Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Налоги

ЗАЩИТНИК ПРАВ БИЗНЕСА УПОЛНОМОЧЕН ЗАЯВИТЬ

УПРОЩЕНКА УХОДИТ В ТЕНЬ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 7 ноября
Авторынок
БЛОГЕРАМ ДОВЕРЯЮТ
Доходы и расходы
ПАДЕНИЕ ВЫРУЧКИ -- ЧТО ДЕЛАЕТ БИЗНЕС

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Архив журнала «Капиталист»

Турбизнес

ГЛОБАЛЬНОЕ ПОТЕПЛЕНИЕ ЖДЕТ ТУРБИЗНЕС НА БАЙКАЛЕ

Главный туристический бренд нашего региона "Озеро Байкал" поддерживается и развивается бизнесом, который в массе своей относится к малым формам хозяйствования - небольшие гостиницы, ресторанчики и соответствующая местному колориту сфера услуг. Реализация пилотного проекта по созданию особой экономической зоны "Рекреационная зона Байкальской природной территории", не только увеличит поток туристов (по некоторым оценкам - до двух миллионов туристов в год), но и позволит малому бизнесу в сфере туризма выйти на качественно новый уровень своей деятельности.

С каждым годом поток туристов на Байкал растет. И это несмотря на то, что стоимость путевок на это направление, по данным туроператоров, достаточно высока - около 500 долларов за девять дней. Между тем, два миллиона туристов в год - именно столько, по оценке СО РАН, Байкал способен будет принять, если появятся рекреационные зоны.

Организация на Байкале рекреационной зоны - идея, которую, кстати, поддержал и министр экономического развития Герман Греф во время своего прошлогоднего визита в Иркутск, создаст новые возможности для туристического бизнеса, выведет его на новый качественный уровень и позволит привлечь в наш регион большее количество путешественников. Так считают специалисты, занимающиеся сейчас этим проектом.

Планируемая площадь рекреационной зоны - более 880 кв. км. Внутри ее Прибайкалье разделят на 46 участков - для того, чтобы выстроить стратегию их дальнейшего развития в зависимости от исторического, культурного, экологического значения этих территорий.

По словам Ларисы Забродской, заместителя главы администрации Иркутской области, в существующем законе об охране озера Байкал не говорится, на каких территориях разрешается строить туристические базы или прокладывать нефтепровод, а какие участки необходимо охранять как памятники природного, культурного и исторического наследия. А таких объектов, требующих охраны государства, в Прибайкалье более 180. То есть, для начала между природой и туризмом проведут границу.

Далее для активного развития туристической инфраструктуры необходимо реализовать 22 инвестиционных проекта. Из федерального бюджета для этого понадобится более шести млрд рублей. В основном средства нужны для создания объектов инфраструктуры - причалов, дорог, аэродромов, а также на санитарную очистку территории.

По иркутской стороне озера новые причалы возведут в Листвянке, Большом Голоустном, МРС, в Хужире, Байкальске и Култуке, вертолетные площадки оборудуют в Бугульдейке, МРС и бухте Песчаной, закончат проведение дороги Баяндай-Еланцы-МРС. Причем, развитие рекреационной зоны будет идти и со стороны Республики Бурятия.

Интересен и социальный аспект. В рекреационную зону попадают 155 населенных пунктов, расположенных по берегам Байкала, где проживает 138 тысяч человек. По предварительным данным, реализация проекта позволит создать для них 35 тысяч рабочих мест и увеличить заработную плату. Сейчас здесь местный житель в среднем получает около четырех тысяч рублей. Вполне реально, что этот заработок поднимется до 15 тысяч.

Привлечение новых рабочих рук в туристический бизнес сократит численность безработных с нынешних 12 тысяч человек до двух и в несколько раз увеличит объемы промышленного и сельхозпроизводства, розничной торговли.

ВОПРОС О СТАТУСЕ ЗЕМЕЛЬ ПОЧТИ РЕШЕН

Есть в проекте рекреационной зоны и другие, весьма интересные предпринимателям рычаги стимулирования развития туристического бизнеса на Байкале. Законопроект "Об особых экономических зонах в РФ" предлагает установить особенный административный режим для инвестиционной активности резидентов туристско-рекреационных ОЭЗ.

Для предпринимателей, имеющих статус резидентов такого вида зоны, предполагаются льготные ставки социального налога в 14%, а также снятие 30-процентного ограничения на перенос убытков на последующие налоговые периоды. Кроме того, планируется на федеральном уровне освободить резидентов туристско-рекреационных ОЭЗ в течение первых пяти лет от уплаты налога на имущество и земельного налога.

Но главное - рекреационная зона сдвинет с мертвой точки решение вопроса о границах и статусах земель на Байкале.

- Сейчас на Байкале все строится на полуразрешениях, - говорит Юрий Коренев, генеральный директор туристическо-развлекательного комплекса "Гостиница "Прибайкальская". - Непонятно, кто принимает конечное решение по выделению земель - Москва, Байкальский национальный парк или местная власть. В случае появления зоны будет создана администрация, которую назначат из Москвы. Именно этот орган и станет решать все формальные вопросы, в том числе и по землеотводу. Не надо будет мучиться и годами выбивать разрешение на строительство у муниципальной власти, которая не может определиться с границами своих районов.

- Если внимательнее прочитать наше природоохранное законодательство, в том числе и закон о Байкале, то нигде не учитываются интересы жителей, которые живут по берегам озера, а тем более предпринимателей, - считает Сергей Перевозников, директор Визитно-информационного центра "БайкалИнфо". - Например, дома должны быть построены в 500 метрах от воды. О каком бизнесе вообще может идти речь? Кто из туристов захочет жить далеко от воды?

Чтобы туристический бизнес развивался успешнее, необходимо решить вопрос о статусе земель. В этом плане рекреационная зона способна будет разделить охраняемые территории и те, которыми можно пользоваться. Хотелось бы, чтобы наша модель зоны отличалась от немецкой и учитывала интересы предпринимателей. Все-таки на Байкале большая часть поступления в муниципальные бюджеты идет от туристического бизнеса. И главное - если будет развиваться туризм, будут развиваться и другие направления: транспорт, сельское хозяйство, будут строиться гостиницы, рестораны, аквапарки, горнолыжные курорты.

Кстати о последних. По данным администрации Иркутской области, уже есть потенциальный инвестор - австрийская фирма, название которой в настоящее время держится в секрете, - готовый вложить в ОЭЗ на Байкале 600 млн долл. На эти деньги австрийцы собираются построить там пару горнолыжных курортов.

- Закон об озере Байкал замечательный, но в нем прописан сугубо природоохранный подход. И если следовать букве закона, то существование всего предпринимательства на берегах озера ставится под вопрос, - продолжает Вадим Копылов, исполнительный директор Сибирской Байкальской ассоциации туризма. - Не один год народные избранники пытались разрешить вопрос о переводе земель из сельхозугодий в разряд рекреационных. Соответствующий закон уже принят на федеральном уровне и вступил в силу в январе прошлого года. А механизм его исполнения до сих пор не налажен. Дело в том, что в рамках одного предприятия переводить земли в разряд рекреационных нерентабельно. Лучше все делать "оптом". И здесь опять возникает нестыковка с природоохранными территориями. Границы национального парка с 1986 года законом не закреплены. Из-за чего идут постоянные споры между федеральными органами власти и муниципальными: кто и чем владеет. По этой причине в развитие туризма на Байкале никто не рискует вкладывать инвестиции.

Зона, как считает Вадим Копылов, поможет свести воедино два подхода - экономический и природоохранный. С одной стороны мы обязаны сохранить природу Байкала. С другой - необходимо задействовать наше богатство для развития экономики региона.

- Однако, - подчеркивает исполнительный директор СБАТ, - надо понимать, что из Байкала мы никогда не сделаем ни второго Египта, ни Турции. Ошибочно ожидать глобального паломничества туристов.

ГОСТИНИЦЫ И ОТЕЛИ В ДЕФИЦИТЕ

Если верить разработчикам проекта "Рекреационная зона Байкальской природной территории", то в скором времени площадь застройки гостиничных комплексов, баз, турбаз значительно увеличится.

По европейским стандартам, на тысячу человек населения должно приходится 14-19 гостиничных номеров, в Иркутске их всего 7-9. Туристы, посещающие Иркутскую область, сталкиваются с проблемой: все гостиницы и турбазы Прибайкалья переполнены, очередь на размещение тянется до сентября. Причем, высок спрос на недорогие трехзвездочные отели. А иркутские гостиницы, кроме того, испытывают еще и дефицит двухместных номеров.

Однако насытить гостиничный рынок достаточно сложно.

- Чтобы построить гостиницу, требуется пройти согласования по земельному участку и подвести коммуникации, - говорит Александра Финкельштейн, первый исполнительный директор Сибирской Байкальской ассоциации туризма. - Вот эти два камня преткновения затягивают и усложняют строительство и, соответственно, увеличивают срок окупаемости проекта.

По мнению специалистов, они и отсутствие налоговых льгот для турбизнеса отрицательно сказываются на инвестициях в гостиничный бизнес Прибайкалья, тогда как многим кредитно-финансовым структурам он потенциально может быть интересен. Пока же гостиницы в Иркутске строят представители гостиничного и ресторанного бизнеса.

С внедрением рекреационной зоны связывают вероятный поток инвестиций в гостиничный бизнес. Однако разработкой проектов должны заниматься профессионалы.

- Сегодня недостаточно строить просто уютные домики, - поясняет Александра Финкельштейн. - Если следовать мировым стандартам, необходимо ориентироваться на потребности конкретных клиентов. Что подойдет немцу, может не понравиться японцу.

Говоря о мировых стандартах, не стоит упускать из виду и фасады зданий. Листвянка так и пестрит яркими красками и брутальными формами прибрежных дворцов. Ни один из построенных здесь отелей, по словам специалистов, не соответствует ландшафту. В идеале должны быть выработаны единые требования по архитектуре зданий, чтобы ни один отель не выделялся на общем фоне.

Кстати, наравне с отелями и кемпингами, на Байкале будут и дальше существовать семейные гостиницы, действующие сегодня преимущественно на Ольхоне и в Листвянке. Их никто не собирается ликвидировать.

- Семейными гостиницами в основном пользуются те, кто приобретает турпутевки эконом-класса, - поясняет Александра Финкельштейн. - Однако, как вы знаете, большинство из них работает нелегально. У меня в Листвянке живут друзья. Чудесная семейная пара, в доме трое детей - все участвуют по мере сил. В их доме очень любят останавливаться туристы - домашние блинчики, а самое главное - подлинное тепло и уют. Они бы и рады зарегистрироваться как частные предприниматели, и налоги платить готовы, но не знают, куда идти, какие документы оформлять. Кроме того, для семейных гостиниц не предусмотрена вмененка. А от простых жителей нельзя требовать юридической или бухгалтерской грамотности - они просто не смогут самостоятельно разобраться со всеми ежемесячными и ежеквартальными отчетами в налоговую, статистику, госфонды. Чтобы семейные гостиницы могли нормально работать и приносить прибыли, необходимо максимально облегчить им процедуру оформления всех документов и отчетности.

Специалисты, работающие над проектом рекреационной зоны на Байкале, предполагают, что и эта проблема найдет решение.

СПРАВКА «КАПИТАЛИСТА»

Особые экономические зоны (ОЭЗ) – специальные территориальные образования, которые государство планирует создавать в различных регионах России. Предполагается создание трех типов ОЭЗ - технико-внедренческие, промышленно-производственные и рекреационные. 

Бизнес в ОЭЗ будет развиваться в особо благоприятных условиях, что предусматривает, в том числе, льготный режим налогообложения предпринимателей и свободный таможенный режим.

Светлана Александрова


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 1 (11) Февраль - Март 2006 года


  • Число просмотров: 2472

 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть