Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Налоги

ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ВОЗВРАТУ НДС

АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОВЕРОК ФНС

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 28 сентября
Кадры
ЧЕМ ЦЕННЫ МЕНЕДЖЕРЫ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ
Вопрос-ответ
КАК СУПРУГАМ ПОДЕЛИТЬ БИЗНЕС

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Адель

Комбинат Волна

Иркутские Конвейерные Системы

DI клиника

ДСКК

Глазковская типография

ДекорЕх

Орнамент Group

БайкалЭкоПродукт

Архив журнала «Капитал»

Анализ рынка

Побочный эффект

Введенное в России продэмбарго в отношении импорта из стран, поддержавших антироссийские санкции, повысило продовольственную безопасность и создало предпосылки для активного роста отечественного АПК. Однако у этой целесообразной инициативы проявились «побочные эффекты» в виде ухудшения качества продукции и роста количества фальсификата.

 - С одной стороны, расходы аграриев и переработчиков выросли в силу девальвации, ведь многие из них полностью зависят от импортного сырья и пользуются импортным оборудованием, — напоминает первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. — Но соразмерно повышать цены они не могут, их сдерживают низкая покупательская способность, требования ретейлеров и антимонопольные органы. Поэтому они вынуждены снижать качество, что и наблюдается по широкому спектру продуктов и товаров.

Другая проблема — устаревшая система сертификации и отсутствие мони
торинга качества продуктов, которые попадают на магазинные полки, добавляет вице-президент IFC Financial Cente Станислав Вернер.

— Введение контрсанкций и связанный с этим курс на импортозамещение усилили негативный эффект, порожденный отменой в 2010 году обязательной сертификации пищевых продуктов, — согласен управляющий партнер компании Kirikov Group Даниил Кириков. — За последние два года общий объем фальсифицированной продукции на рынке увеличился, по разным оценкам, до 50-60%. Но ситуация неоднородна в зависимости от категории товаров.

Сыр

Сильнее всего введение продуктового эмбарго сказалось на сырной продукции.

— У нас появились и своя моцарелла, и пармезан, и горгонзолла. Однако спроса на них нет: вкус значительно отличается от европейского, к которому мы привыкли за досанкционные годы, — говорит старший аналитик ГК Forex club Алена Афанасьева.

По данным холдинга «Ромир», треть россиян считают, что качество этого товара в 2015 году значительно ухудшилось. Как подчеркнули в исследовательской компании, именно при оценке сыров был получен самый негативный результат среди всех продуктов.

В феврале глава Россельхознадзора Сергей Данкверт заявил, что 78,3% продукции, которая преподносится потребителям как сыр, таковой не является. Чаще всего для ее изготовления используется растительный жир — например, пальмовое масло.

Результат налицо: за прошлый год потребление сыров, без учета молодых сыров и творога, сократилось на 2,5%, плавленых сыров — на 3,2%, а молодых сыров — и вовсе на 21,4%.

Молочная продукция

Как известно, под продуктовое эмбарго попали не только сыры, но и вся молочная продукция из некоторых стран. За два года российские и белорусские производители практически полностью вытеснили с отечественного рынка Новую Зеландию, Швейцарию и страны ЕС.

— Сейчас доля импорта молочки составляет всего 25%, но при этом свыше 80% этого импорта формирует Беларусь, тогда как еще в 2014 году ее доля не превышала половины, — говорит гендиректор компании Transitplus International Дмитрий Портнягин.

Однако качество этой продукции нередко оставляет желать лучшего. Россельхознадзор не раз предъявлял претензии как к отечественной, так и к белорусской молочке. В частности, декларации полутора десятков белорусских предприятий этим летом были приостановлены, поскольку ветеринарная служба признала их товар небезопасным.

По словам Сергея Данкверта, доля фальсификата в молочной продукции в России достигла 50%. А недавно служба всполошила россиян сообщением, что в молоко кроме воды подмешивают крахмал, гипс, мел, мыло, соду, известь для предотвращения быстрой порчи товара.

Возможно, из-за этого потребление молока, кефира и питьевых йогуртов в России падает. Объемы покупок молока в июне 2016-го снизились на 15,6% по сравнению с июнем 2015-го.

Рыба

Согласно исследованию «Ромира», много нареканий у россиян вызывает и качество рыбы. 19% признались, что эта продукция не удовлетворяет их представлениям о вкусной и полезной пище. Статистика утверждает, что потребление лососевого мяса в центральной России за полтора года снизилось в пять раз, а рыбы вообще — с 22,3 до 19 кг на человека.

Конечно, сказался и резкий рост цен на эту продукцию — отпускная цена на рыбу в рублях за последние два года поднялась почти в два раза. И это несмотря на то, что поставки из Норвегии, Турции, Испании, которые раньше занимали две трети рынка, заместил отечественный товар.

Падение качества констатируют и эксперты. Так, немало претензий высказывается в адрес замороженной продукции: на ней много ледяной глазури, а в ткани добавляются влагоудерживающие фосфаты. Не редкость на прилавках и фальсификат. Не так давно «Роскачество» проверило магазины и выяснило, что зачастую вместо трески продается более дешевая и менее питательная рыба — минтай и пикша, а вместо отличающейся пищевой ценностью семги — кета, горбуша, чавыча или кижуч.

Колбасные изделия

Среди колбасных изделий и полуфабрикатов уровень некачественных товаров сегодня достигает 80%. Последние результаты экспертизы, проведенной союзом потребителей «Росконтроль», показали, что все проверенные образцы варено-копченых и полукопченых колбасных изделий хоть в чем-то да не соответствуют ГОСТу.

— А две трети из них еще и оказались фальсификатами, в которых мясо было частично заменено другими, более дешевыми ингредиентами. Очевидно, что причиной этого является сложная ситуация на рынке сырья, не в последнюю очередь связанная с контрсанкциями, — сетует директор экспертного департамента «Росконтроля» Максим Рудаков.

Однако эксперты отмечают тенденцию перехода потребления с колбасных изделий в пользу свежего мяса — охлажденных полуфабрикатов. В 2015 году снижение спроса на колбасные изделия составило 5-15%, в отдельных регионах — до 35%. Падает и производство: по подсчетам агентства INFOLine, выпуск колбасных изделий в целом по стране за год снизился на 4%.

Овощи и фрукты

Качество овощей и фруктов на прилавках ухудшилось, показали в опросе «Ромира» 20% опрошенных. В исследовании Nielsen «Российский покупатель в новых экономических условиях», проведенном в июне-июле 2016 года, 15% респондентов сказали, что сократили покупки свежих фруктов, так как их не устраивает качество. По этой же причине 13% россиян урезали покупки свежих овощей.

Напомним, что «запрещенку» из Польши, Испании, Голландии и Турции теперь заменила продукция из стран СНГ, Марокко, Египта, Израиля и Китая. Как такового импортозамещения в этой категории фруктов не произошло, хотя в прошлом году импорт овощей, например, сократился на 30%.

Гендиректор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина считает отечественный рынок проблемным:

 — У нас до сих пор, кроме проблем выращивания качественных овощей, пригодных для длительного хранения, есть проблема формирования товарных партий продукции, — сообщила она, добавив, что в стране ощущается и острая нехватка овощехранилищ.

По стоимости отечественная продукция также не сильно выигрывает у привозной из-за высокой доли валютной составляющей: семена, оборудование для сбора и переработки, как правило, импортные. Эксперты также сетуют на отсутствие глобального и тотального контроля над содержанием вредных веществ в отечественных плодах: Роспотребнадзор в основном проверяет импортную продукцию, а российские овощи — фактически нет.

"Капитал", иркутский торговый журнал № 6 (419) от 23.09.2016


  • Число просмотров: 718

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

НЭП

Олиговская Рыба

Yamaguchi

Российский Экспортный Центр

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть