Архив журнала «Капиталист»
Опыт
ЛОВЦЫ ВЕТРА ВЛАДЕЮТ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ НЕЗАВИСИМОСТЬЮ
В прошлом номере нашего журнала ("Капиталист", N3-13, июнь-июль 2006) представители естественных монополий (в нашем случае - ОАО "Иркутскэнерго") высказали мысль, что развитием нетрадиционных видов энергии в Иркутской области должны заниматься предприятия малого и среднего бизнеса. Но оно дело - сказать...
В этом выпуске "Идей бизнеса" - успешный опыт предпринимателя из Хабаровска, сумевшего поставить на поток производство ветряков, солнечных батарей и т.п. возобновляемых источников энергии, и главное - научившегося на этом зарабатывать деньги.
Это слишком дорогое удовольствие - прокладывать централизованные линии электропередач во все таежные поселки, деревни и тупики Иркутской области. В результате, по подсчетам специалистов, около 30 тысяч жителей области преимущественно в северных районах освещают себе жизнь локальными источниками электроэнергии - к примеру, дизелями. А топливо для них с доставкой - те же миллионы рублей, которые ежегодно тратит областная администрация.
Сегодня у нас в регионе есть все для получения электроэнергии от солнца, ветра и малых водотоков (электричество может давать не только массивная Ангара, но и любой ручей). В иркутском Институте систем энергетики СО РАН имеются проекты применения альтернативной энергетики. В Восточных Саянах, в Бурятии и Бодайбо добывают кварцит и гранулированный кварц - сырье для изготовления мультикристаллического кремния. Этот мультикремний, примененный в солнечных батареях, способен преобразовывать энергию солнца в электричество с максимальным КПД. Ветер в Прибайкалье дует почти постоянно. Проведены научные исследования на тему: где в нашем регионе и какие виды возобновляемых источников энергии (ВИЭ) эффективно развивать. К примеру, Братскому району больше подойдут мини-ТЭЦ на древесных отходах. А Ольхонскому району - ветряки. Но...
Но свет на Ольхон пришел традиционно...
ИЗ ИСТОРИИ ПРИРУЧЕНИЯ ВЕТРА
Энергию движущихся воздушных масс в России использовали давно - вспомнить хотя бы 250 тысяч ветряных мельниц, которые в досоветские годы ежегодно перемалывали около 33 млн тонн зерна, выросшего на полях империи. В начале прошлого века основоположник современной гидроаэродинамики Николай Жуковский разработал теоретическое обоснование для высокопроизводительных ветродвигателей. Уже в 1929 году в Курске дала ток первая в мире ветроэлектрическая станция мощностью 8 кВт.
Еще через два года была построена ветряная станция мощностью 100 кВт для снабжения энергией Севастополя. В начале 50-х дело поставили на поток - в СССР производили по 9000 ветроэнергетических установок в год. Однако чуть позже бурное развитие гидроэнергетики и нефтедобычи дало миру более дешевые и эффективные источники мегаватт. Ветроэнергетические программы в СССР были свернуты.
Глобальное соревнование с водой, нефтью и атомом возобновляемые источники энергии (солнце, ветер, приливы и т.п.) проигрывают до сих пор. Прежде всего потому, что альтернативная энергетика - дорогое удовольствие. Себестоимость 1 кВт/ч "ветряного электричества" с учетом расходов на покупку, установку и эксплуатацию соответствующего оборудования в России колеблется от 3 до 10 рублей. Для сравнения, Мосэнерго продает 1 кВт/ч за 86 копеек.
Суммарная мощность всех ветроэнергетических установок (ВЭУ), работающих в мире, за последние десять лет увеличилась в 12 с лишним раз - до 35 000 МВт. Но это вряд ли можно назвать триумфальной победой экологически чистой энергетики - для сравнения, одна только Красноярская ГЭС имеет мощность 6000 МВт. К тому же ветроэнергетика развивается исключительно за счет поддержки правительств стран Европы и Америки. Испугавшись частых нефтяных кризисов, они обеспечили сверхльготные условия тем, кто работает на ниве альтернативной энергетики.
Лев ОВИС
|
Впрочем, все сказанное выше касается мощных ветряных установок (1-2 МВт и более), призванных конкурировать с традиционными ГЭС и ТЭС. Между тем житель Хабаровска Лев Овис еще 30 лет назад определил нишу, в которой ветряки и другие альтернативные источники незаменимы, - индивидуальные хозяйства и поселения, стоящие вдалеке от централизованных электросетей, а также районы с неустойчивым энергоснабжением.
ДЕНЬГИ ИЗ ВЕТРА
На балконе хабаровской квартиры Льва Овиса стоит солнечная батарея, подключенная к аккумулятору. Эта конструкция гарантирует бесперебойное питание бытовых приборов на случай отключения электричества. Если бы у Овиса был загородный дом, над его крышей обязательно крутились бы лопасти ветряка. Лев Овис - энтузиаст альтернативной энергетики. И один из немногих, кто научился на ветре зарабатывать.
В начале 70-х молодой выпускник Киевского военно-инженерного училища связи прибыл для прохождения службы в укрепрайон на границе с Китаем.
- Электричества сильно не хватало, хотя об этом, конечно, не сообщалось. Обычные для этих мест ураганы, пожары нередко обесточивали не только поселки, но и воинские части. Надо было искать альтернативу, - вспоминает Овис.
Идея молодого инженера оснастить погранзаставы ветряными двигателями не пришлась по вкусу армейским начальникам. Отслужив положенное, Овис нашел себе других партнеров: в 1992 году он образовал СП с голландской фирмой LMW Windenergy BV, производителем экологически безопасного оборудования для выработки энергии. Хабаровскую компанию назвали "ЛМВ Ветроэнергетика" - в честь голландских соучредителей.
Иностранные партнеры передали лицензию на производство ветротурбин LMW-1003 мощностью 1,5 кВт. Но с этим оборудованием пришлось повозиться - турбины оказались не готовы к работе в России с ее резкими перепадами температур и непредсказуемыми ветрами. Хабаровские конструкторы внесли в конструкцию LMW-1003 ряд изменений, с тем чтобы установка могла работать в диапазоне температур от плюс 30 до минус 50, при скорости ветра 40-60 метров в секунду и высокой влажности.
В 1994 году компания Льва Овиса запустила в производство ветротурбину собственной конструкции на 0,5 кВт, в 1997 году-установки мощностью 3 и 5 кВт, в 1998 году - установку на 10 кВт. Сегодня в компании, включая цеха и дилеров, трудятся около 160 человек. "Главный принцип моего бизнеса - иметь в компании хорошую, сильную голову. То есть сильных разработчиков, инженеров. У нас есть небольшой цех, в котором моделируются новые идеи. После того как идея обкатана, ее по нашим чертежам реализуют заводы-субподрядчики", - рассказывает Лев Овис.
Потребитель оборудования нашелся именно там, где Овис его искал, - вдали от плотно заселенных территорий страны. Это, к примеру, владивостокская компания "Норфес", обеспечивающая безопасность судовождения в акватории залива Петра Великого. Наблюдательные посты компании установлены в самых удаленных точках, где нет других строений и энергоснабжения.
В одной из таких точек сотрудники Льва Овиса четыре года назад построили ветроэлектрическую станцию. Для прокладки обычной линии электропередач к этому месту требовалось свыше $100 000, ветростанция со всей инфраструктурой обошлась вчетверо дешевле.
"Оборудование у них действительно надежное, - подтверждает главный энергетик ЗАО "Норфес" Николай Дорохов. - Мы лишь раз в год для профилактики складываем мачту и проверяем состояние генератора".
Самая маленькая турбина (на 500 Вт) от "ЛМВ Ветроэнергетики" стоит $1000. За самую популярную, на 5 кВт (этого достаточно для энергоснабжения жилого здания площадью 300 кв. метров), Лев Овис просит $8000-10 000, в зависимости от комплектации.
Постоянными заказчиками "ЛМВ Ветроэнергетики" сейчас являются связисты, лесохозяйства, метеорологи, рыбаки.
- Конечно, любой альтернативный источник энергии для нас, монополистов, является конкурентным. Другое дело, что есть места, где без нетрадиционных источников не обойтись, - говорит заместитель генерального директора "Хабаровскэнерго" Александр Рожков.
С иностранными партнерами Лев Овис мирно расстался еще два года назад. Хабаровской компании, прочно вставшей на ноги, помощь со стороны уже не нужна. Голландскую компанию в свою очередь не впечатлял размах хабаровского бизнеса - $200 000 ежегодной прибыли при выручке более $500 000.
Лев Овис, впрочем, на бедность не жалуется. На Дальнем Востоке продукция "ЛМВ Ветроэнергетики" доминирует. Дело не столько в качестве ее ветроустановок - производитель такой техники должен быть не слишком удален от потребителя. Такова специфика этого бизнеса.
Чтобы обеспечить максимально эффективную эксплуатацию ветряка, специалисты "ЛМВ Ветроэнергетики" после получения заказа должны изучить розу ветров в месте будущей установки ВЭУ, их силу и другие параметры. Только после этого будет определена конфигурация электростанции - тип, мощность, емкость аккумуляторных батарей и т. д. И после установки ветряка представители производителя не оставляют свое детище - оборудование требует ежегодного техосмотра и обслуживания.
РЫНОК ВЕТРОЭНЕРГЕТИКИ В РОССИИ
В целом же ветроэнергетическими установками в России занимаются около трех десятков предприятий. Не все торгуют реальным оборудованием. Кто-то пытается найти производителя для своей ВЭУ, существующей пока только в чертежах. Кто-то испек первый блин комом. Так, например, московское конструкторское бюро "Искра" в начале 2000-х продало 40 ветроустановок собственной конструкции. Сегодня не работает ни одна из них. "Мы ошиблись с расчетами по прочности", - признается директор "Искры" Сергей Беликов. Сейчас "Искра" работает над созданием новой установки.
Наконец, есть коллеги, повторившие успех Льва Овиса на других рынках, располагающихся к западу от Урала. Такова, к примеру, московская компания "Спецремтекс", выручившая в прошлом году от продажи ветряков около $200 000. В этом году гендиректор компании Вадим Салимов рассчитывает увеличить объем продаж втрое, причем не только за счет российских потребителей - продукция "Спецремтекса" уже ловит ветер в Бельгии, Германии, Швейцарии, США и Латинской Америке.
Компания Льва Овиса тоже завоевывает новые рынки. Установки "Ветроэнергетики" уже работают в Японии, Китае, Корее, Германии. Сейчас "ЛМВ Ветроэнергетика" готовит к отправке в один из грузинских монастырей ветряк на 5 кВт. Монахи поначалу вели разговор о покупке оборудования, но Овис решил ветряк подарить. Своего рода рекламная акция - таким образом хабаровский предприниматель надеется вызвать интерес к своей продукции в стране, испытывающей серьезные трудности с энергоснабжением.
Второе стратегическое направление развития "ЛМВ Ветроэнергетики" - комплексное обслуживание потребителей. Ветер ведь дует не всегда, а иногда дует слишком сильно. Как не остаться в таких условиях без света и тепла?
Сегодня в прайс-листе хабаровской компании есть много вариантов: микроГЭС, которые можно установить и на каком-нибудь водном канале, и на обычном питьевом водоводе; солнечные батареи и водонагреватели; биогазовые и биоэнергетические установки, которые извлекают энергию из отходов животноводства и растениеводства.
Гордость Льва Овиса - автономная система освещения, которую установили на опоры (высотой 70 м каждая) высоковольтной линии электропередач, перекинутой через реку Амур. Гибридная установка, состоящая из солнечной электростанции и ветрогенераторов, должна прослужить минимум 50 лет.
За годы своей деятельности "ЛМВ Ветроэнергетика" произвела и продала ветряки общей мощностью 1,5 МВт. Немного в сравнении даже с самой слабой станцией "Хабаровскэнерго" - Майской ГРЭС (98,9 МВт). Но Овис утверждает, что продает не просто ветряки - он продает энергетическую независимость. А на это, считает предприниматель, всегда будет спрос.
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ВЕТЕР В ОНГУРЕНАХ
В Иркутской области пока о развитии ВИЭ, подобном дальневосточному, говорить не приходится. Однако в Прибайкалье все же есть удачный опыт работы ветро-солнечной установки. Как уже рассказывал "Капиталист", четыре года назад в поселке Онгурены ее установил Михаил Новожилов. Решил попробовать: а что получится из той теории по электроснабжению, которую он преподавал студентам в ИрГТУ? И установил на крыше своего дома нехитрый аппарат.
Установка проста: на крыше - солнечная батарея, а рядом ветряной генератор - двухлопастная вертушка, укрепленная на прочной мачте, соединенная с электронной системой управления. К ней можно подключить и аккумуляторную батарею, и дизель.
- Сначала в конструкции использовался сделанный в Петербурге агрегат, но качество его не позволяло выдерживать суровые байкальские ветра, - в интервью корреспонденту "Капиталиста" вспоминает Михаил Александрович. - Поэтому я был вынужден применить свои навыки в слесарном и токарном ремесле и в собственном гараже дорабатывал конструкцию ветрогенератора.
В результате только с третьей попытки (дважды "ветряк" падал под напором сармы) удалось нормально установить данный агрегат. Теперь он отлично работает. Энергии хватает для приборов на сейсмостанции, холодильника, телевизора и освещения двух зданий. Себестоимость установки - всего 42 тысячи рублей. Эти средства уже практически себя оправдали. А Михаил Новожилов имеет свою энергетическую независимость.
- Число просмотров: 1911