Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Тарифы

ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ДАНА КОМАНДА ФАС

ЭЛЕКТРИЧЕСТВО: ТЕПЕРЬ, КАК ВСЕ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 7 ноября
Авторынок
БЛОГЕРАМ ДОВЕРЯЮТ
Доходы и расходы
ПАДЕНИЕ ВЫРУЧКИ -- ЧТО ДЕЛАЕТ БИЗНЕС

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Архив журнала «Капиталист»

Крупный план

ЮЛИЯ ДОЛГОПОЛОВА: ДЕНЬГИ ЕСТЬ, ДЕЛО ЗА "БЕШЕНЫМИ" ПРОЕКТАМИ

Вероятно, для реализации новых бизнес-идей нужны деньги, - предположили мы. А возможно у нас в регионе уже существует целый список необычных и оригинальных проектов, требующих срочных инвестиций? И за комментарием обратились в Департамент инвестиционной политики администрации Иркутской области, к его начальнику - Юлии Долгополовой.

Юлия ДОЛГОПОЛОВА

Корр.: Юлия Федоровна, обращаются ли иркутские предприниматели с новыми идеями или проектами в Департамент инвестиционной политики администрации области?

- Как правило, в администрацию если и обращаются с новыми проектами, то с очень крупными проектами. А представители мелкого и среднего бизнеса чаще самостоятельно решают свои инвестиционные проблемы, обращаясь в администрацию только за советом, моральной или имиджевой поддержкой, пиаром.

Опытные предприниматели считают, что взять кредит в банке, заложив свое имущество, легче, чем получить кредит или гарантии от администрации. И это, на самом деле, правильно. Администрация - это не банк, и мы не должны выполнять чужие функции.

По закону, мы, конечно, можем сейчас выдавать гарантии и кредиты, но это, в первую очередь, должно касаться не коммерческих, а, например, инфраструктурных или социальных проектов. Сейчас наблюдается такая ситуация, когда интересные и потенциально доходные идеи реализуются предпринимателями самостоятельно.

Корр.: Кто как правило обращается в ваш департамент?

- Ко мне приходят уже действующие предприниматели, которые думают о развитии. Причем, они приходят не просто поговорить о своих новых или необычных проектах, а о стратегии развития области, о том, что мы собираемся делать в рамках развития инвестиционной деятельности. Есть предприниматели, которые связывают свои инвестиционные проекты с предполагаемым развитием области. Пришло понимание, что ресурсы администрации надо использовать на благо общества, на благо бизнеса в целом, а не в частном порядке.

Корр.: Получается, что предпринимателям от администрации нужны совсем не инвестиции?

- По большей части, да. Недавно к нам обратилась известная компания, которая занимается автопогрузчиками. На вопрос: "Зачем вы обратились в администрацию?" - они ответили: "Если бы вы субсидировали нам процентную ставку, было бы неплохо, но это не обязательно". Я спрашиваю: "Что же тогда нужно?" - "Мы бы хотели, чтобы вы знали о нашем проекте, чтоб вы показывали его на проходящих выставках и чтоб вокруг нас создавалась хорошая атмосфера". Предприниматели, приходя с новой идеей в наш департамент, не столько интересуются финансовыми ресурсами администрации, сколько созданием своего положительного имиджа.

Корр.: И все-таки какие-то новые и необычные идеи есть у иркутян?

- В прошлом году мы проводили инвестиционный базар - это мероприятие, на котором попытались в неофициальной манере собрать соискателей и инвесторов. Девизом проекта была фраза: "Дикие деньги под бешеные проекты". Хотелось увидеть "бешеные" проекты, но, к сожалению, этого не произошло. Во-первых, все проекты были очень даже приземленные, а во-вторых, качество их составления оставляло желать лучшего.

Еще в прошлом году я участвовала в инновационном форуме, который проводился в ИрГТУ. На этот форум приезжала программа "Старт". Ее представители говорили о том, что от Иркутской области к участию в этой программе подается очень мало инновационных проектов. Если, например, Новосибирская область предлагает по 20-30 проектов, то Иркутская - всего четыре-шесть. Соответственно, у иркутских бизнесменов уже изначально шанс получить гранд намного ниже.

Вторая мысль, высказанная представителями программы "Старт", заключалась в том, что инфраструктура поддержки предпринимательства и инновации в нашей области есть, но она слабо задействована. И третья мысль: проекты, которые приходят к участию в конкурсах, на самом деле не амбициозные и очень простые.

Дело в том, что венчурным инвесторам интересны проекты, начиная от 10 миллионов долларов США, а иркутские предприниматели предлагают проекты на 50 тысяч долларов. Причем, в эту цифру включены командировочные, зарплаты работников и прочие расходы. Очень низкие амбиции у наших предпринимателей. А для того чтобы сделать действительно интересный бизнес, амбиции должны быть высокими.

Корр.: Малый бизнес Иркутска в целом - это прибыльный объект инвестиций?

- Это во многом зависит от самого бизнеса. Насколько я понимаю, малый бизнес - это самозанятость. Очень редко бывает, когда из малого бизнеса вырастает что-то по-настоящему большое. Как правило, малый бизнес ориентирован на семью и обеспечивает ее существование. Сами предприниматели подтверждают, что имеют не очень большие доходы, при этом крутятся как белки в колесе. Наверное, сложно сказать, что малый бизнес Иркутска - это прибыльный объект инвестиций.

Корр.: Какие, по вашему мнению, приоритетные направления деятельности малых предприятий следует развивать?

- Я отвечу, может быть, стандартно, но сейчас надо развивать инновационный бизнес. По большому счету, нам не так важно, какой бизнес будет работать, если он в рамках закона и прибыльный. Но именно инновационный бизнес интересен тем, что он создает в городе или районе, где он развивается, определенную среду, в которой концентрируются лучшие кадры, лучшие человеческие ресурсы. А уже сама по себе концентрация такого количества талантливых и умных людей, которые способны что-то генерировать, поднимает город и регион на совершенно новый уровень. С точки зрения социальной функции, инновационный бизнес по сравнению с другими более важен.

Приведу такой пример. У нас есть одна компания, которая занимается производством тренажеров для уроков ОБЖ, обучающих делать искусственное дыхание и прочим действиям для оказания первой медицинской помощи. Руководитель этой компании не раз высказывался о том, что его дело, занимая ту же площадь и имея в штате столько же сотрудников, как и казино по соседству, представляет меньший интерес для города, чем это самое казино.

И такая ситуация показательна в плане некоторого игнорирования инновационного бизнеса в нашей области. Инновацию надо поддерживать, и не только потому, что она развивает экономику, а еще и для того, чтобы в городе появилась та среда, в которой нам бы хотелось жить.

Корр.: Какие виды малого и среднего бизнеса самые перспективные и интересные для инвесторов сегодня?

- Как правило, производство не является приоритетным. Торговля и сфера услуг - вот лидеры в списке популярности для инвестирования. Но это не самое страшное. Все зависит от того, что мы хотим иметь на этой территории: урбанизированную зону, которая держится на научном потенциале, торговле, услугах, или промышленность?

Что касается нашего региона, то администрация сейчас должна определить несколько типов инвестиционных зон и проводить отдельную инвестиционную политику для каждой из этих зон. А уже, исходя из этого, предприниматели будут понимать, где лучше развивать сервис и торговлю, а где - промышленность или добывать полезные ископаемые. Тогда любой вид бизнеса будет инвестиционно привлекательным.

Корр.: Иркутские аналитики утверждают, что в нашей области в современных условиях, в первую очередь, должна развиваться промышленность, а только потом сфера услуг и торговля. Вы же говорите иначе. Почему?

- Это зависит от того, по каким критериям оценивать. Если это делать по объемам финансовых средств, то по статистике производство лидирует. Но если говорить о количественном показателе, то, без сомнения, в сферу услуг и торговлю гораздо охотнее вкладывают небольшие деньги. Мало кто отважится инвестировать крупные суммы в производство. Это даже вопрос не храбрости, а политики.

Корр.: И подводя итог: предпринимательство и инвестиции - какова картина сегодня?

- Когда мы говорим про инвестиции, мы должны иметь в виду не конкретные финансы. Значимость инвестиций не в том, что они есть, а в том, куда они направляются, как они используются. Инвестиции - это не цель или результат, а всего лишь ресурс, который надо уметь использовать.

Предпринимательство - это определенный слой населения, который помогает менять нашу окружающую жизнь. И если рассматривать предпринимательство как результат, то для его достижения мы должны дать возможность использовать инвестиционный ресурс с учетом интересов общества. Тут важно понимать, как будет развиваться область, для чего нужна внятная и понятная стратегия развития области или стратегия инвестиционного развития. И задача местной власти: определить приоритеты этого развития.

С другой стороны, должны быть прочие финансовые механизмы и схемы, которые бы смогли использовать предприниматели, что является уже преррогативой федерального уровня власти. Именно она должна сформировать адекватную финансовую систему, политику Центрального банка и Федеральной службы по финансовым рынкам, эмиссионную политику, эффективно использовать Инвестиционный фонд и прочее. А инвестиции - это лишь один из инструментов достижения конечных целей.

Ольга Михайлова


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 1 (11) Февраль - Март 2006 года


  • Число просмотров: 3546

 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть