Свежий номер «Капиталиста»

В продаже с 21 июля
Дело
КАДАСТРОВЫЕ ВОПРОСЫ ОСТАЮТСЯ
Состояние
СЕЗОН МЕНЯЕТ РАЗМЕРЫ
Практика
КАК ЗАЩИТИТЬ СЕБЯ ОТ НЕДОБРОСОВЕСТНОГО ПАРТНЕРА

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

В центре внимания

Россия погасила последнюю задолженность СССР

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 15 августа
Новости
НА СТАВРОПОЛЬЕ ПОЯВИЛАСЬ ГАЗИРОВКА «ВОЖДЬ»
Вопрос-ответ
«ПРОСВЕЩЕНИЕ» ВЫСТУПИЛО ПРОТИВ ПИРАТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Каталог
ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Выставка

Лифты в Иркутске

ЖБИ

Больше мебели за меньшие деньгиБронзовый век

Карго Сервис

Консалтинг

Сэйв

Окинский

Типография Иркут

АльтСтройКом

СЦСЭ

Доставка грузов

Архив журнала «Капитал»

Анализ рынка

Рынок картофеля восстанавливается после рекорда

Самый высокий за последние 20 лет урожай картофеля, полученный в сезоне 2015 – 2016, обрушил рынок и вылился в убытки для многих сельхозпроизводителей. Восстановления цен не произошло даже после сокращения сбора в прошлом году. В новом сезоне 2016-2017 году цены на продукцию должны немного увеличиться

 Средняя цена 2016 года на немытый картофель в опте была на уровне 10 руб./кг, а весной падала ниже себестоимости — до 5−6 руб./кг. Чтобы застраховаться от рисков перепроизводства, нужно повышать качество продукции, наращивать экспорт и строить предприятия по переработке, — отмечают эксперты.

В сезоне-2015— 2016 урожай картофеля достиг самой высокой с конца 1990-х отметки — 33,6 млн т. Последний раз больше, а именно 35,1 млн т, страна собирала 20 лет назад — в 1997 году. Такое производство можно назвать рекордом 2000-х, ведь этот объем на 17% выше среднемноголетнего уровня этого периода. Однако, как это часто бывает, большой урожай обвалил цены. Многие производители картофеля подсчитывали многомиллионные убытки, которые невозможно компенсировать в краткосрочной перспективе, а некоторым хозяйствам пришлось уйти с рынка.

Эйфория от импортозамещения

По данным Росстата, в 2015 году производство картофеля в России увеличилось относительно предыдущего года почти на 7%, а урожайность агрокультуры у сельхозпроизводителей достигла рекордной отметки — 233,5 ц/га. Основным фактором высокого сбора стало увеличение посевов, в интервью журналу «Агроинвестор» поясняет эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Светлана Кулешова.

— На эйфории импортозамещения сельхозорганизации и фермерские хозяйства нарастили площади под посадку картофеля с 320 тыс. га в 2014-м до 360 тыс. га, -говорит она. -Параллельно с этим значительная часть населения вернулась к практике выращивания агрокультуры на приусадебных участках из-за снизившейся покупательной способности.

В результате урожай в корпоративном секторе увеличился более чем на 20% с 6,1 млн т до 7,4 млн т. . Свою роль сыграли и благоприятные погодные условия, использование агропроизводителями более высококачественного семенного материала, а также все большее внедрение современных механизированных технологий, добавляет замдиректора ВНИИ картофельного хозяйства им. А. Г. Лорха Виктор Старовойтов.

К таким большим объемам картофеля рынок оказался не готов: потребление, несмотря на падение доходов, в последние годы остается достаточно стабильным. В условиях превышения предложения над спросом цены на агрокультуру упали и не восстановились до сих пор. Как правило, в конце благоприятного по валовому сбору сезона и в начале следующего цены значительно уменьшаются, говорит Старовойтов. Так, средняя цена картофеля в 2015 году составляла 13,2 руб./кг, а к началу 2016-го снизилась до 10,25 руб./кг.

— С проблемой перепроизводства за десять лет существования компании мы столкнулись впервые и оказались абсолютно к этому не готовы, — признает гендиректор тульской «Национальной земельной компании» (НЗК, объем производства — 200 тыс. т/год) Андрей Самошин. — Излишнее давление рекордного урожая привело к тому, что картофель резко подешевел после удачного 2014 года. В определенные моменты обвал цен достигал трехкратного уровня. Многие игроки надеялись, что осенью переждут, а весной доберут продажами по более высокой цене, но этого не произошло. Избыток на рынке никуда не делся, и в апреле-мае прошлого года производителей накрыла вторая волна падения цен.

Перспективы нового сезона неоднозначны

По прогнозу ИКАР, в 2017-м объем посадки картофеля окажется на уровне прошлого года, но произойдет перераспределение: хозяйства уменьшат площади на 3−5% относительно 2016-го, а промышленные производители примерно на столько же увеличат их. Весной оптовые цены на агрокультуру ожидаются выше, чем годом ранее. В начале марта рынок уже начал ощущать сезонную нехватку продукции высокого качества. Например, в Брянской области ориентировочная цена на такой картофель в начале марта составляла 8−9 руб./кг против 5−6 руб. на аналогичный период прошлого года.

У агрохолдинга «ОСП Агро» широкий спектр деятельности, на картофель приходится 20% от общего объема реализации продукции. Компания не планирует сокращать его производство в надежде, что в перспективе двух-трех лет ситуация стабилизируется. Под будущий урожай выделено 650 га, как и годом ранее. Схожей стратегии придерживаются «Тверская агропромышленная компания» (560 га) и «Еврохимсервис» (200 га). В то же время агрохолдинг «Малино», который не уменьшал площади (5,5 тыс. га) в прошлом году в надежде компенсировать потери от низкой цены 2015-го, принял решение сократить объем посадки картофеля в 2017-м, чтобы улучшить севооборот и сосредоточиться на повышении урожайности и качества продукции. «Национальная земельная компания», которая традиционно занимает картофелем по 4,8−5 тыс. га, в ушедшем году сократила площади на 15%.

— Какой смысл продуцировать убытки? Важнее перестроить стратегию, чем мы и занимаемся, — поясняет гендиректор тульской «Национальной земельной компании» Андрей Самошин. — Сейчас мы подводим итоги сезона-2016/17 и если поймем, что объем картофеля в средней полосе все еще является избыточным, то, вполне возможно, еще уменьшим площади».

Крупная агрокомпания «АФГ Националь» видит перспективы развития картофельного сегмента.

— С 2015 года мы активно инвестируем в это направление, увеличивая объемы производства и наращивая земельный банк, — рассказывает гендиректор «АФГ Националь» Юрий Белов. — На 2017-й запланировано очередное расширение производства картофеля до 92,5 тыс. т (с учетом семенного)». Планируемые инвестиции в овощное направление компании в целом на этот год составляют около 1,3 млрд руб., но, скорее всего, сумма будет пересмотрена в сторону увеличения.

Нужен экспорт и переработка

Проблему перепроизводства картофеля признал и Минсельхоз. Чтобы решить ее, в первую очередь необходимо наращивать объемы экспорта, отмечал директор Департамента растениеводства агроведомства Петр Чекмарев на Всероссийском агрономическом совещании в феврале. По его мнению, с рынка нужно снять 2−3 млн т. Темпы вывоза в последние два сезона действительно увеличились. По данным ИКАР, в 2016 году за рубеж были поставлены рекордные 215 тыс. т, но пока основные покупатели — это страны бывшего СССР — Украина, Азербайджан, Грузия. В свою очередь, импорт картофеля за последние годы значительно уменьшился. Если в 2014 году было ввезено 670 тыс. т агрокультуры, то в 2016-м — около 270 тыс. т.

Стратегически важной задачей для регионов, выращивающих картофель, является строительство картофелеперерабатывающих заводов, считает Минсельхоз. По словам Чекмарева, им нужно «построить по одному-два завода для того, чтобы продавать готовую продукцию». Сейчас в стране отсутствует полноценная переработка этой агрокультуры, действуют отдельные предприятия, способные осваивать лишь небольшие объемы, соглашается Самошин. Для сравнения, на Западе доля переработки картофеля превышает 50% от объема его производства, в то время как в России — не более 3%.

"Капитал", иркутский торговый журнал № 3 (424) от 25.04.2017


  • Число просмотров: 213

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Ростелеком

Агентство недвижимости

Art Divina

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть