Архив журнала «Капитал»
Торговые тенденции
Торговые тенденции, декабрь 2016
Зерно
Зерно приравняли к нефти
Экспорт зерна, по которому Россия в этом году вышла в безусловные мировые лидеры, потенциально может стать не менее важным для отечественной экономики, чем экспорт нефти.
— С учетом падения цен на нефть на первое место выходит производство зерна. Зерно — это тоже наша нефть. Это биржевой товар, на котором страна уже сегодня достаточно неплохо зарабатывает, — заявил глава Минсельхоза России Александр Ткачев.
Напомним, что в 2015 году доходы от экспорта зерна — около $16 млрд — уже на $1,5 млрд превысили доходы от продажи оружия.
Между тем на пути к заветной цели есть целый ряд проблем. Россия сегодня находится на 17-м месте в мире по производству продуктов переработки зерновых. То есть не какой-то глубокой, а просто переработки.
— Проще говоря, мы продаем зерновое сырье с минимальной добавленной стоимостью, — возмутился в ходе одной из панельных дискуссий глава Российской биотопливной ассоциации Алексей Аблаев. — Например, мы продаем свои продукты переработки на $200 млн, тогда как наш сосед Казахстан — в три раза больше — на $600 млн. И это не говоря о Германии, которая такую продукцию реализует почти на два миллиарда долларов в год. При этом отечественные крупнейшие биокластеры — заводы по глубокой переработке зерна — по мощности и прибыльности уже сегодня вплотную приближаются к крупнейшим российским нефтеперарабатывающим заводам (НПЗ).
Молочная продукция
Молоко не в чести
Спрос на молочную продукцию по итогам 2016 года упадет на 3%.
В следующем году снижение может продолжиться, не исключают эксперты.
В предыдущие годы динамика потребления балансировала в районе нулевых значений. Так, по данным «Союзмолока», в 2015 году потребление цельномолочной продукции увеличилось на 0,7%. В будущем, полагают эксперты, если турбулентная ситуация в экономике страны останется, спрос на молочную продукцию будет стагнировать. Кроме того, продолжит увеличиваться доля потребителей, покупающих только базовые продукты, такие как молоко и кефир, а также переключение с молочных продуктов на молокосодержащие.
По данным маркетинговой компании Nielsen, сейчас 27% потребителей выбирают более дешевые марки молочной продукции, в том числе собственные торговые марки сетей.
— Наиболее популярной стратегией экономии является поиск магазинов с низкими ценами, специальных промопредложений, «красных ценников». Другой интересный тренд заключается в том, что на полке растет количество упаковок молока объемом более одного литра, — говорит руководитель направления по стратегическому партнерству Nielsen Россия Салтанат Нысанова.
К слову, по данным ВОЗ, объемы потребления молочной продукции в России значительно отстают от рекомендованных норм. Если в 1990 году потребление в России достигало 390 кг на душу населения, то сейчас этот показатель снизился до 235 кг, в то время как медицинская норма ВОЗ составляет 320−330 кг на человека ежегодно.
Мясо
Рост качества
Роспотребназор сообщил о росте качества мясных продуктов: доля мясной продукции, не отвечающей микробиологическим требованиям, в январе-сентябре составила 3,4%.
Таким образом, доля мясных продуктов, не соответствующих нормативным требованиям по санитарно-химическим и микробиологическим показателям безопасности, в последние девять месяцев продолжила снижаться.
По содержанию загрязнителей химической природы (токсичные элементы, бензпирен, нитрозоамины и др.) удельный вес проб мясной продукции, не соответствующих гигиеническим нормативам, в последние годы составляет менее 1%, за девять месяцев 2016 года — 0,06%.
Доля мясной продукции, не соответствующей нормативам по микробиологическим показателям (содержание бактерий групп кишечной палочки, патогенные микроорганизмы и пр.), за девять месяцев снизилась до 3,4% (в предыдущие годы — около 4%).
По физико-химическим показателям, в том числе характеризующим качество продукции (показатели пищевой ценности, массовая доля сухих веществ, содержание соли и другие), не соответствовало нормативным требованиям 2,5% мясной продукции (в предыдущие годы — до 3%). Доля мясных продуктов, не соответствующих требованиям по содержанию антибиотиков, в 2016 году составила 0,3% (в предыдущие годы — до 0,5%).
Проблема качества российских продуктов питания преувеличена и раздута телевидением, ранее заявлял журналу «Агроинвестор» гендиректор «Азбуки вкуса» Владимир Садовин. По его словам, эта проблема присутствует лишь в точечных моментах, и с этим правоохранительные органы активно борются.
Алкоголь
Альтернатива вермуту
Необычный рецепт производства слабоалкогольных напитков из фейхоа разработали виноделы из Сочи. Подобного продукта в России пока нет, и жители города решили выступить в качестве новаторов.
— На всех сельхозвыставках варенья, джемы и компоты из богатого йодом фрукта активно разбирают. Поэтому и настойка, которую в стране никто больше не производит, должна пользоваться спросом, — считает председатель Союза виноградарей Сочи Сергей Дырдин. — Поэтому мы думаем, что фейхоа может иметь большие перспективы для использования в винной индустрии страны.
Идею приготовить вино из этого фрукта фермерам Сочи подала сама природа: в нынешнем году здесь собрали необычайно богатый урожай фейхоа. В то же время ягоды этой культуры очень нежные и хранятся не больше месяца.
Сейчас виноделы готовят пробные партии настойки, наливки и других напитков из фейхоа. Они надеются, что эта продукция к следующему году будет достойной заменой сладким зарубежным ликерам и вермутам.
- Число просмотров: 1230
Еще статьи в этой рубрике
- Электронная версия
- НДС для онлайн-торговли из-за границы
- Льготы и компенсации сельскому хозяйству
- Пиво не для всех
- Скидка на обучение
- Сибирская порода
- Спорный закон отодвинули
- Победители известны
- Железная дорога предлагает помещения
- Омуля из Байкала переселят
- Торговые тенденции, декабрь 2016
- Перспективы цен
- Как съехать из арендованного помещения раньше срока и без проблем?
- Касса с выходом в налоговую