Архив журнала «Капиталист»
Опыт
ТРИ РОЛИ ДЛЯ ОДНОГО ТЕАТРА: УСПЕШНАЯ НЕИЗБЕЖНОСТЬ БИЗНЕСА В ИСКУССТВЕ
Любой предприниматель может рассказать о своем, не похожем на другие, пути в бизнес. Но есть изначально специфичные виды предпринимательства, которые благодаря оригинальной идее просто обречены на успех. В этом номере "Капиталиста" мы начинаем рассказ об успешном опыте заманчивых бизнесов.
Бизнес и театр - может, для кого-то это вещи и не совместимые. Но так получилось, что театр не стал исключением в глобальном мировом процессе перехода к пресловутой рыночной экономике. Сделать это все равно пришлось бы, так как другого было не дано.
Удалось ли театру освоиться в мире бизнеса? Кое-кто с этим справился очень и очень неплохо. Например, Михаил Корнев - заслуженный артист России, являющийся одновременно художественным руководителем, главным режиссером и директором иркутского Театра народной драмы. Одно то, что он совмещает в театре творческое и финансовое начала, свидетельствует о неизбежности процесса.
ТВОРЧЕСТВО И ФИНАНСЫ
Хотелось бы оставить высокое искусство нетронутым, отделить его от суеты и денежных вопросов. Но не получилось. И все смешалось на театральной сцене: и смех, и слезы, и деньги.
Театр сегодня можно смело рассматривать как вид бизнеса (конечно, очень специфичный и нетрадиционный), в частности, такую форму театра, как антреприза. Она уже давно принята к исполнению в Москве и достаточно там популярна. Делается это так: собираются актеры, ставится спектакль, и коммерчески прокатывается по всей стране и даже за рубежом. Приносит очень неплохой доход.
Но свой Театр народной драмы Михаил Корнев рассматривает все же не как коммерческое учреждение, а как институт по сохранению национального наследия. Хотя и оговаривается, что без экономики невозможно даже говорить о сохранении этих понятий.
Если обозначить Театр народной драмы в экономических рамках, то это муниципальное учреждение культуры, которое имеет свой план доходов, расходов и выручки. У театра есть общий бюджет, его определенная доля зарабатывается самим театром по договоренности с учредителем. И она для него обязательна, как раньше был обязателен государственный план. Большую же часть бюджета театра составляют дотации из городской казны, потому что театр все-таки городской.
Сегодня в российских театрах тенденция к объединению в одном лице нескольких руководящих функций, к примеру, директора и художественного руководителя, все более заметна. Но в Иркутске пока только один Михаил Корнев работает по такой схеме. Объясняет он это просто:
- Зачастую в театре между главным режиссером и директором существуют непримиримые противоречия. Поэтому, как я убедился, в Москве, например, появляется все больше коллективов, руководители которых в одном лице совмещают и творческое, и экономическое начала. У меня же получается совмещать их на протяжении уже десяти лет.
Кроме того, что Михаил Корнев руководит своим театром, он является депутатом городской думы третьего созыва, был инициатором ХIII-го кинофестиваля "Золотой Витязь", который в прошлом году состоялся в Иркутске при поддержке губернатора и областной администрации.
ВОСЕМЬ КИЛОГРАММ ЧИСТОЙ БРОНЗЫ
На вопрос: считаете ли вы свою работу успешной? - Михаил Корнев вместо ответа демонстрирует восьмикилограммовую бронзовую статуэтку Витязя с надписью "II Международный театральный форум "Золотой Витязь", которую его коллектив за мюзикл "Левша" получил в ноябре прошлого год на II-м Международном театральном форуме "Золотой Витязь".
После успеха мюзикла в театр пришло письмо из Америки, из Чикаго от известного режиссера русского происхождения Дмитрия Якубова, который назвал Михаила Корнева не иначе как первопроходцем в жанре музыкального православного театра. И пригласил весь коллектив в Америку.
Театр народной драмы известен и любим не только у нас в регионе, но очень популярен и за рубежом. В 2004 году театр дал 46 концертов русских песен в Болгарии, Республике Сербска и союзных государствах Сербия и Черногорье, зрители на которых рукоплескали стоя. А здесь уже имеет смысл говорить и об успешном бизнесе, и о международных контактах.
Успех своей работы сам Михаил Корнев считает в огромной искренности. Он сам и его коллектив верит в то, делает, и никогда не врет.
- Если мы исполняем песню, что она сразу же за душу берет, если ставим спектакль, он поглощает зрителя полностью, потому что зритель нам верит, он чувствует необычайную искренность, - заявляет Михаил Корнев.
Михаил Корнев говорит, что внутренне удовлетворен свей работой.
- Это великое дело, когда любимое дело совпадает с работой, что бывает крайне редко. Мне уже, например, никакого хобби и не надо. То, что ты любишь в своей работе, это уже не работа - это служение. Я очень рад, что могу гордо сказать: "Я служу в русском театре".
Формула "культурного театрального" успеха:
-
УНИКАЛЬНЫЙ САМОБЫТНЫЙ ПРОДУКТ. То, чего нет у других, и никто не может предложить подобного - это уже половина успеха любого предприятия.
-
ПРАВИЛЬНО РАССТАВЛЕННЫЕ ПРИОРИТЕТЫ. Без экономики действительно сейчас никак. Но финансовый вопрос не должен быть самоцелью, это всего лишь средство и способ воплощения искусства.
-
ЛЮБОВЬ К СВОЕМУ ДЕЛУ. Вера в свое дело, в глубинный смысл своей миссии и предназначения.
-
ИЗМЕНЯТЬСЯ, НО НЕ ИЗМЕНЯТЬ СЕБЕ. Вперед и выше.
-
САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ. Только когда совершенствуешься, ты добиваешься успеха. Следуй единожды и навсегда выбранной дорогой.
-
ТРУДОЛЮБИЕ. Любое творение - это 90% труда, и только 10% творчества и таланта.
-
ДРУЖНЫЙ КОЛЛЕКТИВ ЕДИНОМЫШЛЕННИКОВ. Только убежденные в своей правоте и сплоченные одной целью люди добиваются успеха и получают наслаждение от работы.
- Число просмотров: 1699