Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Кадры

НЕХВАТКА КАНДИДАТОВ

ПРОБЛЕМЫ ПОИСКА В ОТРАСЛЯХ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 1 апреля
Авторынок
БЛОГЕРАМ ДОВЕРЯЮТ
Доходы и расходы
ПАДЕНИЕ ВЫРУЧКИ -- ЧТО ДЕЛАЕТ БИЗНЕС

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Архив журнала «Капиталист»

Бизнес в регионе

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РЕГИОНЕ: ЧТО ИМЕЕМ И К ЧЕМУ НУЖНО СТРЕМИТЬСЯ

В декабре в окрестностях Иркутска состоялся семинар-тренинг "Стратегия развития предпринимательства", устроенный специально для глав муниципальных образований Иркутской области. Кроме первых лиц городских и районных муниципалитетов, в семинаре приняли участие представители государственных и коммерческих структур, заинтересованных в развитии малого бизнеса как по долгу службы, так и по соображениям экономического характера.

Два дня участники семинара обсуждали основные шаги развития предпринимательства в Иркутской области на ближайшие два-три года. Сейчас в недрах департамента предпринимательства, малого и среднего бизнеса областной администрации идет работа над концепцией областной программы развития малого бизнеса на 2006-2008 годы. Необходимо ее обсудить и согласовать с территориальными программами поддержки и развития, а также выработать решения, которые станут основой для формирования единой стратегии развития предпринимательства в области.

Для участия в семинаре в качестве экспертов были приглашены представители ведущих в регионе организаций поддержки малого и среднего бизнеса, которые проанализировали свой опыт работы с предпринимателями и представили его в своих выступлениях. В ходе обсуждения было выделено несколько проблем.

ПРОБЛЕМА N1: НИЗКАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ КАДРОВ

Владимир Снегирев, директор АНО "Иркутское агентство развития бизнеса":

- Результаты исследований, проведенных в различных района области, показывают, что неэффективность развития малого и среднего бизнеса в регионе напрямую связана со слабой подготовкой менеджмента, низкой квалификацией кадров, отсутствием функциональных служб на малых предприятиях. Чаще всего учредитель, он же директор предприятия, сам выполняет функции финансового директора, бухгалтера, маркетолога и т.д.

Среди других причин были названы недостаток информации, отсутствие недорогих офисных и производственных площадей, стартового капитала и заемных источников, возможности приобрести новые технологии и оборудование. В числе последних отмечается общий неблагоприятный предпринимательский климат в стране: высокие налоги, незащищенность собственности, несовершенство законодательства, административные барьеры.

На фоне существующих сегодня проблем развития предпринимательства должна быть создана инфраструктура, направленная на поддержку их стремлений. Нужно организовать целую сеть структур, которые будут заниматься подготовкой, обучением предпринимателей.

К таким структурам относятся консультационные центры, информационно-аналитические центры, маркетинговые центры. Комплексная поддержка должна оказываться на уровне бизнес-инкубаторов, которые готовы будут взять на себя часть затрат на период становления малого предприятия. Необходимо развивать центры промышленной субконтракции, бизнес-центры.

Однако, по словам Владимира Снегирева, нет пока квалифицированных кадров, которые могли бы работать в этих структурах. А чтобы готовить специалистов, нужно и немалые финансовые вложения.

О самоокупаемости таких центров речи пока не идет, ведь основные клиенты этих структур - мелкие предприниматели, которым не по силам рыночная стоимость бизнес-консультаций. Поэтому развивать инфраструктуру поддержки можно только с помощью соответствующих источников финансирования: крупные предприятия-учредители, бюджеты территории и и т.п.

Михаил Шевцов, директор управления кредитования Байкальского банка Сбербанка России:

- Инфраструктуры поддержки предпринимательства в Иркутской области должны предоставлять услуги по тщательной подготовке технико-экономических обоснований проектов, для реализации которых планируется привлекать заемные средства банков. Не менее важной стороной является также обучение предпринимателей работе с финансовыми институтами.

 
Сергей ЗУБАРЕВ
Сергей Зубарев, мэр Иркутского района:

- Снизить до минимального уровня налоги, хотя бы на этапе становления бизнеса - это единственное, чем в настоящее время государство может помочь предпринимателям, чтобы те эффективно развивались. Но складывается впечатление, что в России политика по отношению к предпринимательству сейчас такова, чтобы уже на первоначальном этапе "задушить" предприятие налогами, поборами контролирующих органов, предприятиями-монополистами и другими структурами, в том числе криминальными.

ПРОБЛЕМА N2: ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПОДДЕРЖИВАЮТ ФОРМАЛЬНО

Алексей Альмухамедов, начальник департамента поддержки предпринимательства, малого и среднего бизнеса администрации Иркутской области:

- В настоящее время в области создано 13 территориальных агентств развития бизнеса. В Ангарске действует школа предпринимателей. На ряде территорий области работают советы по предпринимательству при руководителе муниципального образования. В ряде территорий есть агентства микрокредитования, лизинговые фирмы, порядка пяти кредитных кооперативов. То есть, формально, инфраструктура поддержки предпринимательства существует.

Но практически примеров успешно работающей инфраструктуры немного.              По нашим опросам 60 процентов предпринимателей ничего знают об инфраструктуре,

работающей в их районе. Иногда можно прочитать парадоксальные ответы - когда под инфраструктурой поддержки предпринимательства некоторые бизнесмены понимают инспекцию по налогам и сборам!

В настоящее время ведется работа по стандартизации деятельности инфраструктуры, по определению того, какую поддержку и в каких объемах агентства должны предоставлять предпринимателям.

Всем агентствам будет предложено пройти добровольную аккредитацию на соответствие этим стандартам. Также необходимо провести согласование действующих и создаваемых вновь муниципальных программ поддержки и развития предпринимательства и соответствующей областной программы. Необходимо, чтобы цели и задачи этих программ не противоречили, а дополняли друг друга.

ПРОБЛЕМА N3: НЕДОСТАТОК КАЧЕСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ

Игорь Бычков, заместитель председателя президиума Иркутского научного центра Сибирского отделения РАН:

- Свободный доступ предпринимателей к качественной информации позволит решить многие проблемы, которые сегодня тормозят развитие предпринимательства.

Результаты опроса, проведенного недавно в Санкт-Петербурге, показали:  бизнесмены испытывают недостаток в достоверной оперативной деловой информации и в информации по новым технологиям.

А по данным общероссийского опроса 60 процентов предпринимателей в последнее время стали гораздо больше времени уделять информации, поскольку расширился круг информационных предложений. Они стремятся посещать семинары, выставки, конференции и черпать оттуда информацию. Однако пока подобная тяга к знаниям еще не характерна для представителей торговли и коммерции.

Игорь Бычков считает, что при создании определенных информационных структур можно было "подогревать" интерес предпринимателя на получение свежей и достоверной информации. В настоящее время в области принято решение о создании центра деловой информации, разработчиком проекта которого, по результатам конкурса, выступит Иркутский государственный технический университет.

Алексей Альмухамедов:

- Сейчас в рамках областной программы поддержки и развития предпринимательства на 2003-2005 гг. ведется работа по созданию областного центра деловой информации. Конкурс по данной теме выиграла группа специалистов технического университета.

Сегодня в том или ином виде своеобразные базы данных для предпринимателей создаются во многих муниципальных образованиях и территориальных агентствах развития бизнеса. Но при этом, например, жителю Куйтунского района практически невозможно получить информацию по соседнему Тулунскому району. Однако для бизнеса такая информация может быть весьма важна. Кроме того, необходимо прийти к единому стандарту: какая информация, в каком виде и объеме должна быть представлена. Тогда это будет не просто очередной сайт, а действительно инструмент для анализа и серьезной работы предпринимателя.

ПРОБЛЕМА N4: ОТСУТСТВИЕ ОПЫТА РАБОТЫ С ФИНАНСОВЫМИ ИНСТИТУТАМИ

Михаил Шевцов:

- Наш банк, кредитуя заемщиков из малого и среднего бизнеса, испытывает определенные трудности. Самой большой проблемой, из-за которой банк чаще всего и вынужден отказывать потенциальному заемщику в средствах, - это непрозрачность бизнеса. Отсутствие кредитной истории, в том числе по причине того, что бизнес находится на стадии формирования, - вопрос сегодня достаточно рассматриваемый в банке.

Часто предприниматели не могут предоставить банку залог для минимизации банковских рисков в случае невозврата кредитных средств. Основная же проблема заключается даже не в отсутствии необходимости поддержки предпринимательства со стороны государства, а в отсутствии опыта работы с финансовыми институтами у самих предпринимателей.

В рамках семинара можно набросать лишь некоторые пути решения этих вопросов. Прежде всего, необходимо создавать залоговые фонды при муниципальных образованиях области, которые бы могли предоставить банку в залог имущество под наиболее социально-значимые проекты. Кроме того, в этой цепочке необходимо прибегать к помощи крупных предприятий, которые могли бы выступать поручителями, предоставить залог по кредитам для наиболее надежных предпринимательских структур. Со стороны администраций необходимо изыскивать возможность компенсации процентной ставки по кредитам на реализацию бизнес-идей.

Байкальский банк ввел схему упрощенного кредитования предпринимателей. Только за этот год, по данным на 1 ноября, было выдано кредитов на сумму более восьми млрд. рублей. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года это больше в два раза. В портфеле кредитов порядка 35% приходятся на кредитование малых предприятий, 36% - средних. По упрощенной системе за этот период было оформлено 509 кредитов на сумму 315 млн. рублей. Средний объем одного кредита составил 630 тыс. рублей. Упрощенная система кредитования предлагает предоставление банку сокращенного объема документов, упрощенную систему оценки финансового состояния заемщика, предоставление льготного порядка оценки и страхования залога по кредиту. В Иркутской области все 23 отделения банка работают по этой системе.

 
Лариса ЗАБРОДСКАЯ
Лариса Забродская, заместитель главы администрации Иркутской области

- Область рассматривает сейчас вариант формирования залогового фонда. В собственности региона имеются нереализованные пакеты акций, которые не включены в план приватизации на ближайшее время. Кроме того, в собственности имеются помещения, переданные в долгосрочную аренду. Байкальский банк готов принять такую форму залогового фонда для финансирования проектов муниципалитетов.

Алексей Альмухамедов:

- Банковское финансирование - это, конечно, хороший финансовый инструмент. Однако он зачастую недоступен для рядового предпринимателя, как в связи с тем, что банковские институты просто территориально отдалены, так и с тем, что банки неохотно кредитуют зачастую незначительные финансовые потребности и совсем не кредитуют новые предприятия.

Кроме того, многие предприниматели в силу понятных обстоятельств не имеют прозрачного бизнеса, что также делает банковское финансирование невозможным. Одним из решений данной проблемы может стать создание сети микрокредитных учреждений, дающих предпринимателям небольшие суммы на пополнение оборотных средств. Да это достаточно дорого, однако при этом не требуется наличие достаточного залога. Подобные схемы действуют в ряде субъектов федерации, например на Кузбассе и действуют вполне успешно.

Алеанна Хорошева


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 4 (4) Декабрь 2004 - Январь 2005 2004 года


  • Число просмотров: 2833

 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть