Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Кадры

НЕХВАТКА КАНДИДАТОВ

ПРОБЛЕМЫ ПОИСКА В ОТРАСЛЯХ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 1 апреля
Авторынок
БЛОГЕРАМ ДОВЕРЯЮТ
Доходы и расходы
ПАДЕНИЕ ВЫРУЧКИ -- ЧТО ДЕЛАЕТ БИЗНЕС

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Архив журнала «Капиталист»

Торговля

АЛЕКСАНДР ТРЕТЬЯКОВ: БЕЗ МАЛОГО БИЗНЕСА НЕ БУДЕТ И ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА

Торговля, сфера услуг и общественного питания подразумевают небольшие размеры предприятий - такова специфика потребительского рынка. Поэтому в Иркутске он в большей степени представлен именно малым бизнесом. Как малый бизнес ощущает себя сегодня на потребительском рынке? Какие существуют перспективы развития? Об этом и не только в интервью нашему журналу рассказывает Александр Третьяков, заместитель главы администрации Иркутска, председатель Комитета по потребительскому рынку.

Александр ТРЕТЬЯКОВ

- Малый бизнес является основной движущей силой потребительского рынка, - считает Александр Анатольевич. - И даже несмотря на то, что в последнее время идет активное укрупнение - открываются супермаркеты и крупные оптово-розничные магазины, развиваются торговые сети.

Корр.: Не грозит ли малому бизнесу в связи с этим некоторая опасность?

- Думаю, такая опасность есть по той причине, что малому бизнесу трудно конкурировать с сетями, и в торговле особенно. Супермаркеты вытесняют те рынки и небольшие магазины, которые расположены в непосредственной близости к ним. Но все же крупные сети не вытеснят с потребительского рынка предпринимателей, ведь невозможно же везде построить супермаркеты. Даже в странах Европы, где степень концентрации супермаркетов гораздо выше, чем в России, малый бизнес из торговли никуда не уходит. Другое дело, что предпринимателям придется изыскивать различные пути совершенствования и привлечения покупателей.

У малого бизнеса есть одна важная особенность: он очень гибкий, живучий и предприимчивый. Он почти безболезненно может перетекать из одной сферы в другую, находить новые пути выражения. Единственное, что его можно изничтожить - это высокие налоги и непродуманные действия государства.

Но государство может и по-настоящему помогать предпринимателям. Например, путем предоставления кредитов, компенсации процентов по банковским кредитам. И в администрации города Иркутска существуют соответствующие программы в рамках функционирования совета поддержки малого предпринимательства.

Корр.: Как сейчас чувствует наш малый бизнес в потребительской сфере?

- Наверное, тяжеловато. Однако потребительский рынок – это как раз та сфера, где малый бизнес может хоть как-то развиваться, свободно дышать, изыскивать новые пути и ниши для дальнейшего развития.

Корр.: Изменилось ли отношение малого бизнеса к потребителям?

- Безусловно. Малый бизнес стал ближе к потребителю. Одно дело - супермаркет, в котором обслуживающий персонал весьма «обезличен». Другое дело - малый бизнес, который постоянно контактирует с потребителем и напрямую от него зависит. Малый бизнес рассчитан на обслуживание небольшого и, как правило, статичного круга потребителей. Клиенты здесь индивидуальные, и к каждому из них предприниматель старается относиться очень внимательно и доброжелательно, так, чтобы потребителю захотелось вернуться опять, стать постоянным клиентом. Особенно это заметно в сфере услуг и общепита, хотя некоторые предприятия торговли до сих пор не смогли приспособиться к новым экономическим условиям. Эдакие островки советского времени, отголоски советского менталитета.

Корр.: Можете ли вы дать характеристику современному бизнесмену, как человеку?

- Бизнесмены в последнее время очень изменились. Даже сами предприниматели отмечают, что так называемые "новые русские" уходят в прошлое. Появляются бизнесмены-созидатели. Бизнесмены начали лояльнее и внимательнее относиться к просьбам администрации, участвовать в общегородских мероприятиях, к примеру: реконструкция зданий, открытие памятников, вымещение улиц плиткой или новогоднее оформление города. Видимо, заработав деньги, предприниматель начинает задумываться о том, что он является частью города, в котором живет и работает, здесь он воспитывает детей. А потом приходит ощущение искренности в совершении общественно значимых поступков. Бизнесмены становятся социально ответственными, более общественными.

В последнее время представители малого бизнеса стали объединяться в цеховые общественные организации. Например, появились Ассоциация рестораторов, Купеческое собрание. Кроме того, при Комитете по потребительскому рынку функционируют общественный совет среди руководителей торговых центров, оптовых рынков, торговых площадок; общественный совет индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих торговлю по улице Урицкого; Совет по бытовому обслуживанию при председателе Комитета по потребительскому рынку. Они создаются в целях защиты своих интересов, претворения в жизнь общественно значимых проектов. Да и администрации так проще с ними взаимодействовать.

Ассоциация рестораторов, например, еще и отслеживает непорядочных работников, которые кочуют из одного заведения в другое - такие работники подрывают авторитет ресторанов.

Заметно появление целой прослойки прогрессивно мыслящих и заинтересованных предпринимателей, которые основательно и с душой подходят к своему делу. Например, Юрий Васильев, владелец сети пиццерий "Домино", "Пикассо" и кафе "Мамочка" и другие.

Корр.: Изменилось ли в последнее время что-то в структуре городского потребительского рынка?

- За последние три года открылось порядка сорока супер- и гипермаркетов. Сейчас четко прослеживается тенденция к укрупнению предприятий розничной торговли, совершенствуются формы торгового обслуживания, оптимизируются коммерческие связи, увеличивается оборот организованной торговли. Мелкие предприятия перерастают и формируются в более цивилизованные формы бизнеса. Например, киосков и павильонов становиться меньше, потому что в последние годы администрацией сознательно проводится политика сокращения их числа, чтоб как-то усовершенствовать процесс торговли в нашем городе. В некотором смысле укрупняется и сфера услуг: появляются большие сервисные центры.

Но, например, в Америке существуют десятки тысяч небольших предприятий, и чуть ли не каждый второй представитель среднего класса занят в малом бизнесе. Это еще одна неизбежная тенденция. И у нас тоже количество маленьких предприятий должно расти.

Корр.: А не противоречит это тенденции укрупнения?

- В целом логика экономического развития такова, что количество малых предприятий должно увеличиваться. Доходы населения растут, потребность в услугах торговли и общественного питания возрастает, и, соответственно, в потребительскую сферу втягивается большее число работающих.

Одновременно с тенденцией укрупнения существует и тенденция дробления и размножения. Противоречие двух тенденций - это еще один логический закон рынка, что не является спецификой России. Экономика - это сложная система, в ней присутствует множество взаимоисключающих тенденций.

Еще одна тенденция последнего времени - рост современных, высокоэффективных форм торговли. Иначе говоря, появился локомотив, который тянет за собой весь коммерческий эшелон. Это как раз то, о чем мы только что говорили - появление в нашем городе супермаркетов, первый из которых - "Цезарь". Супермаркеты с первых же дней завоевали симпатии горожан высокой культурой обслуживания и должны положить конец скученности торговых площадей в Иркутске.

Разнообразие высокоэффективных форм торгового обслуживания направлено на удовлетворение потребностей самых широких слоев населения. Традиционная форма торговли "через прилавок" вытесняется более эффективным самообслуживанием, салонной и посылочной торговлей.

Корр.: Малый бизнес в потребительском рынке - каковы итоги на сегодня?

- Все-таки малый бизнес в потребительском рынке чувствует себя неплохо. У местной власти, на мой взгляд, не так много инструментов влияния на него - налоги, арендная плата, инвестиционная политика. Мы можем только постараться сделать более привлекательной сферу торговли и общественного питания. Без малого бизнеса потребительский рынок уже не будет потребительским рынком - это закон.

Иркутск, в далеком прошлом приобретший славу купеческого города, по сути дела, остается таким и сегодня. Потребительский рынок, а, следовательно, и малый бизнес, просто обречены на развитие и процветание. Прогресс качества торговли и обслуживания, увеличение количества предпринимателей - вот перспективы развития малого бизнеса в потребительском рынке Иркутска.

Ольга Михайлова


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 1 (11) Февраль - Март 2006 года


  • Число просмотров: 2939

 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть