Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Наличные деньги юрлиц

СВЫШЕ 600 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ

БАНКИ БУДУТ СООБЩАТЬ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 28 мая
Новости
С ИЮЛЯ ВВОЗ ПРАВОРУЛЬНЫХ МАШИН УЖЕСТОЧИТСЯ
Торговые тенденции
РОССИЯНЕ СКУПИЛИ ХОЛОДИЛЬНИКИ

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Котенок в дар

ФинСовет-Иркутск

DI клиника

Мастер-класс

Глазковская типография

ДиТранс

Орнамент Group

БайкалЭкоПродукт

Архив журнала «Капиталист»

Бизнес в регионе

УСТЬ-ИЛИМСКИЙ ПРОРЫВ: ТАЕЖНЫЙ ГОРОД НАШЕЛ СВОЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

На фоне совсем небольших процентов, которыми иллюстрируется развитие малого бизнеса и частного предпринимательства в целом по России, вдруг появились необычные цифры. В Усть-Илимске в этом году доля малого и среднего бизнеса в доходной части городского бюджета составила 60 процентов! Естественно, корреспондент "Капиталиста" отправился в этот северный город, чтобы выяснить ситуацию на месте.

 
Виктор ДОРОШОК
История Усть-Илимска мало чем отличается от историй массы других подобных городов, возникших в советские времена в результате комсомольских строек. Задуман и построен как город-спутник огромного лесопромышленного комплекса, состоявшего из нескольких десятков предприятий, и крупной гидроэлектростанции. Как следствие, значительная часть городской инфраструктуры так или иначе на них и замыкалась, была их неделимой частью.

Но с приходом рыночных отношений, повлекших за собой перекраивание всех сфер экономики, такая модель дала трещину, обнажив массу слабых мест, главное из которых - жизнь города напрямую зависела от состояния дел на градообразующих гигантах.

Вот цифры. В 1997 году доля малого и среднего бизнеса в усть-илимском бюджете составляла всего три процента. Для сравнения: доля лесопромышленного комплекса была тогда 57 процентов, а "Иркутскэнерго" - 30.

- В те годы в городе практически не существовало частного бизнеса, - говорит мэр Усть-Илимска Виктор Дорошок. - Три процента - это не цифра. Но время показывает - наш вывод был верным: без малого и среднего бизнеса город всегда будет в заложниках у двух предприятий - ЛПК и ГЭС.

В 1997 году ситуация на лесопромышленном комплексе складывалась самым неприятным образом. Передел собственности, длительные и малоэффективные процессы приватизации, смена старого руководства на новое, затем нового на новейшее. А прибыли от продажи целлюлозы тем временем утекали в западном направлении. Завершилось все это логично - катаклизмом: лесопромышленный комплекс встал. Жизнь в городе замерла.

Но жители города оказались в заложниках даже не у лесопромышленного гиганта. Это был привет из советского прошлого. Социалистическому отечеству нужна была целлюлоза, много целлюлозы. И под однозначным лозунгом "Надо!" в таежной глуши строились огромные предприятия, которые обрастали городами. Вероятность же сбоя в этой системе советскими экономистами даже не рассматривалась.

- В период того кризиса, - рассказывает Виктор Дорошок, - первой мы поставили задачу стабилизировать обстановку. Второй задачей было двигаться только вперед. Пусть в ущерб сегодняшнему дню, но перспектива на завтра должна быть. Стоять на месте никогда нельзя. Мы начали развивать малый бизнес, и сейчас имеем эту цифру - 60 процентов в доходной части городского бюджета.

Корр: как вам это удалось?

- Во-первых, поддерживая местного товаропроизводителя во всех вопросах, подключили административный ресурс. Например, городским предприятиям пищевой промышленности предоставили определенные льготы. В то время все равно никто налоги не собирал в полном объеме, а мы пошли на отсрочку налоговых платежей, которые поступали в местный бюджет. Брали налоговый вексель сроком, допустим, на полгода, зная о том, что если этому предприятию не помочь, то оно не разовьется.

Несколько раз, к примеру, шли на уступки пивзаводу, давали ему отсрочку по местным налогам. Благодаря этому, скажем так, вексельному кредиту он сделал реконструкцию, потом встал на ноги. Сейчас пивзавод вернул долги и даже увеличил свою налоговую базу в три раза.

Конечно, не всем удалось так развиться. Вот молокозавод не смог выдержать конкуренции. Хотя качество продукции у него нормальное, но себестоимость оказалась высокой.

А хлебозавод не замкнулся только на Усть-Илимске, начал искать новые рынки, реализовывать продукцию по всей Иркутской области. Сегодня он твердо стоит на ногах. Первоначально мы помогали и ему, даже разрешали ставить свои точки в наиболее выгодных местах.

Корр.: Читатель скажет: в Усть-Илимске бизнес делать несложно. Там лес рубят...

- Говорить, что здесь только лесная промышленность действует, уже нельзя. Сейчас очень быстро развивается строительная площадка, появились мощные строительные организации. У нас даже уголь теперь добывают, а не только лес.

Да и в отношении леса главная задача не вырубить его, а переработать. В Усть-Илимске сейчас выпускают все виды пиломатериала, клееный брус, мебель и не только.

Растет и сфера обслуживания. Семь лет назад, если вспомнить, в городе не было торговых площадей. А сегодня и современные павильоны появляются, и салоны красоты, фитнесс-клубы и многое другое.

Корр.: Виктор Васильевич, а какое нынче место в городском бюджете отводится усть-илимским промышленным гигантам?

- Мы поняли, что если ставку делать только на крупный бизнес, то любой сбой дает соответствующий результат: территорию сразу начинает лихорадить.

Сейчас малый и средний бизнес в целом по городу, развиваясь, в абсолютных цифрах теснит гигантов - градообразующие предприятия. К примеру, на сегодняшний день доля ЛПК в бюджете составляет 23 процента. Это не говорит о том, что лесопромышленный комплекс выплаты уменьшил. Уменьшилась их доля, а бюджет вырос. Если 97-м году сумма консолидированного бюджета составляла 143 млн. рублей, то сегодня 1300 млн. рублей.

Корр.: Скажите, а ваш опыт, решение ситуации по-усть-илимски возможны в других городах-спутниках?

- Я думаю, возможны. Только надо работать и жить не сегодняшним днем, а на перспективу.

Константин Куликов, Иркутск-Усть-Илимск


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 0 (0) Октябрь - Ноябрь 2004 года


  • Число просмотров: 1869

 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

Олиговская Рыба

Yamaguchi

Российский Экспортный Центр

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть