Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Кадры

НЕХВАТКА КАНДИДАТОВ

ПРОБЛЕМЫ ПОИСКА В ОТРАСЛЯХ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 1 апреля
Авторынок
БЛОГЕРАМ ДОВЕРЯЮТ
Доходы и расходы
ПАДЕНИЕ ВЫРУЧКИ -- ЧТО ДЕЛАЕТ БИЗНЕС

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Архив журнала «Капиталист»

Крупный план

Алексей Альмухамедов: БОЛЬШОЙ БИЗНЕС НАЧИНАЕТСЯ С МАЛОГО

Собственный опыт подсказывает: в среднем раз в полгода в любой сфере журналистских интересов происходят заметные события. Малый бизнес - не исключение. Прошло всего чуть более обозначенного срока, когда "Капиталист" совместно с Алексеем Альмухамедовым, начальником департамента малого и среднего предпринимательства администрации Иркутской области, анализировал состояние сферы его профессиональных интересов. Наступило время взглянуть на малый бизнес и частное предпринимательство нашей области свежим взглядом.

 
Алексей АЛЬМУХАМЕДОВ
В марте этого года губернатор, выступая с традиционным обращением к общественности региона, одним из приоритетов в экономике на нынешний год назвал работу по развитию малого и среднего предпринимательства. Вслед за этим Борис Говорин подписал ряд важных распоряжений, которые призваны резко изменить к лучшему ситуацию в этом секторе рынка. В частности, о создании в Иркутской области инновационного бизнес-инкубатора. Речь, конечно же, идет не о строительстве новой птицефабрики, а о создании структуры, способной продвинуть региональный малый и средний бизнес в сторону соответствия мировым стандартам.

Но для начала неплохо бы разобраться, зачем так нужно его туда продвигать и реально ли этого добиться на самом деле. Об этом наш разговор с Алексеем Альмухамедовым.

Корр: Последние два года вновь наблюдается резкое обострение интереса к проблемам малого предпринимательства со стороны властей всех уровней. Причем, происходит это не впервые, а с завидной периодичностью - с тех самых пор как само слово бизнес в нашей стране перестало быть запрещенным. Хотелось бы знать, где гарантии, что все происходящее - не очередное модное поветрие, а реальные перемены в отношении к развитию этого сектора экономики?

- Трудно спорить, но действительно в последние пятнадцать лет власть то носилась с малым бизнесом как с писаной торбой, то напрочь о нем забывала. Создавались различные ассоциации, центры и прочие малопонятные организации, которые появлялись ниоткуда и уходили потом в никуда. Отличие нынешней ситуации, прежде всего в том, что у нее чисто экономические причины.

Местная власть начинает понимать, что постепенно именно предприятия малого бизнеса становятся одним из основных источников доходов в бюджеты различных уровней. Уже сегодня доля налоговых поступлений от них составляет 15% и, судя по всему, этот показатель будет расти и дальше. Связано это не только с развитием самого малого бизнеса, но и с процессами, проходящими в сфере предпринимательства крупного. Я имею ввиду моду последних лет на так называемую оптимизацию налоговых платежей.

Финансово-промышленные группы, имеющие филиалы в стране и за рубежом, предпочитают платить налоги не в регионах, где расположены их предприятия, а по месту регистрации головной конторы, то есть чаще всего в какой-нибудь из оффшорных или как их еще называют "обжорных" зон.

У малых же предприятий есть особенность очень привлекательная для региональной и местной экономики. Чаще всего они зарегистрированы на той территории, где работают. Соответственно, налоги платят там же. Вот и получается как в русской народной поговорке - мал золотник, да дорог.

Корр: Тем не менее, пятнадцать лет в экономике России и Иркутской области, в частности - целая эпоха. Если этот "золотник" такой дорогой, то почему он до сих пор такой "масенький"?

- Исторически, географически и вообще так сложилось, что Иркутская область - территория почти исключительно промышленно-сырьевая. Никто и никогда (за исключением, пожалуй, Столыпина) не ждал от сибиряков громких побед на сельскохозяйственном фронте, например. Во все времена стране прежде всего требовались золото и уголь, меха и древесина, чуть позже дешевая электроэнергия. И страна все это исправно получала, получает, и будет получать в обозримом будущем. Соответственно региональная промышленность исторически ориентирована в первую очередь на первичную переработку собственного или привозного сырья. Предприятия же, работающие в сфере высоких технологий можно сегодня по пальцам пересчитать.

Тем не менее, когда страна влетела в рыночную экономику и перенесла приватизацию, плацдарм для формирования сектора крупного бизнеса был готов. Несмотря на обидное определение "сырьевой придаток". Но, лучше иметь на продажу хотя бы сырье, чем не иметь ничего.

С малым бизнесом было намного сложнее. В советскую эпоху по понятным причинам практически не было создано никакой инфраструктуры, способной инициировать его бурное развитие. Исключение, и то относительное, составляла лишь сфера туризма. Коммерческий опыт граждан ограничивался торговлей на рынках и вещевых барахолках, а также индивидуальным пошивом.

Ввиду острого товарного дефицита на заре российской рыночной экономики стремительное развитие малого бизнеса пошло как раз в направлении торговли и сферы услуг. Сегодня 45% малых предприятий работают именно в торговле и общественном питании. Еще 29 процентов в сфере производства и строительства, но при этом большинство из них опять же обслуживает крупные предприятия. Остальные специализируются в предоставлении различных услуг - от частного извоза до рекламы и дизайна. И лишь менее двух процентов работают с научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими технологиями. Таким образом, в этом секторе рынка наблюдается явный торгово-услужливый перекос.

За минувшее десятилетие сфера торговли и услуг наполнилась таким количеством предложений, которые если и не удовлетворяют покупательский спрос полностью, то только в отношении качества. Тем не менее, всегда есть возможность выбирать лучших среди огромного количества магазинов, ресторанов, салонов красоты, служб такси и так далее, и тому подобное. Были бы только деньги. Но вопрос с качеством товаров и услуг со временем разрешится сам собой в процессе конкуренции.

Казалось бы, если в малом бизнесе дела обстоят столь прекрасным образом, чего тогда волноваться, обращать на этот сектор пристальное внимание государства, городить огород, точнее центры предпринимательства?

Но, дело-то как раз в том, что эта ниша торгового малого бизнеса почти заполнена. Плюс к тому, мелких предпринимателей постепенно начинают вытеснять с этого рынка крупные торговые сети. Вы, наверное, заметили, что там, где появляются мини-, супер- и гипермаркеты, маленькие павильончики и магазины постепенно исчезают? А куда, спрашивается, деваться вытесненным бизнесменам, привыкшим к свободе и самостоятельности?

Вполне возможно, часть из них смирится и найдет себя в качестве топ-менеджеров пришлых компаний. Тем же, кто не пожелает работать на дядю остается искать новые ниши в бизнесе. Причем, такие, из которых выпнуть их будет крайне затруднительно. Вариантов решения этой проблемы сегодня существует всего два.

Корр: Так и хочется произнести сакраментальное "маловато будет". Но все же, если не секрет, какие варианты выживания и развития у малого бизнеса в противостоянии с повсеместной глобализацией?

- Поскольку мы говорим об Иркутской области, то в нашем случае это туризм и производство. В первом случае регион обладает уже готовым и мощным ресурсом, которым является сибирская природа и озеро Байкал. Это как раз та ниша, где предприниматели могут реализовать себя в самых различных направлениях - от изготовления и продажи сувенирной продукции до строительства гостиниц и ресторанов. Туризм в Прибайкалье пока находится в начальной стадии развития. Так что тем, кого "съедают" крупные торговые сети в городах, есть куда обратить свои таланты и энергию.

С производством сложнее. Конкурировать с товарами крупных производителей малым предприятиям крайне сложно. Это очевидно. Поэтому предлагаемая ими продукция должна быть произведена по оригинальной или уникальной технологии.

Корр: Алексей Александрович, давайте по пунктам. Может быть, не красиво так называть Великое озеро, но тем не менее, Байкал - слишком лакомый кусок в коммерческом плане. Откуда такая уверенность, что "мастодонты" в очередной раз не вытеснят малый бизнес теперь и из этой ниши?

- Дело, прежде всего в том, что Сибирь и Байкал - это в перспективе - прежде всего туризм экзотический и экстремальный. Если суперсовременный отель типа "Мариотт" в центре Иркутска выглядел бы вполне уместно, то на берегу Байкала это чуждая окружающей среде утопия. Фаст-фуд на Байкале тоже никому не нужен. Какой смысл ехать за тысячи километров из Европы или Америки, чтобы платить за то, чего и дома полно?

Будущее байкальского туризма за экзотикой, то есть за маленькими гостиницами, ресторанчиками и соответствующей местному колориту сферой услуг. Что же касается экстремального туризма, то эта сфера бизнеса крайне специфическая, и крупные корпорации туда вообще не суются, за исключением вопросов производства снаряжения. Так что крупный капитал здесь может участвовать преимущественно только в виде финансовых структур - потенциальных инвесторов.

Корр: Хорошо, насчет туризма убедили. Но, вот по поводу малого бизнеса и новых технологий, тем более высоких, верится с большим трудом.

- Для начала приведу несколько фактов, а аргументы потом. В развитых странах инновационная активность более свойственна именно средним и малым предприятиями, осваивающим более половины всех новых технологий. Причем скорость освоения инноваций представителями малого бизнеса на треть выше, чем на крупных предприятиях. А, например, в США маленькие инновационные фирмы создают в 24 раза больше нововведений, чем большие предприятия.

В России же малый бизнес не оказывает пока какого-нибудь важного влияния на инновационные процессы. Но, если мы намерены когда-нибудь начать конкурировать на мировых рынках, нужно развиваться по законам и правилам этих рынков. Кроме того, у нас основным источником финансирования исследовательской деятельности по-прежнему остается государство: из бюджетных и внебюджетных фондов Российской Федерации финансируется 58% затрат на научно-исследовательские разработки. Между тем в развитых странах таких, как Япония, Корея и США, основная доля затрат на исследования приходится именно на бизнес.

С другой стороны наша региональная наука имеет что предложить бизнесменам, но это предложение пока не находит активного спроса.

Вот как раз для того, чтобы научить желающих и снабдить идеями умеющих, а также конвертировать местные научные разработки в товары, нами и созданы Центр предпринимательских возможностей и инновационный бизнес-инкубатор.

Корр: Опять "центры и организации, пришедшие ниоткуда"?

- На этот раз я бы так не сказал. У этих организаций конкретные задачи и, что очень важно, ставка на самоокупаемость. Решение о создании этих вспомогательных структур принято с дальним прицелом. Планируется, что они будут располагаться в свежеотстроенном здании площадью от полутора до трех тысяч квадратных метров, оснащенном самыми современными средствами коммуникации и связи, где начинающим бизнесменам на льготных условиях предоставят помещения и необходимые услуги.

Центр предпринимательских возможностей и будущий бизнес-инкубатор примут и тех, кто по каким-то причинам не желает расставаться с наукой и просто хочет продать идеи, не обременяя себя занятием бизнесом. Хороший ученый не всегда хороший бизнесмен. Поэтому, чтобы не обзавестись никудышным коммерсантом вместо талантливого ученого, лучше идею просто купить.

В перспективе, если дело пойдет как надо, в области планируется создание сети бизнес-инкубаторов с вовлечением в ее работу подобных же структур, существующих при высших учебных заведениях, как это сделано, например, в Томске.

Корр: А как же все-таки сырьевая направленность региональной экономики? Неужели малому бизнесу в этой отрасли совсем ничего не светит?

- Кое-какие, но, правда, небольшие перспективы имеются. Однако дело не в этом. Высокая степень важности развития науко-технологичного направления малого и среднего бизнеса объясняется вот еще каким обстоятельством.

По мнению самых авторитетных экспертов, промышленно-сырьевой путь развития экономики является все же тупиковым. Природные ресурсы, сколько бы их не было, рано или поздно заканчиваются. Нефть и газ выкачивается, лес вырубается. Научная же мысль не иссякает никогда и открывает пути к новым ресурсам. Таким образом, создавая условия для развития высокотехнологичного бизнеса, мы делаем инвестиции в будущее всех отраслей экономики.

Корр: И все же пока слабо верится, что малый бизнес на это способен.

- А начинать необязательно с космических проектов. Например, в регионе грядет строительный бум, а своих стройматериалов практически нет. Привозные очень дороги, что сказывается на себестоимости жилья. Чем не направление для отработки новых технологий и производств?

Или вот еще пример. Недавно к нам в департамент обратился предприниматель из Братского района. Он разработал технологию производства стелек для обуви из бересты. Вроде бы мелочь несерьезная. Но, продукт полностью экологически чистый и даже очень полезный для здоровья. Прикинули, и получилось, что при себестоимости 20-30 рублей за пару, в Европе их можно продавать по 40 евро. Кроме шуток. Европейцы ведь помешаны на здоровье и экологии и привыкли, что за натуральный продукт нужно платить настоящую цену.

И вообще, я убежден, что при нормальной экономике большой бизнес начинается с малого. Факт, а не реклама: большинство всемирно известных торговых марок начинались как маленькие, но высокотехнологичные предприятия. В 1985 году у Била Гейтса за душой не было ничего, кроме маленькой фирмы и больших идей. Но сегодня, двадцать лет спустя, вы набираете свои статьи на компьютере, пользуясь программами, разработанными всемирной корпорацией "Майкрософт"...

Беседовал Андрей Вестовой


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 3 (7) Июнь - Июль 2005 года


  • Число просмотров: 2324

 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть