Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Кадры

НЕХВАТКА КАНДИДАТОВ

ПРОБЛЕМЫ ПОИСКА В ОТРАСЛЯХ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 1 апреля
Авторынок
БЛОГЕРАМ ДОВЕРЯЮТ
Доходы и расходы
ПАДЕНИЕ ВЫРУЧКИ -- ЧТО ДЕЛАЕТ БИЗНЕС

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Архив журнала «Капиталист»

Бизнес и коррупция

ВТОРАЯ ЭКОНОМИКА И ЕЩЕ ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА НА БОРЬБУ С НЕЙ

Исследования, проведенные центром "Индем", показывают, что почти 80% предпринимателей приходилось хотя бы однажды "давать на лапу" чиновникам: либо для того, чтобы простимулировать должностное лицо для решения какой-то возникшей проблемы, либо чтобы бизнес элементарно остался на плаву. "Печальное явление,"- вздыхают предприниматели. Но это, говорят, что-то вроде прививки от оспы, через которую проходят сейчас все. Вот только дальнейшее здоровье (и страны, и самой фирмы), увы, не гарантировано.

Коррупция, где бы она не процветала, источник многих зол. Она приводит к повышению уровня издержек любого бизнеса и не дает ему развиваться, не дает реализовывать предпринимателю свой потенциал, ради чего он, как правило, и начинает заниматься бизнесом. Не говоря уже о проблемах более высокого порядка.

Политические, социальные, экономические потери от коррупции весьма велики. Основными издержками здесь специалисты называют разрушение государственной системы, госаппарата, правоохранительных органов, торможение нормального экономического развития.

Тем не менее, несмотря на столь катастрофические последствия, ситуация в России не меняется, коррупция процветает. Годовой оборот рынка деловой коррупции с каждым годом растет и достиг уже 33,5 млрд. долларов - почти годовой бюджет России в 2001 году. Что стоит за этой цифрой?

Фактически этот результат свидетельствует о реальном удвоении (как минимум) налогового бремени, которое несет предпринимательство и о существовании альтернативной теневой системы налогообложения. А, проще говоря, коррупция в России уже давно стала "второй экономикой" с собственным гигантским оборотом.

КОМУ ДАТЬ НА ЛАПУ?

Кому и где предприниматели вынуждены давать взятки? И вынуждены ли? Ответ на этот вопрос давно известен.

Три четверти коррупционного рынка России держат управленцы муниципального уровня - то есть чиновники нижнего звена. Они ближе всего к народу, а потому и собирают больше. 20 процентов занимает региональная власть и только пять процентов - федеральная. Но если на местном уровне высока плотность взяток, то федеральный выигрывает масштабами - по мелочам не разменивается: количество взяток меньше, но размер их больше.

Это позволяет сделать вывод, - считают исследователи, - будто проблемы коррупции связаны не с законами, не с правовыми отношениями между предпринимателями, арбитром в которых является суд, а с исполнительной властью. Значит, если справедлива закономерность "чем больше регулирования, тем больше коррупция", то мы до сих пор живем в условиях катастрофического гнета, который экономика испытывает со стороны исполнительной власти. Но об этом позже. Сейчас же вернемся к статистике.

По объему получаемых взяток лидером является контрольная и надзорная деятельность (34,6%), далее идет лицензирование (34,2%), фискальное взимание налогов и налоговый контроль (22%). Среди лидеров-организаций в первых рядах - налоговая инспекция - 18,3%, пожарная инспекция - 5,9%, санэпидемслужба - 5,6%.

Если же обобщить еще больше, то лидерами по коррупции являются:

  • по России - антимонопольное законодательство,
  • по Москве - налогообложение,
  • по Иркутской области - госзаказ.
ОРГАНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ СОЦИУМА

В общем, куда не пойди, налево ли, направо, по большому счету, спасения нет. Почему? Такова, увы, российская действительность. И дело не только в том, что страна сейчас в таком положении - кризисном, переходном (коррупция, говорят, закономерность, следствие подобного положения дел в любой стране), но и потому, что слишком уж тяготеют "культурно-исторические корни" да "российский менталитет".

Кроме того, и нынешнее законодательство никуда не годится, и к новой экономической системе был уж слишком резкий переход.

В результате выходит парадоксальная ситуация. Взятки не только с удовольствием берут, но и дают, порой с не меньшим удовольствием. Многие предприниматели считают, что это неизбежное, необходимое зло и "органическая, естественная часть российского социума".

Зачем искушать судьбу и делать что-то на законных основаниях, если подчас задержка с оформлением каких-нибудь документов грозит большими финансовыми потерями. В таких ситуациях, - признаются предприниматели, - принципиальным быть не получается, да и не хочется.

Или вот хочется получить конкурентное преимущество. Например, чтобы фирма выиграла тендер, почему бы не "подмазать" деньгами? И "нанимается" налоговая полиция, чтобы наехать на партнера. Плюс масса других "возможностей-необходимостей" - лицензирование, аренда, продажа земли или недвижимости без аукциона.

Движение, конечно, встречное и желание обоюдное, иначе сие позорное явление давно бы искоренилось. Что, впрочем, судя по ряду проведенных исследований, вряд ли возможно.

ЗАКОН ЕДИН, НО ТРАКТОВОК - МНОГО

Более 56 процентов случаев коррупции в среднем по России объясняются дискреционными полномочиями законодательства. Это случаи, когда одни и те же пункты документов можно трактовать по-разному. Грубо говоря, должностное лицо на свое усмотрение решает "проверять - не проверять", "штрафовать - не штрафовать".

В Иркутской области на такие случаи приходится 61 процент фактов коррупции. Сюда, в частности, можно отнести известный закон "Об охране труда в Иркутской области", статью 5, в которой говорится, что органы исполнительной власти правомочны "проверять знания требований охраны труда, а также осуществлять государственную экспертизу условий труда работников".

В чем здесь проблема и где возможна коррупция?

Проблема в том, что в законе не прописана процедура проведения проверок и их регулярности. А потому в любой момент в организацию может явиться чиновник и начать проверку знаний и условий труда. И так до бесконечности - столько, сколько захочется.

Не безгрешен и закон "Об областной государственной инвестиционной политике". В частности, статья 6, где перечисляются приоритетные направления инвестиционной деятельности. Их множество плюс "иные направления". Отсюда, говорят эксперты, что хочу, то ворочу. Под иные направления можно подогнать все что угодно.

Таких законов десятки и сотни. И вообще поле для деятельности велико и у самих чиновников. По наблюдениям, например, борцов с экономическими преступлениями, взятки вымогаются у предпринимателей, за которыми числятся какие-то нарушения. Расчет делается на то, что "провинившиеся" бизнесмены жаловаться не пойдут. А зря. Порой проще все-таки заплатить официальный штраф, он, как правило, куда меньше, чем мзда, которая платится за прощение.

ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ: ДВИЖЕНИЕ ОТ ОБРАТНОГО

Итак, что мы в итоге имеем? Искоренимо ль зло и есть ли свет в конце тоннеля?

Ситуация опять парадоксальна. Теоретически, формально мер противодействия коррупции в России предлагается множество. И в некоторых городах, хоть в том же Обнинске, уже есть очень серьезные сдвиги. Там власти сами ведут продуманную антикоррупционную политику и, конечно, это очень помогает местному бизнесу.

В Иркутской области - движение от обратного, то есть от бизнеса к власти. Около года назад у нас появилась "Коалиция по противодействию коррупции". Это добровольное неформальное объединение общественных организаций, предпринимателей и СМИ, цель которой - снижение уровня коррупции и возможностей ее проявления в сотрудничестве с властью. Именно в сотрудничестве, иначе движение невозможно.

Каковы реальные рычаги? Они в большей степени нравственно-просветительского плана. Общественный контроль над чиновниками, участие в работе над законами, предание гласности рейтингов коррупциогенности депутатов, информирование власти о том, что работающий успешный бизнес ей выгоден, развитие служб "быстрого юридического реагирования и многое-многое другое.

Могут ли такие меры давать результаты? Считается, что да, но должно пройти время. Как минимум четверть века, дабы взрастить антикоррупционную культуру, воспитать общественную мораль.

Вот тут и возникает очередной парадокс. Коррупция есть, и все с ней будто бы согласны, но... Ее оценка общественным сознанием как социальной проблемы не соответствует ни ее масштабам, ни угрозам, которые она несет.

Исследователи считают, что в таких условиях мобилизовать общество на реальное противодействие невозможно.

КСТАТИ: 

ТОП-6 САМЫХ КОРРУМПИРОВАННЫХ РЕГИОНОВ РОССИИ

С целью выяснить, где же в России коррупция расцвела наиболее махровым цветом, не так давно было проведено специальное социологическое исследование.

Индексы коррупции по регионам строились на основании опроса, в котором приняли участие 5666 граждан и 1838 предпринимателей, представляющих малый и средний бизнес в 40 субъектах Российской федерации. В каждом регионе были опрошены около 150 граждан и 50-80 бизнесменов.

Респондентам задавали вопросы о том, попадали ли они в ситуации, когда приходилось давать взятки. В результате этого исследования самыми коррумпированными регионами России оказались Саратовская, Волгоградская, Челябинская, Нижегородская, Тюменская и Московская области.

В ТЕМУ:

В США существует любопытный документ, название которого можно перевести примерно так: "Стандарты этичного поведения государственных служащих". Эти своеобразные правила поведения чиновников помогают им ориентироваться в щекотливых ситуациях. Более того, в государственных учреждениях США существуют специальные подразделения служебной этики, работники которых помогают сотрудникам решать нестандартные проблемы этического характера.

* * *

Во всех развитых странах коррупция рассматривается как наиболее опасное для общества явление, которое преследуется законом. В ФРГ должностное лицо, получившее взятку, наказывается лишением свободы на срок до шести лет. Во Франции за аналогичное преступление предусматривается наказание сроком до 10 лет, которое можно заменить денежным штрафом в двухкратном размере взятки.

За подкуп коммерческого партнера в США провинившийся может быть приговорен к заключению сроком на пять лет, либо к уплате штрафа в 10 тысяч долларов. В Японии за аналогичное преступление наказание строже - семь лет.

Наиболее радикальные меры применяются в Китае. В 1989 году за преступления в этой сфере казнено более 30 человек. 30 тысяч осуждено на различные сроки заключения, более 20 тысяч попало под следствие.

* * *

В развитых странах дела о коррупции видных политических и государственных деятелей подвергаются широкой огласке. Запятнавшие себя чиновники, независимо от ранга, вынуждены покидать посты. Широко известны примеры, когда в 80-е годы в ФРГ разразился скандал вокруг "дела Флика", в котором тесно переплелось сразу несколько видов экономических преступлений: уклонение от уплаты налогов, коррупция, манипуляция с налоговыми льготами, подкуп должностных лиц.

В Японии со своим постом расстался К.Танака, бывший в 80-е годы премьер-министром. Судебный процесс, длившийся более 13 лет, подтвердил причастность видного японского деятеля к афере с поставкой в страну недоброкачественных самолетов американской фирмы "Локхид" и закончился осуждением известного во всем мире человека.

***

Борьба со взяточничеством в России велась на протяжении веков то с большей, то с меньшей интенсивностью. Особой лютостью по отношению к взяточникам и казнокрадам отличался Петр I. Даже любимец царя Александр Меньшиков чудом избежал ссылки в Сибирь, когда выяснилось, что он брал взятки за предоставление выгодных военных подрядов.

При Александре I и Николае II взятки брали губернаторы, председатели гражданских и уголовных палат, брали в министерствах и губернских присутствиях, наконец, в самом Сенате, который должен был бороться со взяточничеством.

* * *

В России ежегодно возбуждается около 5,5 тысяч дел по взяточничеству, 3,2 тысячи доходят до суда. "Урожайным" был 1998 год. По соучастию в коррупции тогда были задержаны 18 тысяч чиновников.

Ольга Налимова


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 2 (6) Апрель - Май 2005 года


  • Число просмотров: 1828

 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть