Архив журнала «Капитал»
Закон и порядок
Коллектор не звонит дважды: взыскатели просят доступ к телефонам должников
Собиратели долгов предлагают создать единую базу номеров неплательщиков
Коллекторы хотят получить доступ к телефонам должников, которые те указывают в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА). Это следует из письма «Национальной ассоциации коллекторских агентств» (НАПКА) в Госдуму. Таким образом, уверены в саморегулируемой организации, можно решить проблему звонков гражданам, чьи номера заемщики ошибочно или специально указывают в анкетах. Соответствующие поправки взыскатели предлагают ко второму чтению внести в законопроект о создании единой информационной системы проверки сведений об абоненте. Опрошенные эксперты и данные Федеральной службы судебных приставов (ФССП) подтверждают, что проблема звонков третьим лицам действительно серьезная. Однако предложенный коллекторами способ ее решения может нести и дополнительные риски.
Позвольте телефончик
В начале марта Госдума приняла в первом чтении законопроект, вносящий изменения в ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма». Основная цель норматива — создание единой информационной системы проверки сведений об абоненте, которой могут пользоваться ЦБ РФ, банки и операторы платежных систем, а также операторы услуг платежной инфраструктуры и другие организации. Делается это для того, чтобы номера граждан не использовались несанкционированно, в том числе и взыскателями долгов.
Справка
Система проверки сведений об абоненте представляет собой единую точку подключения для всех участников взаимодействия на базе универсального программного интерфейса (шлюз), который при этом не осуществляет сбор и хранение предусмотренной законопроектом информации. При получении запроса пользователя он будет автоматически перенаправляться оператору мобильной связи, который обслуживает номер абонента. Данные об абонентах также будут передаваться операторами связи с использованием системы проверки сведений об абоненте.
Законопроект уже был раскритикован экспертным сообществом — в частности, из-за того, что его реализация повлечет ослабление защиты персональных данных. Поэтому документ нуждается в серьезной доработке ко второму чтению. В СРО коллекторов также полагают, что отсутствие согласия абонента на проверку — а такая норма содержится в законопроекте — а также отсутствия доступа к информации, например, для взыскателей, создает новые проблемы, не решая старых.
«Поставленные законопроектом цели, по мнению ассоциации, могут быть достигнуты иным способом, а именно закреплением в законе возможности предоставления абонентом согласия на проверку конкретным лицом данных о принадлежности абоненту телефонного номера у оператора связи на Едином портале государственных услуг (ЕПГУ) посредством Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА). При поступлении оператору связи требования пользователя о проверке принадлежности телефонного номера абоненту, оператор обязан обращаться в ЕПГУ для подтверждения наличия согласия абонента на предоставление такой информации», — говорится в письме СРО НАПКА, которое направлено в Госдуму.
В документе также отмечается, что «при этом взаимодействие пользователей и операторов связи может осуществляться как на основании заключенных между ними прямых соглашений, так и с использованием платформенных решений, создаваемых участниками рынка за свой счет». Таким образом, считают в СРО коллекторов, можно урегулировать некоторые спорные моменты, которые возникают в процессе их деятельности, поэтому предложенные ей поправки нужно учесть при подготовке законопроекта ко второму чтению. По мнению взыскателей, прежде всего, это позволит избежать ситуации, когда коллекторы или кредиторы беспокоят третьих лиц.
Без долгов виноватые
Проблема действительно существует. Как показывает анализ обращений в ФССП (регулирует деятельность коллекторов), жалобы от людей, которым поступают звонки с требованием вернуть кредит, которого они не брали, входят в тройку лидеров. Без вины виноватые люди становятся жертвами заемщиков, которые либо ошибочно, но чаще всего сознательно, указывают их телефон в анкете на получение кредита. Нередко граждане устраивают себе проблемы собственными руками.
— Эксперты Общероссийского народного фронта в своей практике регулярно сталкиваются с ситуациями, когда люди покупают sim-карты с рук у метро и вокзалов и приобретают вместе с «красивым» номером уйму проблем с взыскателями. Это происходит из-за того, что предыдущий пользователь номера оказался недобросовестным заемщиком или мошенником, который не собирается возвращать долги, — рассказала руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгения Лазарева.
При этом, добавила она, при возбуждении уголовных дел и проведении доследственных проверок в таких случаях часто выясняется, что предыдущим владельцем номера было юридическое лицо.
- Число просмотров: 1243
Еще статьи в этой рубрике
- Кто должен применять онлайн-кассы с 1 июля 2019 года
- Электронная версия
- Эксперимент по налогообложению самозанятых распространят на регионы
- В России начали действовать новые правила продажи молочных продуктов
- Российское мясо станет самым востребованным продуктом экспорта в Китай
- Цены на фрукты и овощи изменились за год?
- Девелоперы делают ставку на малые города
- Большая розница: ритейлеры сворачивают развитие гипермаркетов
- Россияне не мыслят жизни без смартфонов, мяса и сладкого
- Российский авторынок ждет катастрофа
- Дачники стали более ориентированными на ЗОЖ
- В Роскачестве рассказали, как выбрать качественный зонт
- Гаджеты: Каждый второй смартфон в РФ — китайский
- Скутеры: В России увеличились продажи электросамокатов
- Видеотехника: Продажи телевизоров низкого ценового сегмента набирают обороты
- Продажи премиальных автомобилей в России растут
- Под одну закупку: самозанятых поставщиков хотят приравнять к МСП
- Коллектор не звонит дважды: взыскатели просят доступ к телефонам должников