Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Налоги

ЗАЩИТНИК ПРАВ БИЗНЕСА УПОЛНОМОЧЕН ЗАЯВИТЬ

УПРОЩЕНКА УХОДИТ В ТЕНЬ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 7 ноября
Авторынок
БЛОГЕРАМ ДОВЕРЯЮТ
Доходы и расходы
ПАДЕНИЕ ВЫРУЧКИ -- ЧТО ДЕЛАЕТ БИЗНЕС

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Архив журнала «Капиталист»

Так это было

ИРКУТСК В ВИТРИНАХ МАГАЗИНОВ: РЕКЛАМНЫЕ ФАНТАЗИИ ТОРГОВЫХ УЛИЦ ГОРОДА СТОЛЕТИЕ НАЗАД

После нашего обзора иркутского рынка наружной рекламы ("Капиталист", N5(09), октябрь-ноябрь, 2005), вновь возвращаемся к этой теме. Но на другом временном отрезке. Оказывается, вывески, рекламирующие деятельность ремесленных и торговых мастерских, лавок - традиционно-русский вид рекламного творчества. И корни его уходят глубоко в историю. А как это было в Иркутске столетие назад?

Большая улица. Иркутск

(начало ХХ века) 

Общественная, деловая и культурная жизнь Иркутска в начале двадцатого века была насыщенной и разнообразной. В это время появились в городе первые автомобили, пугавшие лошадей и старушек. Всерьез заговорили о прокладке пяти линий конно-железной дороги в центральной части города. Впервые познали прелести общественного транспорта пассажиры омнибусов. В Иркутске появился синематограф и множество фотосалонов. Процветала торговля и ее двигатель - реклама.

О том, как выглядел Иркутск в начале прошлого века, что находилось в зданиях, мимо которых мы ходим каждый день, об услугах и ценах можно составить представление, читая рекламные объявления 1908 года. Одна оговорка, связанная с буквой "ять". Стиль все-таки хочется сохранить, но при отсутствии альтернатив в современном алфавите будем обозначать "ять" через "Ъ". Читается она как "е".

Самой престижной для торговли и предпринимательства считалась центральная часть города, в особенности улица Большая - современная Карла Маркса. Вся улица пестрела вывесками. Они висели над магазинами, между витринами и по бокам дверей, тянулись вдоль фасадов домов в несколько ярусов, одна над другой, облепляли балконы и брандмауеры - глухие стены домов. Вокруг парадных подъездов висели многочисленные таблички дантистов, адвокатов, портных, преподавателей, дающих частные уроки, и представителей других частнопрактикующих профессий. Огромными метровыми буквами из кровельного железа, расписанными маслом, были выложены фамилии владельцев магазинов, а ниже указывалось чем они торгуют.

По ночам Большая частично освещалась жестяными софитами с лампочками, но в основном - газовыми и керосиновыми фонарями, а на проезжей части мерцали слабым зеленым светом карбидные фары частных экипажей и извозчичьих пролеток.

КОНДИТЕРСКАЯ, БУЛОЧНАЯ и КОФЕЙНЯ
г.Иркутск Большая ул. д.Кравца, N20
"ВАРШАВСКАЯ  КОНДИТЕРСКАЯ"
изготовляет ЕЖЕДНЕВНО свъжее чайное ПЕЧЕНЬЕ БУЛКИ, конфеты и проч.
ЦЪНЫ УМЕРЕННЫЕ

В витринах кондитерской красовались многоярусные муляжные торты, богато украшенные орнаментом, цветами, фигурками людей и животных. На вазах и в корзинах были выставлены разные сорта мягких конфет без обертки. Здесь же стояли громоздкие пирамиды конфетных коробок, перевязанных ленточками и разрисованных цветами и кошечками. На хрустальных вазах лежали "конфеты" из дерева, завернутые в пестрые бумажки. В большие цилиндры декораторы витрин насыпали карамель и монпасье, а на Пасху украшали витрины огромными "шоколадными" яйцами. Все товары демонстрировались с указанием цен за фунт.

Конкурирующий "сладкий" магазин, расположенный совсем рядом на Большой извещал:

ПЕРВОКЛАССНАЯ КОНДИТЕРСКАЯ и КОФЕЙНАЯ
К.МИЦКЕВИЧЪ
Большая ул. домъ Кузнецовой
- постоянно-
ВСЕ ХОРОШО, СВЕЖО, ВКУСНО

На Большой работали три гостинницы. Самая шикарная - "Гранд Отель" - находилась в здании, известном сейчас как магазин "Родник". Рядом на углу Большой и Тихвинской (ул.Сухэ-Батора), действовал отель "Центральное деко", а магазин "Ландыш" был известен каждому извозчику и разносчику газет как гостиница "Централь". Гостиницы располагались на втором и третьем этажах.

В объявлении для гостей города сообщалось:

 

ОТЕЛЬ-ЦЕНТРАЛЬ
Самый большой и самый лучшiй въ ИРКУТСКЪ в центре города
- при нем-
ФЕШЕНЕБЕЛЬНЫЙ РЕСТОРАНЪ 1-го РАЗРЯДА "МОДЕРНЪ"
Къ услугамъ г.г. прiъзжающих 54 номера отъ 1 р. 50 к. до 12 р. въ сутки, везде роскошная новая обстановка, водяное отопленiе, электрическое освещенiе, телефон, роскошный залъ.
КАБИНЕТЫ СПЕЦИАЛЬНЫЙ театральный залъ для КОНЦЕРТОВ ГЛАВНОЕ ВНИМАНIЕ ОБРАЩЕНО НА ПИЩУ и ПРОДУКТЫ
Ко всъмъ поъздамъ выъзжаетъ комиссiонеръ В.С Ильченко

Похоже, дирекция гостиниц подкупала извозчиков, чтобы те привозили гостей именно к ним. Приезжим были рады и в частных домах.

Интересно, что вплоть до первой мировой войны в ресторанах обслуживающий персонал состоял только из мужчин. В первоклассных ресторанах и шикарных гостиницах официантами служили татары. Объяснялось это тем, что по мусульманским законам татары "не могут" употреблять алкоголь.

Со временем выяснилось, что все-таки могут - ежедневный соблазн и "издержки профессии" оказались сильней заветов Магомета. И держать официантов-татар стало просто традицией. Татары выписывали своих родственников из Казанской губернии, где были целые села, занимавшиеся профессией официанта.

При всей вольности донесения информации до потребителя существовали неписанные, но строго соблюдаемые правила оформления витрин и подачи рекламного материала. Крупные магазины было принято именовать Торговыми Домами.

Если уже при жизни владельца дела его вел сын или сыновья, это отражалось в надписи на вывеске. Скажем, на улице Пестеревской (ныне Урицкого) был магазин "А. М. ПОНАМАРЕВА С-вья".


Если владельцами были братья, перед их фамилией значилоь "бр". Если торговая фирма принадлежала двум-трем владельцам, то все фамилии стояли на вывеске. Когда владельцев было больше, на вывеске помещалась одна фамилия с добавлением "и К", что означало "и компания".

Оформлялись витрины своеобразно - в первую очередь владельцы пеклись о том, чтобы ассортимент был шире, чем у конкурента.

В витрине "Рыбно-гастрономического магазина Ивана Николаевича Копьева", как и во всех продовольственных магазинах, выставлялись муляжи. "Осетры", "семга" и прочая рыба из дерева или воска в натуральную величину лежали на блюдах, "икра", "соленые и копченные сельди" - в бутафорских бочках. Лишь рыбные консервы - шпроты, кильки, сардины -- были здесь натуральными. Рыбный магазин Копьева знали все, он находился на углу Большой и Благовещенской (Володарского), напротив церкви Благовещания.

Конкурент Копьева, Василий Саввинович Иванов, торговал рыбой на Мелочном базаре (площадь перед зданием цирка) и Хлебном базаре (Центральный рынок). В его торговых рядах предлагалась "КЭТА в разныхъ видахъ и икра кэтовая своего засола и приготовленiя. Сельди шотландскiе, королевскiе и др. бочками, полубочками, четвертями. Разные копченные рыбы. Икра, балыки, консервы рыбные и овощные. Свъжая рыба: осетрина, стерлядь, мансунг, нельма, навага и др."

В витринах молочных магазинов выставляли громадные кубы "масла" и круги "сыров" с аккуратно вырезанными дырочками на срезах. Яйца были выточены из дерева, а большие молочные бутылки закрашивали изнутри белой краской. В витринах мясных магазинов красовались громадные куски "мяса", подвешенные на крюках, и муляжные бараньи туши. Непременным украшением этих витрин был поросенок на блюде, разрезанный поперек на куски. Витрины колбасных магазинов заполнялись муляжами колбас и окороков. Висели и лежали на блюдах груды бутафорских сосисок и колбасок из дерева или папье-маше.

Сахар можно было приобрести в так называемых колониальных магазинах, которые торговали продуктами из колоний - пряностями, кофе, чаем и т. д. В центре их витрин обычно возвышалась коническая голова сахара, завернутая в особую синюю бумагу. Вокруг лежали пачки пиленого рафинада, тоже в синей бумаге. Чай выставлялся в бумажной и жестяной упаковке. Большой популярностью пользовались сорта чая фирм Высоцкого, Перлова и Поповых, а также китайский - от "Жемчужного" до "Кирпичного", кофе - в специальных банках с металлической крышкой и подставкой, какао "Жорж Борман" и "Ван Гутен" - в жестяных баночках фирменной упаковки. Пряности находились в стеклянных вазочках с крышкой. Рекламные плакаты обращались к покупателям с призывом: "Требуйте товары только нашего качества!"

На углу улиц Карла Маркса и Богдана Хмельницкого госпожа Шнейдерман управляла магазином модной одежды. Вот как выглядело рекламное объявление этого салона:

 

MODES DE PARIS М-м ШНЕЙДЕРМАНЪ (бывш. Ромбахъ)
БОЛЬШОЙ ВЫБОРЪ даскихъ и детскихъ
ШЛЯПЪ и МУФТЪ всехъ СЕЗОНОВЪ
Принимаются заказы на модели известны Парижских домовъ.
ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ИЗЪ ПАРИЖСКОГО МАТЕРИАЛА.
M-m Gabriel, lane, Minnqqio, Marecol
ШЛЯПЫ для ТЕАТРОВ, ЦВЪТЫ для бальныхъ ПЛАТЬЕВЪ
On parte francais

Сам же господин Г.М. Шнейдерман с С-мъ имел Торговый Дом на Пестеревской (ул. Урицкого) в д.N5, где:

ТОРГОВЫЙ ДОМЪ Г.М Шнейдерманъ
съ С-мъ всегда большой выборъ:
ГОТОВОГО ПЛАТЬЯ, мужского и детского.
ШЛЯПЪ, ШАПОКЪ, ФУРАЖЕКЪ.
бълья, галстуковъ,запонок,зонтов,тростей.
ШЕЛКОВЫХЪ КУШАКОВЪ,ПОЯСКОВЪ,ШАРФОВЪ, ЧУЛОКЪ .
цены умъренныя
Телефон N131, Адрес для телеграмм: ИРКУТСК - ШНЕЙДЕРМАН.

Магазины готового платья помещали в своих витринах мужские и женские манекены, изготовленные "крайне натуралистически", с "настоящими волосами". С витрин смотрели изыскано одетые господа в цилиндрах и котелках, рединготах и сюртуках, с лихо закрученными усами и непременной тросточкой в руках. Дамы были в гигантских шляпах, украшенных цветами и перьями, в модных костюмах или пальто, с зонтиками в руках. Дети чаще всего изображались в матросских костюмчиках.

В магазинах, торгующих зимней одеждой, манекенов не выставляли, так как витрины были ненадежны, а пользовались вывесками, изображающие мужчин в бобровых шапках и шубах, с неправдоподобными пышными шалевыми воротниками и дам в меховых котиковых или каракулевых манто с горностаевыми палантинами и муфтами.

В заключение остается добавить, что за прошедшую социалистическую эпоху улицы Большая и Пестеревская, потеряв немалую часть своего облика, сложившегося еще в дореволюционные времена, осиротели внешне. Но история продолжается: сейчас многие здания, уже с новыми хозяевами, по-прежнему служат горожанам и, словно помня свою прошлую специализацию, не желают переквалифицироваться. А некоторые даже возвращаются на места прежней прописки...

Павел Мигалев


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 6 (10) Декабрь 2005 - Январь 2006 2005 года


  • Число просмотров: 5077

 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть