Архив журнала «Капиталист»
Перспективное дело
МНЕНИЯ
Мнения учестников совещания "Формирование территориальных кластеров как инструмент развития малого бизнеса".
Андрей Шаров: "ВСЕ ЛУЧШЕЕ - В ОБОЙМУ КЛАСТЕРНОЙ АТАКИ"
Директор департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития России Андрей Шаров заверил, что кластерный прорыв получит активную правительственную поддержку.
Андрей ШАРОВ
|
В целом кластерный принцип должен стать питательной средой для роста инновационного предпринимательства. Города с высоким научным капиталом должны выступить в авангарде этого перспективного движения. Иркутску - виднейшему вузовскому центру - тут и карты в руки. К тому же, в Иркутской области сосредоточен и мощный производственный заряд: промышленные гиганты
Иркутска, Братска, Саянска, Ангарска, Шелехова. Есть замечательная возможность синтезировать самые современные достижения науки, образования, промышленности, рынка. Только так можно сформировать идеальный кластер.
Надо пропагандировать в средствах массовой информации рождение подобных производственных схем, обеспечить им правовую, нормативную поддержку. Прежде всего - для оборота ноу-хау. Надо защищать интеллектуальную собственность как рыночный продукт и товар. Кроме того, нужны законы о лоббировании перспективных бизнес-проектов, о преференциях для хозяйственников-новаторов. Ведь капитал малого бизнеса - в принципе рисковый капитал, и без "страховки" государства он почти обречен. Ну а поскольку рискуют, в большинстве случаев, молодые, в законе о молодежной политике следует прописать преференции для растущих кадров и дебютантов рынка.
В процедуре проведения тендерных торгов малые предприятия тоже следует защитить. Сами по себе тендеры - далеко не панацея от экономического застоя. Ведь они в России - хорошо вспаханная коррупционная нива. А у малых предприятий нет "коррупционного запаса", чтобы их выигрывать.
Кроме того, в отношении НПО "Иркут" Андрей Шаров заявил, что корпорацию нельзя пока рассматривать как промышленный кластер.
- Коллеги правильно объяснили, что это первый шаг на пути к полноценному кластеру. Сначала - дочерние предприятия, но их можно со временем продать, при чем продать тому же внутреннему менеджменту или стороннему менеджеру. Это будет второй шаг. Третий шаг - вступать в конкуренцию с другими компаниями. И здесь можно выбирать, с кем и на каких условиях работать.
Но с другой стороны, это все возможно только при наличии треугольника из власти, малого бизнеса и крупного "якорного" предприятия. А общественные организации выступают медиаторами, то есть посредниками между всеми составляющими и независимым контролером. Я предполагаю, что через три-четыре года мы уже сможем наблюдать за работой кластеров в России, и, может быть, в Иркутске.
Сергей Борисов: "НУЖНА ДРУГАЯ СТРУКТУРА МАЛОГО БИЗНЕСА"
Президент Общероссийской общественной организации малого и среднего бизнеса "ОПОРа России" Сергей Борисов напомнил участникам конференции две наиглавнейшие задачи отечественной экономики.
Сергей БОРИСОВ
|
Решение этих параллельных задач немыслимо без поступательного развития малого бизнеса, без усиления его роли в общем экономическом климате. Даже самая благоприятная для нас конъюнктура на мировых сырьевых рынках способна обеспечить России лишь 3-4% ежегодного прироста ВВП, в то время как объективно требуется 7-8%. Ресурс недостающих трех-четырех процентов может и должен дать как раз малый и средний бизнес. Им сегодня заняты только 17% населения, малые предприятия со статусом юридического лица составляют всего 10% хозяйствующих субъектов. По сравнению с мировыми, эти показатели достаточно низки.
Кроме того, половина наших предпринимателей трудится в торговле или пищевой промышленности. В производстве их единицы. Надо вернуть людей с базаров на предприятия. Модель кластеров как нельзя лучше этому соответствует.
Посмотрите, как работает "Тойота". У этого победоносного дракона есть голова - основное предприятие по сборке готового продукта, осуществляющее маркетинг, инновационную политику. И есть "хвост" - целая сеть малых предприятий, которые в условиях здоровой конкуренции и на конкурсной основе выполняют заказы головной компании.
У малых предприятий большой потенциал роста. И модель кластера способна его активизировать. В каждой конкретной территории нужно мобилизовать все лучшее, что можно увязать в технологические цепочки: сырье - первичная обработка - глубокая переработка - готовый продукт. Для снижения издержек и повышения качества подключить научные идеи, организовать сотрудничество с вузами, воспитание кадров для актуальных отраслей.
В каждом регионе необходимо использовать местную специфику, учитывать требования общей стратегии регионального развития. Очень важно правильно выбрать для создания кластеров якорные предприятия, в союзе с которыми силы малого бизнеса обретут ускорение и обновление. Поворот предпринимательства от торговли к промышленному производству будет болезненным, но логически неизбежным и спасительным шагом. Только так мы сможем осилить ситуацию, когда так называемый "бурлящий слой" - малые предприятия рождаются, борются за выживание и умирают тысячами.
По-настоящему конкурентоспособной экономике нужна другая структура малого бизнеса. Именно кластеры способны дать ему доступ к финансовым, обучающим, информационным и консультационным ресурсам. Они могли бы сыграть роль своеобразных бизнес-инкубаторов для содружества партнеров.
Мы все ищем пути повышения конкурентоспособности. Путь промышленных кластеров многие крупные мировые компании уже прошли, или проходят, Россия тоже должна идти этим путем.
Владимир Псарев: "ЭКОНОМИКА НЕ ПРОЩАЕТ МЕДЛИТЕЛЬНОСТИ"
Главный федеральный инспектор Аппарата полномочного представителя президента РФ по СФО Владимир Псарев:
Владимир ПСАРЕВ
|
Крупные советские завода - это не столько порождение плановой экономики, сколько эхо "холодной" войны. Был учтен опыт Великой Отечественной войны, итогом которого стали предприятия полного цикла, производящие самолет или машину от гайки до собственно продукта. Предприятия существовали в постоянном ожидании военных действий. Нынешняя же экономика не прощает медлительности и отсутствие мобильности в бизнесе.
Создание кластеров актуально и в связи с реформой местного самоуправления, когда главам сельских, городских и областных образований придется напрямую работать с малым и средним бизнесом. А малый бизнес - это фундамент, на основе которого будут развиваться кластеры.
Алексей Праздничных: "ОПЯТЬ НАМ ПРЕДСТОИТ ДОГОНЯТЬ СОСЕДЕЙ ПО ПЛАНЕТЕ"
Управляющий партнер компании "Бауман Инновейшн" Алексей Праздничных экспертировал опыт аэрокосмического кластера "Боинг" в Сиэттле (США). Он поделился своими наблюдениями за работой американцев и использованием их опыта в России.
Алексей ПРАЗДНИЧНЫХ
|
Думаю, нам, россиянам, стоит использовать уже опробированную схему регионально-отраслевого кластера как алгоритма развития города, области, края. Существуют графики, показывающие связь между индексом развития кластеров и национальным ВВП. Связь эта прямая и тесная.
Универсальную модель кластера выработать трудно. Ведь каждый из них имеет специфические местные, отраслевые, даже этнические черты. Однако общие подходы все же обозначаются. Особенно для кластеров-родственников по профильному признаку.
Экономисты выделяют ряд ключевых факторов успеха в кластерной стратегии. Первый из них - принцип управления поставщиками. Подчеркиваю: управления, а не зависимости от них. Необходимо, чтобы базовая компания сама была устойчивой и конкурентоспособной.
Известно, что для автомобильных концернов США, к примеру, основными критериями в выборе поставщиков служат невысокий уровень издержек и короткие сроки поставок. Это ориентирует их на очень кратковременные, эпизодические отношения с партнерами. Чем отчасти можно объяснить кризис американских автопромышленников. Японские и европейские компании следуют противоположной логике, укрепляя стабильные и надежные партнерские связи.
Второй фактор кластерного успеха - обеспеченность человеческими ресурсами. Ее тоже нужно создавать, планомерно сотрудничая с вузами и профессиональными училищами. Имея многолетнюю практику изучения нашего и зарубежного опыта, не побоюсь утверждать: в России нет ни одной образовательной программы, которая бы адресно готовила специалистов для конкретных областей технологий и инноваций.
Третий фактор - развитая промышленная инфраструктура: финансовая, транспортная, правовая. Как показывает опыт "Боинга", важно добиться благоприятного налогового режима для участников кластерной программы; создать центр передовых технологий, плодами которого могли бы пользоваться все звенья производственной цепи; расширять внешнеэкономические связи кластерного организма.
Для Иркутска с его мощной производственной базой, богатым научно-интеллектуальным ресурсом, выгодным географическим расположением, привести в действие все перечисленные векторы более чем реально. Полагаю, областная власть Прибайкалья должна определить, какова роль региона в геопространстве и геоэкономике, оформить основные тезисы регионального развития. Без этого говорить о принципах кластерного развития бессмысленно.
- Число просмотров: 2762