и навыков в области маркетингового управления и логистики. В противном случае вряд ли можно рассчитывать на положительный эффект.

Кроме того, реформаторам торговли следует иметь в виду, что создание крупных форматов торговых организаций, при одновременном сокращении количества киосков и павильонов, может негативно отразиться на доступности торговых услуг и интенсивности конкуренции. Поэтому такие преобразования необходимо проводить совместно с развитием "удобных магазинов" (магазины шаговой доступности).

Магазины шаговой доступности - весьма выгодная ниша для предпринимателей. Они относятся к категории малых форматов (100-200 кв. метров), могут также иметь

сетевую организацию, ориентированы на быстрое качественное обслуживание потребителей, проживающих в так называемой сбытовой зоне, средний радиус которой 500 метров. Предлагаемый ассортимент товаров, как правило, не превышает трех-пяти тысяч наименований, часы работы - круглосуточно с перерывом на санитарный час. Главное - в такой магазин покупатель может войти, совершить покупку и выйти за считанные минуты.

Директор Иркутского агентства развития бизнеса Владимир Снегирёв утверждает, что переход к цивилизованной торговле неизбежен. Но на сегодняшний день перспективы для бизнесменов "призрачны" из-за того, что нет достаточного количества площадей в городе и дороговизны аренды места. Если строительный рынок будет развиваться более активными темпами, то и торговля будет лучше.

В том виде, каком у нас распространена уличная торговля, от нее нужно отказаться. Иначе говоря, торговля на улице не должна быть исключена, она может быть в виде продажи сувениров, картин художников – то есть в большей степени связана с туризмом. 

Что касается строительства супермаркетов, то существует определенная емкость рынка, и огромное количество их не нужно, да и ни к чему. Надо, чтобы развивались розничные формы торговли, наиболее удобные для населения. С точки зрения качества и других преимуществ можно говорить, что в супермаркетах покупателю приятнее и выгоднее по ценам приобретать продукцию. Плюс качество, хотя это под вопросом. Ведь бывают и цены завышенные, и товар просроченный, как и в киосках.

Вице-президент Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири Анатолий Стерхов добавляет, что в супер- и минимаркетах легче обеспечить достойные санитарные нормы, объемы торговли выше, поэтому можно минимизировать цены на продукты, шире ассортимент. Да и такие магазины - лицо города, если хотите.

Барахолки - это одно, а приличные магазины - совсем другое. Хотя, к высокому уровню торговли еще надо идти.

- Развитие розничной торговли - это же общемировая тенденция! - уверен директор строительной компании ООО "Модулекс" Сергей Спешилов. - Но уличная торговля

присутствует везде: я наблюдал ее в Германии, Франции. Полностью избавляться от уличной торговли нельзя. Однако тенденция на цивилизованную торговлю положительная. Нужно освобождаться от маленьких павильонов, которых стало очень много, и которые уродуют город.

КРУПНОЕ НАСТУПЛЕНИЕ НА РЫНКИ

Одной же из самых острых проблем потребительского рынка областного центра остается несанкционированная торговля. По мнению чиновников, она не только портит внешний облик города, но и угрожает здоровью жителей. На улицах со случайных прилавков продаются товары, которыми запрещено торговать в подобных условиях - продукты, белье, косметика, бытовая химия. Разумеется, продажа организована с нарушениями санитарных норм, правил торговли, закона. Поэтому как можно раньше нужна ликвидация незаконных торговых точек на территории города и привлечение нарушителей к ответственности.

Ближе к осени появилась информация (в который уже раз) о том, к октябрю на рынке "Шанхай" не останется ни одного торгового киоска и складов для товара. Все

точки незаконной уличной торговли и самовольные постройки будут разобраны, а саму территорию освободят под строительство. На месте рынка планируется построить современный административно-торговый центр, в котором будут расположены магазины, офисные помещения, подземная автостоянка. Кроме того, расширится проезжая часть улицы Софьи Перовской. Тем, кто торговал в этом месте, будут предоставлены места возле рынка "Парус". 

Комментируя это решение, вице-мэр Игорь Бычков подчеркнул, что Иркутску нужен чистый и благоустроенный центр, заполненный современными торговыми и офисными зданиями, а не крытыми рынками. 

Кроме того, городские власти рассматривают варианты переноса в другое место Свердловского рынка. Таким образом, этот район города планируют избавить от незаконной торговли, что в свою очередь будет способствовать улучшению качества продаваемой продукции и развитию современной розничной торговли.

Сносить будут не только рынок, но и расположенные поблизости неблагоустроенные ветхие здания. Благодаря чему район избавится в том числе и от постоянных свалок около рынка, и большого количества автомобилей, которые здесь собираются в выходные и значительно затрудняют движение транспорта.

Генеральным планом города на этом месте предусмотрено строительство жилого микрорайона.

Но возникает и другая проблема - жители близлежащих домов могут оказаться без магазинов шаговой доступности и торговых площадей с недорогими товарами.

По мнению Надежды Новиковой, при ликвидации и переносе рынков, в том числе Свердловского, решение этих вопросов необходимо принимать с учетом экономических интересов их многочисленных постоянных продавцов и покупателей, принадлежащих в основном к малообеспеченным слоям населения нашего города.

А пока торговцы с "Шанхая" ждут, к чему же приведет очередное объявление о закрытии их рынка. Они уже привыкли к тому, что барахолку "закрывают" каждую

осень. Ждут и бизнесмены, давно готовые изменить облик всего квартала. Перенос из центра одного из самых крупных объектов "бросовой торговли" станет самым серьезным наступлением на уличную торговлю с момента ее появления в нашем городе.

Наш журнал продолжает следить за процессами реформирования иркутского ритейла.

Валерия Топоркова


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 5 (15) Октябрь - Ноябрь 2006 года


  • Число просмотров: 1984

 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть