Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Исследование

В ФОКУСЕ ВНИМАНИЯ: ОТЗЫВЫ ПОКУПАТЕЛЕЙ

ПРОДУКТОВЫЙ РИТЕЙЛ ХОЧЕТ МЕНЯТЬСЯ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 7 ноября
Авторынок
БЛОГЕРАМ ДОВЕРЯЮТ
Доходы и расходы
ПАДЕНИЕ ВЫРУЧКИ -- ЧТО ДЕЛАЕТ БИЗНЕС

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Архив журнала «Капиталист»

Торговля

ТОРГОВАЯ ЭВОЛЮЦИЯ: ОТ КОМКОВ И ЧЕЛНОКОВ К СУПЕРМАРКЕТАМ

Самый распространенный вид частного бизнеса, как и самая популярная сфера деятельности малых предприятий - это торговля. Секрета тут не откроем: бурный рост торговых предприятий - примета сегодняшнего дня. Ну а его размеры... Только в центральных районах Иркутска нормы торговых площадей превышены сейчас на 300 (!!) процентов.

В чем же причина такой ситуации? Тут есть два мнения. Одни аналитики считают, что виной тому вечная тяга предпринимателей к "коротким" деньгам, ведь только торговля и сфера обслуживания обеспечивают наиболее быструю оборачиваемость средств. Другие склонны предполагать, что нынешний процесс накопления капиталов скоро приведет к обязательной переориентации малого бизнеса на другие сферы - производство, строительство.

Как все произойдет на самом деле - время покажет. Однако сегодня "Темой номера" стала эволюция иркутской торговли в новейшей истории: от комков и палаток начала 90-х годов до сегодняшних оптовых рынков и супермаркетов.

Двенадцать лет назад первый президент РФ Борис Ельцин подписал указ о свободе торговли, предоставлявший предприятиям и частным лицам право на торговлю, посредническую и закупочную деятельность без специальных на то разрешений. Сей факт ознаменовал наступление в России новой эпохи - эпохи рыночных отношений.

Аккурат за несколько дней до этого события в стране окончательно, что называется, отпустили цены и началась "шоковая терапия", о необходимости которой нам долго и витиевато рассказывали младореформаторы.

Все перечисленные манипуляции кардинально изменили ситуацию в торговой отрасли. Магазины получили статус юридического лица и стали самостоятельными. А появление многочисленных рынков вкупе с активной приватизацией торговых предприятий обусловило рост доли негосударственного сектора в общем обороте розничной торговли.

Для большинства наших сограждан самыми привлекательными в смысле приложения деловой активности стали торгово-посреднические операции. Причем о практическом применении хотя бы одной из концепций маркетинга в то время никто не задумывался. Да и о каком маркетинге могла идти речь? Накопившийся у россиян за годы плановой экономики спрос на товары широкого потребления сделал выгодной даже торговлю вениками.

ЭПОХА КИОСКОВ

С приходом рыночных отношений, как их тогда понимали, центральные улицы Иркутска и площадь перед Торговым комплексом враз заполнились однотипными киосками неприятного светло-коричневого цвета, ассортимент которых практически на сто процентов состоял из дешевой продукции китайского производства. Отличительной особенностью этих киосков стало отсутствие в них какой-либо дифференциации товара: жвачка и батончики "Mars" лежали на одной полке с лаком для волос и женским бельем "Неделька".

Однако наиболее ярко свобода торговли проявилась в открытии крупного вещевого рынка на улице Софьи Перовской, который сразу же был назван "Шанхаем". Он оказался для иркутян чем-то вроде родственного слова к понятию "челнок", поскольку первые представители этого бизнеса, причем разных национальностей, появились именно на "Шанхае".

ЧЕЛНОК - ДВИЖИТЕЛЬ ТОРГОВЛИ

Челночная торговля стала заметным явлением в экономике России в первой половине 90-х годов. И это объясняется двумя обстоятельствами. Во-первых, как раз в то время была резко упрощена процедура выезда россиян за рубеж по туристическим визам. Во-вторых, на товары, ввозимые в страну физическими лицами, долгое время не распространялись таможенные пошлины, в то время как аналогичные товары, поступавшие в Россию с грузами фирм-импортеров, облагались по весьма высоким ставкам.

Острая конкуренция между челноками приводила к относительному снижению цен. А в силу массовости челночного бизнеса на эти цены приходилось ориентироваться и легально действовавшим российским производителям. Однако, в отличие от челноков, они платили налоги, а потому проигрывали в конкурентной борьбе, даже если предлагали более качественную продукцию.

Наконец в середине 90-х власти, осознав данную проблему, ужесточили законодательные ограничения челночного бизнеса, что, по мнению многих экспертов, наметило в нем новые тенденции и вообще сделало торговлю более цивилизованной.

Высокая конкуренция между челноками заставила наиболее дальновидных из них изучить интересы и требования покупателей и перебраться с вещевых рынков в специализированные магазины и торговые центры, первый из которых в Иркутске появился в 1996 году. Увеличилось количество челноков, пользующихся услугами специализированных транспортных фирм. Ну а самые предприимчивые установили контакты с зарубежными поставщиками и стали заказывать товар преимущественно по образцам и каталогам.

ДЕФОЛТ ЗАЧИЩАЕТ РЫНОК

В 1996 году в Иркутске начинается реконструкция Центрального рынка. Первый корпус был введен в эксплуатацию уже через год, второй через два. Активизируется фирменная торговля, появляются специализированные мебельные магазины, компьютерные, салоны аудио-, видео- и бытовой техники. По всему городу начинается замена киосков старого образца на павильоны нового типа. Оптовых рынков тогда еще не было, зато в каждом административном округе работало по четыре-пять торговых площадок, на которых продавались продукты питания и бытовая химия.

Остановившийся рост цен и невысокие темпы инфляции дали было расслабиться и продавцам и покупателям. Однако 1998 год показал, что стабильность потребительского рынка в Иркутске, как, впрочем, и во всей стране, относительна. А спад производства, падение доходов населения и высокая степень зависимости от ввозимых товаров позитива не добавляли.

Разразившийся финансовый кризис тормозил платежи. Предприниматели не могли закупать товары, и, как следствие, с прилавков стали исчезать продукты питания. Нарушились привычные схемы товародвижения. Операции по импорту стали убыточными, и некоторые магазины, специализировавшиеся на продаже импортной мебели и бытовой техники, были вынуждены приостановить свою деятельность. Возобновить ее впоследствии получилось далеко не у всех.

На конец августа - начало сентября 1998 года в Иркутске приходится пик потребительского ажиотажа. В конце сентября происходит обратный процесс, у продавцов падает выручка, начинается большое сужение внутреннего рынка. Как итог, 55 иркутских магазинов и павильонов прекращают свое существование.

БЕРИ ОТЕЧЕСТВЕННОЕ

Надо отдать должное, к началу второго полугодия 1999 года состояние потребительского рынка в Иркутске стабилизировалось. Общими усилиями властей и предпринимателей удалось избежать перебоев в снабжении продуктами питания и сохранить прежние цены на большинство из них. Во многом этому способствовало открытие нескольких филиалов и представительств оптовых фирм Москвы, Новосибирска и Красноярска.

Характерной особенностью внутреннего рынка Иркутска в 1999 году стало изменение потребительского спроса в пользу отечественных товаров, как продовольственных, так и промышленных, исключение составляла лишь бытовая и радиоэлектронная техника. Резко упали продажи импортных мясопродуктов, макарон, кондитерских изделий и растительного масла.

ВТОРОЙ ВЗЛЕТ И СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ

В 2000 году торговые центры и рынки растут как грибы, причем многие из них специализируются по потребительскому признаку. Это рынки стройматериалов ("Город мастеров", "Фортуна"), автозапчастей ("Автоград", "Знаменский"), обуви ("Кармен", "Меркурий"). Появляется первый в городе супермаркет. С улицы Урицкого окончательно исчезают киоски, и она получает статус образцовой пешеходной улицы, своего рода "иркутского Арбата".

Ну а последние четыре года стали красочной иллюстрацией перехода иркутян к цивилизованному шопингу. Существенно сократилось количество оптовых рынков и торговых площадок, зато выросло число супермакетов. Все они тщательно разрабатывают свою маркетинговую и ценовую политику, и почти в каждом действуют международные дисконтные карты.

Постепенно в Иркутске сформировалась организация сетевой торговли. Развиваются крупные продуктовые сети магазинов ООО "Слата", ООО "Легион", ООО ПФК "Сибатом". Отмечен и приход на местный рынок московских торговцев бытовой техникой и электроникой - сети "Эльдорадо".

А еще одним доказательством того, что система товародвижения в Иркутске совершенствуется, стало открытие оптово-розничных магазинов Cash&Carry и пока единственного гипермаркета.

По примерным подсчетам, ежедневно в Иркутске продается товаров на сумму 82,7 млн. рублей. Правда, есть один нюанс. Реализация промышленных товаров в массовом масштабе города сужается. На сегодняшний день из почти тысячи иркутских предприятий розничной торговли 487 торгуют продуктами, а из 1396 киосков и павильонов более 60 процентов - продовольственные. И объясняется это просто: слишком часто меняет мебель и бытовую технику лишь небольшой процент иркутских покупателей, большинство же делает это по необходимости. Но продукты мы все покупаем ежедневно.

...Последние полтора десятилетия разорили многие иркутские заводы. Прошло не так уж много времени, и заброшенные цеха один за другим стали превращаться в современные торговые центры. Каков следующий шаг в этой эволюции? Деньги от торговли пойдут в производство?

Статистика уже намекает на то, что процесс этот пошел. В Иркутской области за 2004 год количество малых предприятий в торговле сократилось по сравнению с прошлым на четыре процента. Зато добавилось в строительстве и производстве, пока не на много - на один и почти три процента соответственно. Очень похоже, что это - лишь начало.

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА:

ЕМКОСТЬ РЫНКА ИМЕЕТ ПРЕДЕЛ

Николай Блинков, начальник отдела координации деятельности предприятий торговли и перерабатывающей промышленности Комитета по потребительскому рынку администрации Иркутска.

- Высокая скорость развития торговли объясняется тем, что идет постоянное накопление капитала, который необходимо куда-то инвестировать, чтобы получить еще большую прибыль. Вот и появляются в городе новые магазины с какими-то особыми способами привлечения клиентов.

Если говорить о тенденциях, то в начале 90-х годов мы видели количественное развитие потребительского рынка: росло число торговых точек и их разновидностей. Сейчас же наступило время качества - качества товаров, качества обслуживания, качества видов торговли, качества самого торгового места.

Несомненно, в будущем развитие новых форм торговли приведет к увеличению числа торговых предприятий. Но предпринимателям надо иметь в виду, что потенциальная покупательная способность рынка имеет свой предел. Она может отодвигаться, если увеличивается общее благосостояние народа. Однако в нашей стране цены растут гораздо быстрее, чем зарплаты.

СЕГОДНЯШНИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ - ЭТО ПРОФИ

Яков Тумаков, директор МУП "Центральный рынок".

- Представителям малого бизнеса сейчас живется намного легче, чем в начале 90-х. У них появился опыт, укрепилась материальная база, отработаны схемы взаимодействия между собой. Из бизнеса ушли одиночки, занимавшиеся им случайно, по необходимости. Остались те, кто посвятил себя делу полностью, те, кто способен отслеживать потребности покупателей и повышать качество своей деятельности. Сегодняшний предприниматель - профи, четко разбирающийся, где, что и за какие деньги можно купить либо продать.

Повысились требования к обслуживающему персоналу, хамства со стороны продавцов стало гораздо меньше, они наконец научились делать выкладку товара. Хотя в этом вопросе неплохо было бы взять на вооружение советский опыт, когда для того, чтобы встать за прилавок, нужно было как минимум закончить шестимесячные курсы, а не просто оформить санкнижку. Естественно, выросла и конкуренция. Все места на рынке заняты, и чтобы выдвинуться, нужно быть на порядок выше своих соперников.

Елена Демешкова


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 0 (0) Октябрь - Ноябрь 2004 года


  • Число просмотров: 2021

 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть