Архив журнала «Капитал»
Анализ рынка
Большая розница: ритейлеры сворачивают развитие гипермаркетов
Россияне всё реже закупаются впрок, поэтому предпочитают магазины у дома Торговые сети постепенно сворачивают развитие гипермаркетов. Ритейлеры сокращают свои площади и открывают магазины city-формата — площадью менее 5 тыс. кв. м. Такую тенденцию зафиксировал брокер торговой недвижимости в своем отчете за первое полугодие 2019-го. В Х5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») подтвердили: в последние годы гипермаркеты плохо себя чувствуют во всем мире. Россияне всё реже закупаются впрок и предпочитают магазины у дома. О том, что современные форматы имеют потенциал для развития на отечественном рынке, говорят и в сети «О’кей».
Ближе к дому
Ритейлеры начали сокращать площади. Они отказываются от строительства гипермаркетов до 15 тыс. кв. м и предпочитают не такие крупные форматы — менее 5 тыс. кв. м. Об этом сказано в последнем отчете брокера торговой недвижимости «Магазин магазинов», с документом ознакомились журналисты. Уменьшаются и площади самих гипермаркетов.
— Например, в 2017 году торговая сеть «Ашан» начала строительство магазина на 15 тыс. кв. м, в итоге в 2019-м открыла его на площади 8 тыс. кв. м, — отметили в компании.
Компания уже заявляла, что на 2020 год у нее нет планов по созданию гипермаркетов, будут открываться магазины «у дома».
Торговые точки так называемого city-формата появляются у всех игроков потребительского рынка. Metro cash&carry продолжает разворачивать сеть «Фасоль» (до 150 кв. м), «Магнит» использует небольшие площади для своих одноименных магазинов (100–250 кв. м), сеть «Перекресток» также расширяется в рамках новой концепции (до 1 тыс. кв. м).
Если в 2015 году средняя площадь магазинов «Лента» составляла 5,1 тыс. кв. м, то в 2018-м — уже 3,8 тыс. Уменьшаются даже изначально небольшие «Пятерочки». Если раньше сеть искала новые площади минимум от 600 кв. м, сейчас она предпочитает выбирать помещения не более 300 кв. м.
По словам представителя «Магазина магазинов», более компактные торговые точки легче развивать в городе. В отчете брокера сказано, что ситуация развивается в условиях продолжающегося снижения покупательской способности. Ритейлеры также ограничивают ассортимент, исключая из него нерентабельные товарные позиции. Например, сокращается линейка сопутствующих непродовольственных товаров — за последние годы их доля снизилась с 50–60% до 30–40%.
Для покупателей стали важны такие факторы, как близость торговой точки к дому, экономия времени на покупки за счет отсутствия больших очередей и компактности магазина.
Сравняли цены
Среди других факторов, спровоцировавших сложившуюся тенденцию, –– выравнивание цен в гипермаркетах и небольших торговых точках «у дома». Ранее покупать товары в магазинах крупных форматов было намного выгоднее. Сейчас же цены у «больших» выросли, а у небольших — напротив, подстроились под потребителя. В отчете брокера отмечено, что проблема гипермаркетов заключается и в их неудобном расположении. Россияне постепенно отказываются от привычки приезжать в магазин надолго и закупаться на всю неделю.
–– В последние годы гипермаркеты плохо себя чувствуют во всем мире. Потребители приходят туда закупаться впрок, а эта покупательская «миссия» постепенно умирает, — подтвердили в Х5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель»).
Во-первых, растет число магазинов «у дома», во-вторых, для покупателей всё важнее становятся свежие продукты, фрукты и овощи: люди хотят покупать их через день, а не раз в неделю или две, отметили в пресс-службе ритейлера. В-третьих, большая доля ассортимента гипермаркетов — это непродовольственные товары, продажи которых всё больше уходят в интернет.
— Сейчас все компании думают, что делать с гипермаркетами, и мы в том числе, — отметил представитель торговой сети.
Правда, в компании утверждают, что гипермаркеты «Карусель» работают достаточно эффективно. Сеть обновила концепцию и провела ребрендинг «Карусели», пересмотрела ассортимент и расширила линейку категории «фрукты и овощи». В 2018 году восемь гипермаркетов были реконструированы.
В пресс-службе «Магнита» сказали, что у розничной сети традиционно крупный формат — супермаркеты со средней торговой площадью около 2 тыс. кв. м. Что касается крупноформатных точек, то их у компании немного.
В «Ашан Ритейл Россия» сказали, что будут развивать все имеющиеся у них форматы.
— Мы прежде всего делаем ставку на эффективное использование торговой площади, — пояснили в компании.
В «О’кей» считают, что российский рынок имеет большой потенциал для развития современного формата. Но, как рассказал директор по корпоративному развитию Антон Фарленков, этот рынок постепенно насыщается.
В сети гипермаркетов Metro Cash&Carry на момент публикации не ответили на запрос.
- Число просмотров: 769
Еще статьи в этой рубрике
- Кто должен применять онлайн-кассы с 1 июля 2019 года
- Электронная версия
- Эксперимент по налогообложению самозанятых распространят на регионы
- В России начали действовать новые правила продажи молочных продуктов
- Российское мясо станет самым востребованным продуктом экспорта в Китай
- Цены на фрукты и овощи изменились за год?
- Девелоперы делают ставку на малые города
- Большая розница: ритейлеры сворачивают развитие гипермаркетов
- Россияне не мыслят жизни без смартфонов, мяса и сладкого
- Российский авторынок ждет катастрофа
- Дачники стали более ориентированными на ЗОЖ
- В Роскачестве рассказали, как выбрать качественный зонт
- Гаджеты: Каждый второй смартфон в РФ — китайский
- Скутеры: В России увеличились продажи электросамокатов
- Видеотехника: Продажи телевизоров низкого ценового сегмента набирают обороты
- Продажи премиальных автомобилей в России растут
- Под одну закупку: самозанятых поставщиков хотят приравнять к МСП
- Коллектор не звонит дважды: взыскатели просят доступ к телефонам должников