Архив журнала «Капиталист»
Бизнес-файлы
Б.ДЖОЗЕФ ПАЙН II, ДЖЕЙМС Х. ГИЛМОР "Экономика впечатлений"
В своей книге "The Experience Economy" Джозеф Пайн и Джеймс Гилмор доказывают миру, что настала эра "экономики впечатлений", следовать принципам которой следует даже на стадии производства.
Главная идея теории Пайна и Гилмора даже не в том, что в этой следующей экономике большую часть денег люди будут тратить на развлечения - такие, как кино, игры, аттракционы. Важно, что даже в "неразвлекательных" отраслях преуспевать будут компании, которые смогут превратить продажу своего товара в спектакль - подобно тому, как сегодня преуспевают те, кто сумел превратить свой продукт в услугу. И производственная площадка - одна из лучших сцен для демонстрации такого спектакля.
Впечатления - ключевое слово. Можно сравнивать заводские экскурсии с рекламой и называть их промышленным туризмом, а можно считать их источником уникальных впечатлений, а уникальные впечатления - главным орудием борьбы за сердца потребителей в новом мире.
"Каждая компания может организовать экскурсию по заводу и сделать запоминающимся событием обыденную покупку любых товаров, - пишут Пайн и Гилмор в книге "Экономика впечатлений". - Назначение экскурсии - вовлечь покупателя в процесс разработки, производства товара".
В контексте этой экономики авторы предлагают отказаться от традиционных отношений между компанией и клиентами. Вместо этого компания должна стать "режиссером впечатлений", а клиенты - "зрителями" или "гостями". В книге рассматриваются принципы успешной постановки впечатлений и театральные приемы, которые может использовать компания. С помощью модели "Работа - это театр", авторы предлагают превратить бизнес в захватывающее представление.
Книга рассчитана на маркетологов, рекламистов, а также всех владельцев и руководителей бизнеса, которые творчески относятся к своему делу и ищут новых путей взаимодействия с клиентами. Осваивайте передовые методы маркетинга.
"Мы не хотим представить работу как театр. Это не метафора, а модель. Мы хотим обратить ваше внимание на драматическую суть предприятий, лежащую в их основе". Произнося эти слова, авторы сразу намеренно отстраняются от многочисленных прекраснодушных текстов о том, "как хорошо любить клиента и как полезно его развлекать", представляя тщательное и даже несколько занудное исследование параллелей между ролью режиссера-постановщика и функцией современной компании.
Играть, по Пайну и Гилмору, значит открывать новые возможности внутри себя. Обыгрывать можно даже считывание штрих-кода с товаров на кассе, а продавать газировку можно так, что гости захотят стоять в очереди к стойке с напитком. Актерам ни на минуту нельзя выпадать из канвы спектакля, "служащие FedEx намеренно торопят события, чтобы передать ощущение скорости как сущности компании. Так же должны делать и служащие ресторанов фастфуд, даже когда у них не очень много дел". К найму персонала тоже нужно подходить соответственно: "Если это проба на роль кассира в банке, установите декоративный прилавок и предложите принять несколько вкладов, обналичить чеки и проверить остаток на счету у клиента".
Авторы заглядывают и в ближайшее будущее. Впечатления, отмечают они, "определяют, кем мы являемся, чего мы можем добиться и куда мы идем, и мы все больше и больше просим компании предоставить те впечатления, которые могут нас изменить". Поэтому впечатления тоже понемногу обесцениваются, уступая место новому виду экономического предложения -- трансформации. Компания при этом получает плату за видимый результат, достигнутый клиентом, сам же клиент фактически является для нее продуктом. Продавец выступает уже не как режиссер впечатлений, а как куратор трансформаций. Это требует значительных усилий, но приносит большую прибыль, не говоря уже о лояльности клиента.
- Число просмотров: 3180