Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Кадры

НЕХВАТКА КАНДИДАТОВ

ПРОБЛЕМЫ ПОИСКА В ОТРАСЛЯХ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 1 апреля
Авторынок
БЛОГЕРАМ ДОВЕРЯЮТ
Доходы и расходы
ПАДЕНИЕ ВЫРУЧКИ -- ЧТО ДЕЛАЕТ БИЗНЕС

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Архив журнала «Капиталист»

Крупный план

Геннадий Фильшин: "МАЛЫЙ БИЗНЕС - СТАНОВОЙ ХРЕБЕТ СОВРЕМЕННОЙ ЗАПАДНОЙ ЭКОНОМИКИ"

В наше время дискуссии о направлениях развития малого и среднего бизнеса стали общим местом. Все лучшее уже придумано и, к сожалению, не у нас. В Европе, например, есть страны, где малый и средний бизнес - основа экономики. Но не в России. Пока? На эту тему мы беседуем с сегодняшним гостем рубрики "Крупный план" - торгпредом России в Австрии Геннадием Фильшиным.

Корр.: Геннадий Иннокентьевич, доля в ВВП - один из основных показателей деятельности предприятий малого и среднего бизнеса. На взгляд иркутянина, более десяти лет живущего в Европе, почему у них эта доля превышает 50 процентов, а в России за десять еле перешагнули?

 
Геннадий ФИЛЬШИН
- Малый бизнес - это, пожалуй, становой хребет современной западной экономики. Там есть даже классические страны малого и среднего бизнеса. Это, к примеру, Италия, где 60 процентов ВВП создается на малых и средних предприятиях. Или Австрия, где всего несколько десятков крупных предприятий, остальные - малый и средний бизнес - основа австрийской экономики.

Очень своеобразная ситуация с малым и средним бизнесом и в ведущих индустриальных державах. Мне приходилось заниматься такой крупной землей в Германии, как Северная Рейн-Вестфалия. Это индустриальный гигант, где города-"миллионники" идут один за другим. В Северной Рейн-Вестфалии действует около 500 тысяч малых и средних предприятий, которые тесно связаны с крупным бизнесом - выполняют его задания, программы.

В свою очередь, крупнейшие компании, в том числе и пять автомобильных гигантов Германии, обеспечивают самый высокий уровень оснащения младших собратьев. Для них такое сотрудничество дает огромный эффект: это экономия на транспорте, при распределении экологической нагрузки, это рабочие места, которые не требуют дополнительных помещений, зданий и т.д. И в то же время, это бизнес, который производит обучение, и отвечает за качество работы.

Интересно, что там до сих сохраняют связь времен. Нередко сам предприниматель выступает не только как хозяин, но и как мастер. И имеет своих подмастерий, учеников.

ЗАПАДНЫЙ БИЗНЕС ОСНОВАН НА ДОВЕРИИ

Корр.: Чем, по-вашему, европейские предприниматели отличаются от наших? Например, австрийский бизнесмен. Каков он?

- В первую очередь австрийский бизнес, как и европейский, основан на доверии и ориентирован именно на него. Это не так называемое телефонное право, а как раз телефонная ответственность. Если бизнесмен даже по телефону обязался что-то сделать, то он обязательно сделает. Иначе можно даже место свое в бизнесе потерять.

Как раз такому ведению дел очень трудно учатся наши российские бизнесмены - точной оценке своих возможностей и четкому выполнению взятых на себя обязательств. Но если наш предприниматель слово держит, иностранные партнеры будут ему доверять. А за этим следует длительное и очень эффективное сотрудничество.

Положительные примеры есть и в иркутском бизнесе. Например, на этой основе с помощью австрийцев было построено венское кафе, на землю иркутскую перенесен целый ряд чешских традиций. Сейчас австрийцы очень активно помогают строить горнолыжный курорт в Листвянке. И с каждым годом австрийские инвестиции в Россию и в Иркутскую область растут.

Следующие показательные черты европейского бизнесмена - инициатива и деловитость, насыщенность делового дня эффективной работой. Каким-то образом они так строят свой рабочий день, что успевают очень много сделать.

А напряженная работа вызывает умение отдыхать - это тоже характерно для европейского бизнеса и для населения Европы в целом. Европейцы даже разбивают свой отпуск: часть его проводят зимой - это горнолыжный и другие виды спорта. Часть оставляют на лето. Очень важно, что они умеют поддерживать свою рабочую форму и здоровье.

И наконец, еще одна характерная черта австрийского бизнеса - высокая оснащенность управленческого труда, умение пользоваться информационными технологиями, скрупулезное изучение опыта работы как партнеров, так и конкурентов, и умение немедленно его применить.

ДЕШЕВЫЙ КРЕДИТ — ОСНОВА ПРОЦВЕТАНИЯ

Корр.: Как бы Вы определили основную задачу, которую необходимо решить для того, чтобы наш малый бизнес поднялся хотя бы примерно до европейских высот?

- Я бы сказал, что для наших предприятий, для нашей экономики, в том числе экономики Иркутской области наиболее существенным является то, что развитие невозможно без дешевого кредита. На Западе это основа процветания малого и среднего бизнеса, соответственно и среднего класса, основа политической и экономической стабильности и социального партнерства в этих странах.

В рамках смешанной российско-австрийской межправительственной комиссии мы создали рабочую группу по малому и среднему бизнесу. Интересно, что первым шагом, предпринятым комиссией, стало финансирование малого и среднего бизнеса, его кредитование. И в этом отношении опыт стран с развитой системой этого бизнеса очень поучителен.

Например, в Австрии на государственном уровне определяются банки, причем, из частных, которым ставится специальное задание. Сейчас там такие функции выполняет Бюргесбанк - средних размеров частный банк. Этот частный банк получает определенные бюджетные средства в качестве залога под кредит коммерческими банками малого и среднего бизнеса. Механизм следующий.

Министерство экономики рассматривает проекты развития малых и средних предприятий, в том числе инвестиционные проекты, и определяет на каждый год число предприятий и сумму залога, которая необходима, чтобы обеспечить дешевый кредит.

Министерство финансов предусматривает эту сумму в бюджете. Затем сумма передается Бюргесбанку, который и является гарантом для любого частного банка по выдаче кредита предприятию малого или среднего бизнеса.

Поскольку залог по сути государственный, то и условия кредита наиболее эффективны - от двух до пяти процентов годовых. Как видите, с таким кредитом можно работать. Это не наша российская ставка.

ОТ ГОЛОДА К ВЫСОКИМ ТЕХНОЛОГИЯМ

Корр.: В отличие от Австрии в вопросе кредитования малого бизнеса у нас есть еще один, скажем так, национальный аспект. Кстати, наши банкиры не раз обращали на него внимание. По их данным, до двух третей оборота небольших предприятий и фирм находится в тени. В таких условия нормальное кредитование невозможно...

- Когда у нас говорят о теневом бизнесе, о криминале, о том, что налоговая система является подавляющей - все верно. Но есть ведь страны, где ситуация была такой же, а в некоторых сферах даже еще хуже. Например, Индия. Там народ просто голодал. И ведь они нашли возможности перейти к дешевому кредиту.

 

Геннадий ФИЛЬШИН
и   Константин КУЛИКОВ

Сейчас Индия с точки зрения экономики стала великой державой. Это страна, которая может позволить себе купить у нас за полтора миллиарда авианосец. Индия занимает ведущие позиции в экспорте информационных технологий и продукции информационных технологий. И причем, все создано малым и средним бизнесом.

А в свое время, еще в 60-х годах, чтобы обеспечить индийское население и спасти его от голода, мы отправляли туда зерно...

А Китай? А вы знаете, что в Китае любой коммерческий банк для малого и среднего бизнеса выдает кредит под два процента годовых? На такой основе можно развиваться.

Я уже не говорю о том, что в Китае сельское хозяйство кормит население. А в промышленности малый и средний бизнес имеет высокий удельный вес только потому, что был обеспечен постоянный дешевый кредит при стабильной экономической ситуации.

СМЕШНЫЕ ЦИФРЫ ОТ ДЕПУТАТОВ И РОГАТКИ ОТ ЧИНОВНИКОВ

Корр.: А каков же наш путь?

- Не надо искать какие нововведения и секреты, потому что пути и условия развития бизнеса известны. Но вот, к сожалению, мало делается, чтобы на практике реализовать то, что известно.

Вот, в частности, поддержка малого и среднего бизнеса в области стимулирования экспорта. Казалось бы, были решения и рекомендации правительства о том, что Росэксимбанк, экспортно-импортный банк России, получит соответствующие бюджетные средства. И они станут залогом для контргарантий по получению дешевого кредита, который действительно сейчас в Европе самый дешевый. Предусматривались туда большие деньги. Резерв финансовый есть - свыше 80 миллиардов, потому как бюджет профицитный. Короче говоря, все прочно, все условия есть.

Но как только начинается рассмотрение в Думе, с помощью их поправок такого рода средства, как правило, растаскиваются на удовлетворение всякого рода текущих и не самых важных потребностей. В результате остаются смешные цифры, с помощью которых никакой малый бизнес поднять невозможно. 

Вторая сторона дела - препоны и рогатки, связанные с административным давлением на бизнес вообще, и на малый и средний бизнес, в частности. 

Даже с выходом по сути дела правильной идеи "одного окна" получилось как всегда. Делают "одно окно" и к нему прикрепляют предпринимателей огромного региона. В конце концов "одно окно" превращается в окно, в котором то, что надо, делается в течение многих часов.

По существу мероприятия, которые сегодня проводятся по высвобождению малого и среднего бизнеса от административного давления как на федеральном уровне, так и на региональном, совершенно недостаточны.

Мне представляется, что законодательство встречает серьезное сопротивление в Думе и в какой-то степени в законодательных собраниях регионов. Одна из причин этого - существенное давление и влияние на Думу имеет олигархический капитал.

ОЛИГАРХИ ДАВЯТ КОНКУРЕНТНУЮ СРЕДУ

Корр.: Каким образом это влияние происходит?

- Политическое сращивание капитала и власти влияет прежде всего на конкурентную среду. Она подавляется именно олигархическими структурами. А вне конкурентной среды никакой бизнес не существует, тем более малый и средний. Олигархи захватывают все новые и новые сферы деятельности, и не только малого и среднего бизнеса. И некоторый крупный бизнес уходит из дела, становится рантье. Вместо конкурентной среды развивается монополизм. Это серьезная причина, по которой Россия дальше 870 тысяч малых предприятий двинуться не может. Здесь все совершенно ясно, и не надо предпринимать каких-то исследований и прочее.

Я знаю, что многое сейчас делается для того, чтобы преодолеть ситуацию, но законодательные реформы опять-таки находятся под влиянием этих олигархических структур. И к сожалению, на местах и в центре многие органы исполнительной власти испытывают это же давление.

До тех пор, пока мы не создадим законодательную базу, четко определяющую равноудаленность от власти всех слоев населения и бизнеса, не будет конкурентной среды и возможности активной жизни бизнеса вообще, и малого и среднего, в частности.

ИЖДИВЕНЧЕСТВО УХОДИТ В ПРОШЛОЕ

Корр: Геннадий Иннокентьевич, из Австрии лучше видны проблемы России?

- По некоторым вопросам, когда я приезжаю в Иркутск, ситуация мне представляется значительно хуже, чем казалась мне из Австрии. Но бывает и наоборот.

 

Корр.: А что для вас стало такой хорошей неожиданностью?

- Хорошей неожиданностью для меня стало то, что многие слои населения адаптировались к нынешней ситуации и не ждут сегодня благ от государства, региональных властей. Они нашли свое место и проявляют инициативу. И таких самодеятельных, самодостаточных людей гораздо больше, чем я представлял себе из Австрии.

В сложных условиях, в какие наша страна попала в переходный период, многим пришлось забыть про то иждивенчество и надежду на помощь извне, которая была нам присуща в течение длительного времени. Люди нашли возможность проявить свои способности, нашли свое место и уже живут, а не выживают.

 

Корр.: Вас называют бывшим иркутянином. Приходилось слышать. Вы согласны с этим?

- Я не бывший, я настоящий иркутянин. Я здесь вырос, здесь учился и проработал здесь практически всю жизнь. Без ложной скромности скажу, что многие мои предложения и предложения отдела экономики, который я длительное время возглавлял в институте экономики Сибирского отделения, реализованы.

Кроме этого, здесь мои дети и внуки. И я в какой-то степени неразрывно связан с Байкалом. Считаю, что если мы дней десять в год не проведем на Байкале, не подышим его воздухом, не запасемся байкальской энергией, то отпуска как будто и не было.

А если говорить о моей деятельности в Австрии, то считаю, что это высокая честь - отражать интересы Иркутской области.

СПРАВКА "КАПИТАЛИСТА":

Фильшин Геннадий Иннокентьевич, торговый представитель России в Австрии.

Профессор. Длительное время жил в Иркутске и занимался преподавательской и исследовательской работой. В течение семи лет в Госплане вел Восточно-Сибирский экономический регион. В 1989-90 годах читал курс лекций по экономике в университетах Германии и США.

В постперестроечные времена - один из самых популярных в Иркутской области экономистов. Народный депутат СССР, входил в межрегиональную депутатскую группу. В Верховном Совете конца 80-х годов Фильшина называли "теневым премьером" оппозиции. Позже в правительстве Ивана Силаева был министром экономики, исполнял обязанности министра внешних связей. Уже 12 лет живет и работает в Австрии.

Константин Куликов


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 0 (0) Октябрь - Ноябрь 2004 года


  • Число просмотров: 4242

 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть