Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Налоги

ЗАЩИТНИК ПРАВ БИЗНЕСА УПОЛНОМОЧЕН ЗАЯВИТЬ

УПРОЩЕНКА УХОДИТ В ТЕНЬ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 7 ноября
Авторынок
БЛОГЕРАМ ДОВЕРЯЮТ
Доходы и расходы
ПАДЕНИЕ ВЫРУЧКИ -- ЧТО ДЕЛАЕТ БИЗНЕС

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Архив журнала «Капиталист»

Бизнес в регионе

АЛКОГОЛЬНАЯ ЗАЧИСТКА

Вполне возможно, что уже первого января, сразу после новогодней ночи, многие жители городов и поселков будут неприятно удивлены, обнаружив закрытыми павильоны и магазины, привычно торговавшие водкой. Дело в том, что новая редакция Закона о госрегулировании алкогольного рынка запрещает индивидуальным предпринимателям продавать крепкое спиртное. А это значит, что большинство торговых точек так называемой шаговой доступности, где ассортимент - от чипсов до ветчины, может попросту разориться. Ведь держит их на плаву именно сбыт сорокаградусных напитков.

1 января 2006 года вступает в силу Федеральный закон N102 "О внесении изменений в Федеральный закон N171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции". Этот закон влечет существенные изменения механизма государственного регулирования производства, оптовой и розничной торговли алкоголем.

Поправки в 171-ФЗ принимаются уже в восьмой раз. Причем, один раз из этих восьми - по решению Конституционного суда. Однако последняя редакция закона, по мнению иркутских предпринимателей, вновь нарушает их конституционные права.

ТОЛЬКО ОРГАНИЗАЦИИ

Суть принятых Госдумой поправок заключается в том, что оптовики, которые занимаются торговлей алкоголя, для того, чтобы получить лицензию, должны иметь уставной капитал в размере не менее 10 миллионов рублей. Сама же лицензия на торговлю алкоголем будет стоить 250 тысяч рублей.

Есть ряд новшеств, касающихся и розничной торговли. В старом законе статья 16 разрешала заниматься розничной торговлей организациям и индивидуальным предпринимателям при наличии лицензии. С поправками эта статья звучит так: "поставка и (или) розничная продажа алкогольной продукции осуществляется только организациями при наличии соответствующих лицензий и при условии предварительной оплаты поставляемой алкогольной продукции".

Из поправок следует, что те индивидуальные предприниматели, которые имеют лицензии на срок даже до конца 2006 или 2007 года, смогут допродать свою алкогольную продукцию до 1 июля 2006 года. С 1 июля частные предприниматели торговать алкоголем не будут.

Произошли изменения в положении о лицензировании. Лицензии на производство и розничную продажу алкоголя будут выдаться только организациям при наличии положительный заключений ГСЭН, пожарных, экологических инстанций и документа, подтверждающего наличие у организации уставного капитала, размер которого доложены установить субъекты РФ (местные власти) - вплоть до 1 миллиона рублей. В Иркутской области пока эта цифра не установлена.

Кроме этого, требуется копия документа об уплате сбора за выдачу лицензии, которую, кстати, придется переоформлять всем участникам рынка в соответствии с новыми требованиями. Даже тем, кто получил ее совсем недавно. Размер сбора за выдачу лицензии тоже должны установить областные власти.

Может ли быть утешением, что действие закона не распространяется на деятельность "по производству и обороту пива и натуральных напитков, изготовленных из виноматериалов, произведенных без добавления этилового спирта"?

ПРИЧИНА ИЛИ ПОВОД?

Алкогольный бизнес - занятие в России высокодоходное. Более того, рынок СНГ - самый мощный по объемам потребления водки. И по мнению аналитиков, кто является лидером по производству и продажам водки в СНГ, тот может претендовать и на мировое лидерство.

Почему крепкий алкоголь столь популярен в России? - это тема другого материала. Но неудивительно, что продажа сорокоградусных напитков привлекат значительное число предпринимателей в сфере торговли.

Однако контроль оборота алкоголя у такого огромного количества частников - дело непростое. И государство с этой задачей, мягко говоря, справлялось не очень.

По данным Санэпидемнадзора, ежегодно в стране от отравления алкогольной продукцией погибает более 60 тысяч человек. Причем, летальный исход связан не с "передозировкой", а именно с плохим качеством продукта.

Очевидно, реагируя на сложившуюся ситуацию, и был создан 102-ФЗ, который направлен "на защиту экономических интересов Российской Федерации, обеспечение нужд потребителей алкогольной продукции, а также на повышение ее качества и проведение контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области".

Александр Василенко, руководитель проекта "Скорая предпринимательская помошь", видит в этом скорее не причину, а повод.

- За хорошими призывами о том, что надо контролировать качество алкогольной продукции скрывается беспомощность власти. Государство, не сумев организовать контроль над производством, оптовыми продавцами и подпольными цехами, делающими суррогатную водку, решили ударить по конечному сегменту - рознице. А розничных продавцов тысячи - у государства нет ни времени, ни сил проконтролировать их всех. Власть просто пошла по легкому пути сокращения. Контролировать сетевые структуры намного легче, а закрытие одного или нескольких павильонов ничего не меняет.

Закон №102, по мнению Александра Василенко, это шаг, который передает монополию на водку в руки крупных сетевых структур. Что в свою очередь, приведет к выбросу в пустоту огромного количества представителей малого бизнеса.

ЗАКОН N102 УНИЧТОЖИТ РОССИЙСКУЮ РОЗНИЦУ

Директор АНО "Иркутское агентство развития бизнеса" Владимир Снегирев поддерживается подобной точки зрения:

- Бизнес-сообщество не просто в замешательстве, оно в панике от принятия такого сомнительного закона. Когда принимается какой-то закон, то всегда ясно в чью пользу, в чьих интересах он принимается. Анализируя 102-й закон, становится ясно, что депутатский корпус не слишком интересует развитие малого бизнеса. Депутаты руководствуются, прежде всего, интересами крупных игроков, сетевых структур. При этом все поправки мотивируются усилением контроля над качеством алкогольной продукции, прозрачностью налогов. Но в действительности этого не произойдет. Другое дело, что 102-ФЗ уже принят думцами и непременно вступит в силу. Исходя из этого, остается только бороться за его пересмотр, что, в принципе, возможно, но совсем не скоро.

В панике не только участники иркутского алкогольного рынка. 102-й закон сильно ударит по торговому малому бизнесу всей России. Николай Лавник, рознично-торговый оператор по территории Московского региона, так высказался о новом законе:

- Оптовые и розничные продавцы алкоголя, не дожидаясь введения в действие закона N102, спешно закрываются. Мало кто выдержит условия: миллион рублей - уставной капитал, лицензия, предоплата, предварительная подача декларации. Чиновники ратуют за то, чтобы остались аккредитация и проверка качества, значит не исчезнет возможность брать взятки. Торгинспекция, милиция, пожарные и так далее - всем им тоже при проверках надо заплатить хотя бы минимальный штраф. В итоге всех этих "мер" розничный рынок в ближайшее время может упасть до 80%. Останутся одни лоббирующие "сети", большинство которых с иностранным капиталом. Закон N102 уничтожает российскую розницу.

По подсчетам экспертов общественной организации "ОПОРА России", перестанет существовать половина всех мелких торговых точек, находящихся во владении предпринимателей без образования юридического лица. Оставшиеся 50% выживут и продолжат работать, но уже как юридические лица.

ЗЕЛЕНЫЙ СВЕТ САМОГОНУ?

Александр Василенко развивает свою мысль:

- Порядка 40% населения находятся за чертой бедности, они не могут позволить себе пить дорогие и элитные напитки. Самый подходящий вариант для них - водка. Понятно, что после вступления в силу 102-го закона цены на вино-водочную продукцию поднимутся. Для многих водка станет недоступным напитком, что приведет к всплеску подпольного виноделия и самогоноварения, особенно в сельской местности. Ввести же контроль над подпольными изготовителями еще сложнее, практически невозможно.

Директор Фонда поддержки малого предпринимательства Иркутской области Нина Ткачук уверяет, что новый закон поставит маленькие "придомовые" магазинчики на грань разорения. Большинство выручки небольшим магазинам дает именно продажа алкоголя. Или же предпринимателям придется делать существенную накрутку на прочие товары повседневного спроса.

- Если они не будут торговать водкой, то на другой продукции - молоке и хлебе, - они не выживут. Новый 2006 год ознаменуется резким сокращением числа магазинов. Получится, что, например, за булкой хлеба или коробкой конфет придется ехать в супермаркет.

Пострадают не только предприниматели, но и простые потребители тоже. В сельской местности ситуация может получиться непростая. Небольшой сельский павильон, в котором частники продают водку, - порой это единственное место, где можно купить не только алкоголь, но и продукты первой необходимости.

Еще несколько существенных моментов. Нина Ткачук отмечает, что удар по мелкому бизнесу - это удар и по налоговой базе области. А Владимир Снегирев добавляет, что 102-й закон нарушает условие о конкуренции и вносит дисбаланс в социальное устройство общества. Такое открытое лоббирование интересов "водочных королей" увеличивает и без того огромную пропасть между богатыми и бедными.

УДАР МОЖНО СМЯГЧИТЬ НА МЕСТНОМ УРОВНЕ

Не секрет, что областной закон должен будет детализировать многие положения, прописанные в федеральном законе. И при грамотном подходе, по мнению Валентины Соковой, руководителя Регионального антикризисного центра защиты прав предпринимателей некоммерческого партнерства "Малые предприятия Иркутской области", можно не нарушая федерального закона смягчить на местном уровне удар, который нанесли законодатели по мелким участникам рынка алкогольной продукции.

К разговору о детализации федерального закона субъектами федераций. Валентина Сокова обратила внимание на следующий момент. В статье 16 102-ФЗ есть пункт 5: "Организации, осуществляющие в городах розничную продажу алкогольной продукции, должны иметь для таких целей стационарные торговые и складские помещения общей площадью не менее 50 квадратных метра". И наш субъект федерации скромно добавил "в одном обособленном подразделении". Что называется - скромно и со вкусом.

На деле это будет означать следующее: если раньше павильон площадью 20 кв. метров находился совсем отдельно (скажем, в другом районе города) от склада площадь 30 кв. метров, то при этой приписке эти два обособленных помещения в 50 квадратов должны быть "в одном обособленном подразделении". Нужно ли субъектам федерации усугублять и без того непростой Федеральный закон?

Региональным антикризисным центром было направлено письмо в адрес областной администрации, в котором излагаются все пожелания иркутских предпринимателей, занятых в алкогольной сфере. Валентина Сокова говорит, что необходимо сделать для таких предпринимателей стартовый, переходный период. Разработать механизм перехода с ЧП на АО или ООО. И оставить уставной капитал для получения лицензии ООО согласно Гражданскому Кодексу - 10 тысяч рублей, хотя бы на первый год. Или как вариант, организовать новые рабочие места для тех, кто не сможет работать в условиях нового "алкогольного" закона.

Предпринимателям не придется искать какие-то лазейки в федеральном законе, если умело адаптировать все поправки на уровне субъекта Федерации. Для этого достаточно разработать продуманную методику введения закона на территории области, скорректировать сроки вступления его в силу.

Если сейчас предприниматели не сумеют объединиться и "достучаться" до местной власти, которая, в свою очередь, могла бы предложить альтернативы, то многие частные предприниматели будут вынуждены закрыться.

Ольга Михайлова


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 6 (10) Декабрь 2005 - Январь 2006 2005 года


  • Число просмотров: 3190

 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть