Архив журнала «Капиталист»
Вопросы по делу
ЕСЛИ НА ПОРОГЕ ПРОВЕРЯЮЩИЙ
В конце 2005 года в администрации Иркутска состоялся круглый стол "Взаимодействие субъектов малого предпринимательства с надзорными и контролирующими органами". На нем прошла презентация методического пособия для предпринимателей "Проверки контролирующими органами".
Очередная брошюра из серии "Предпринимателям города Иркутска" издана на средства муниципалитета в рамках городской программы поддержки предпринимателей. Это информационное пособие, в котором перечислены основные контролирующие органы, имеющие право проверять субъекты малого предпринимательства, а также их права и обязанности.
Ниже несколько практических советов из брошюры, которые помогут предпринимателю в случае проверки его предприятия.
КАК ИЗБЕЖАТЬ НЕОБОСНОВАННЫХ ПРОВЕРОК
С 11 августа 2002 года вступил в силу Федеральный закон N134-ФЗ от 08.08.2001 г. "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)". Согласно этому нормативному акту (с изменениями от 01.12.2003 года), каждый контролирующий (надзорный) орган может планово проверять юридическое лицо или индивидуального предпринимателя не чаще, чем один раз в два года, а продолжительность проверки не должна превышать 30 дней.
В отношении субъекта малого предпринимательства плановое мероприятие по контролю может быть проведено не ранее, чем через три года с момента его государственной регистрации.
Налоговый, валютный, таможенный, лицензионный контроль, банковский и страховой надзор, а также оперативно-розыскные мероприятия под действие данного закона не подпадают.
Закон предусматривает и проведение внеплановых проверок, цель которых - исполнение предписания об устранении выявленных нарушений, установленных в ходе проведения планового мероприятия по контролю.
Внеплановые проверки проводятся органами государственного контроля также в случаях:
-
получение информации об обстоятельствах (авария, выход из строя сооружения, оборудования и т.д.), которые могут причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
-
возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
-
обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получения другой информации. При этом необходимо учитывать, что обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля, не могут служить основанием для внеплановой проверки.
ПРИНЦИПЫ ЗАЩИТЫ
Закон закрепляет ряд важных принципов защиты прав юридических лиц и предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора):
-
презумпция добросовестности юридического лица или индивидуального предпринимателя;
-
проведение мероприятий по контролю уполномоченными должностными лицами органов контроля;
-
соответствие предмета проводимого мероприятия по контролю компетенции контролирующего органа;
-
учет мероприятий по контролю;
-
ответственность органов государственного контроля и их должностных лиц при его проведении;
-
недопустимость взимания органами государственного контроля платы с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за проведение мероприятий по контролю и др.
Одним из принципов является недопустимость непосредственного получения органами контроля отчислений от сумм, взысканных с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в результате проведения мероприятия по контролю.
Важной гарантией защиты прав предпринимателей является журнал учета мероприятий по контролю. Журнал представляет собой оформленный в соответствии с требованиями ст. 8 ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" документ, который хранится на предприятии, и в котором каждый проверяющий должен делать соответствующие отметки о проведенных им проверках*.
Если у предпринимателя несколько мест торговли, лучше иметь журнал учета в каждом из них. Наличие заполненного журнала поможет предпринимателю в случае апеллирования к различным инстанциям с жалобами на действия проверяющих.
КАК ВЕСТИ СЕБЯ ПРИ ПРОВЕРКЕ
Предприниматель должен всегда иметь ввиду, что в процессе проверки реально могут быть допущены ошибки как с его стороны, так и со стороны проверяющего.
Помните, что и сам проверяющий не может учесть, а зачастую почти не имеет представления обо всех нюансах своего поведения при проверке. Его ошибки можно использовать для дальнейшего обжалования результатов проверки в судебном порядке.
Прежде всего, ознакомьтесь с удостоверением личности проверяющего и узнайте его координаты (адрес, телефон, номер кабинета). Не стесняйтесь записать все данные в книгу проверок, это вам впоследствии очень поможет. Проверяющие часто составляют протоколы и иные бумаги в одном экземпляре, а по их координатам вы сможете потребовать получение копии протокола.
Одновременно с удостоверением личности проверяющий обязан предоставить распоряжение (приказ) о проведении проверки. Убедитесь, что проверку проводит именно то должностное лицо, которое указано в нем.
В распоряжении должно быть также указаны:
-
его номер и дата;
-
наименование юридического лица (Ф.И.О. индивидуального предпринимателя), в отношении которого проводится проверка, адрес торговой точки;
-
основания проводимого мероприятия по контролю;
-
дата начала проверки.
Проверяющий почти всегда настроен негативно по отношению к вам, поэтому не усугубляйте обстановку и пытайтесь отнестись к нему доброжелательно. Своим резким поведением вы можете спровоцировать активную негативную реакцию по отношению к вам.
Никогда не отказывайтесь от подписания документов. Подписание или неподписание документов не имеет значения для правовой оценки результатов проверки, но раздражает проверяющих.
В случае, если вы по каким-либо причинам не согласны с составленным проверяющими документом, при подписании сделайте пометку "не согласен" или подпишитесь только в его получении.
Не конкретизируйте свое несогласие. Впоследствии вашу позицию по этому вопросу можно скорректировать с юристом, который в этих вопросах более компетентен. Проверяющему можно объяснить, что из-за волнения не можете четко сформулировать свое несогласие и дадите объяснения по этому поводу позже.
Необходимо знать, что проверяющий орган не вправе осуществлять проверку в случае отсутствия проверяемых должностных лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей. Изымать оригиналы документов проверяющий также не имеет права.
Всегда помните о законно закрепленных принципах действия сторон при проверке. Если для вас действует правило "разрешено все, что не запрещено", то для проверяющего - наоборот: "запрещено все, что не разрешено". Этим вы можете пользоваться, если проверяющие собираются совершить определенные действия, в законности которых вы сомневаетесь.
Следует также иметь в виду, что протокол об административном правонарушении должен быть составлен в присутствии предпринимателя. Ему, согласно Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП), должны быть разъяснены права. Копия протокола должна быть вручена предпринимателю или представителю юридического лица.
- Число просмотров: 2411