Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Роскомнадзор

НА СТРАЖЕ ПЕРСОНАЛЬНОЙ И ФИНАНСОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

ТРАНСГРАНИЧНАЯ ПЕРЕДАЧА ДАННЫХ НА ЗАМКЕ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 23 сентября
Авторынок
БЛОГЕРАМ ДОВЕРЯЮТ
Доходы и расходы
ПАДЕНИЕ ВЫРУЧКИ -- ЧТО ДЕЛАЕТ БИЗНЕС

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Тон-М

Архив журнала «Капитал»

Анализ рынка

Побочный эффект

Введенное в России продэмбарго в отношении импорта из стран, поддержавших антироссийские санкции, повысило продовольственную безопасность и создало предпосылки для активного роста отечественного АПК. Однако у этой целесообразной инициативы проявились «побочные эффекты» в виде ухудшения качества продукции и роста количества фальсификата.

 - С одной стороны, расходы аграриев и переработчиков выросли в силу девальвации, ведь многие из них полностью зависят от импортного сырья и пользуются импортным оборудованием, — напоминает первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. — Но соразмерно повышать цены они не могут, их сдерживают низкая покупательская способность, требования ретейлеров и антимонопольные органы. Поэтому они вынуждены снижать качество, что и наблюдается по широкому спектру продуктов и товаров.

Другая проблема — устаревшая система сертификации и отсутствие мони
торинга качества продуктов, которые попадают на магазинные полки, добавляет вице-президент IFC Financial Cente Станислав Вернер.

— Введение контрсанкций и связанный с этим курс на импортозамещение усилили негативный эффект, порожденный отменой в 2010 году обязательной сертификации пищевых продуктов, — согласен управляющий партнер компании Kirikov Group Даниил Кириков. — За последние два года общий объем фальсифицированной продукции на рынке увеличился, по разным оценкам, до 50-60%. Но ситуация неоднородна в зависимости от категории товаров.

Сыр

Сильнее всего введение продуктового эмбарго сказалось на сырной продукции.

— У нас появились и своя моцарелла, и пармезан, и горгонзолла. Однако спроса на них нет: вкус значительно отличается от европейского, к которому мы привыкли за досанкционные годы, — говорит старший аналитик ГК Forex club Алена Афанасьева.

По данным холдинга «Ромир», треть россиян считают, что качество этого товара в 2015 году значительно ухудшилось. Как подчеркнули в исследовательской компании, именно при оценке сыров был получен самый негативный результат среди всех продуктов.

В феврале глава Россельхознадзора Сергей Данкверт заявил, что 78,3% продукции, которая преподносится потребителям как сыр, таковой не является. Чаще всего для ее изготовления используется растительный жир — например, пальмовое масло.

Результат налицо: за прошлый год потребление сыров, без учета молодых сыров и творога, сократилось на 2,5%, плавленых сыров — на 3,2%, а молодых сыров — и вовсе на 21,4%.

Молочная продукция

Как известно, под продуктовое эмбарго попали не только сыры, но и вся молочная продукция из некоторых стран. За два года российские и белорусские производители практически полностью вытеснили с отечественного рынка Новую Зеландию, Швейцарию и страны ЕС.

— Сейчас доля импорта молочки составляет всего 25%, но при этом свыше 80% этого импорта формирует Беларусь, тогда как еще в 2014 году ее доля не превышала половины, — говорит гендиректор компании Transitplus International Дмитрий Портнягин.

Однако качество этой продукции нередко оставляет желать лучшего. Россельхознадзор не раз предъявлял претензии как к отечественной, так и к белорусской молочке. В частности, декларации полутора десятков белорусских предприятий этим летом были приостановлены, поскольку ветеринарная служба признала их товар небезопасным.

По словам Сергея Данкверта, доля фальсификата в молочной продукции в России достигла 50%. А недавно служба всполошила россиян сообщением, что в молоко кроме воды подмешивают крахмал, гипс, мел, мыло, соду, известь для предотвращения быстрой порчи товара.

Возможно, из-за этого потребление молока, кефира и питьевых йогуртов в России падает. Объемы покупок молока в июне 2016-го снизились на 15,6% по сравнению с июнем 2015-го.

Рыба

Согласно исследованию «Ромира», много нареканий у россиян вызывает и качество рыбы. 19% признались, что эта продукция не удовлетворяет их представлениям о вкусной и полезной пище. Статистика утверждает, что потребление лососевого мяса в центральной России за полтора года снизилось в пять раз, а рыбы вообще — с 22,3 до 19 кг на человека.

Конечно, сказался и резкий рост цен на эту продукцию — отпускная цена на рыбу в рублях за последние два года поднялась почти в два раза. И это несмотря на то, что поставки из Норвегии, Турции, Испании, которые раньше занимали две трети рынка, заместил отечественный товар.

Падение качества констатируют и эксперты. Так, немало претензий высказывается в адрес замороженной продукции: на ней много ледяной глазури, а в ткани добавляются влагоудерживающие фосфаты. Не редкость на прилавках и фальсификат. Не так давно «Роскачество» проверило магазины и выяснило, что зачастую вместо трески продается более дешевая и менее питательная рыба — минтай и пикша, а вместо отличающейся пищевой ценностью семги — кета, горбуша, чавыча или кижуч.

Колбасные изделия

Среди колбасных изделий и полуфабрикатов уровень некачественных товаров сегодня достигает 80%. Последние результаты экспертизы, проведенной союзом потребителей «Росконтроль», показали, что все проверенные образцы варено-копченых и полукопченых колбасных изделий хоть в чем-то да не соответствуют ГОСТу.

— А две трети из них еще и оказались фальсификатами, в которых мясо было частично заменено другими, более дешевыми ингредиентами. Очевидно, что причиной этого является сложная ситуация на рынке сырья, не в последнюю очередь связанная с контрсанкциями, — сетует директор экспертного департамента «Росконтроля» Максим Рудаков.

Однако эксперты отмечают тенденцию перехода потребления с колбасных изделий в пользу свежего мяса — охлажденных полуфабрикатов. В 2015 году снижение спроса на колбасные изделия составило 5-15%, в отдельных регионах — до 35%. Падает и производство: по подсчетам агентства INFOLine, выпуск колбасных изделий в целом по стране за год снизился на 4%.

Овощи и фрукты

Качество овощей и фруктов на прилавках ухудшилось, показали в опросе «Ромира» 20% опрошенных. В исследовании Nielsen «Российский покупатель в новых экономических условиях», проведенном в июне-июле 2016 года, 15% респондентов сказали, что сократили покупки свежих фруктов, так как их не устраивает качество. По этой же причине 13% россиян урезали покупки свежих овощей.

Напомним, что «запрещенку» из Польши, Испании, Голландии и Турции теперь заменила продукция из стран СНГ, Марокко, Египта, Израиля и Китая. Как такового импортозамещения в этой категории фруктов не произошло, хотя в прошлом году импорт овощей, например, сократился на 30%.

Гендиректор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина считает отечественный рынок проблемным:

 — У нас до сих пор, кроме проблем выращивания качественных овощей, пригодных для длительного хранения, есть проблема формирования товарных партий продукции, — сообщила она, добавив, что в стране ощущается и острая нехватка овощехранилищ.

По стоимости отечественная продукция также не сильно выигрывает у привозной из-за высокой доли валютной составляющей: семена, оборудование для сбора и переработки, как правило, импортные. Эксперты также сетуют на отсутствие глобального и тотального контроля над содержанием вредных веществ в отечественных плодах: Роспотребнадзор в основном проверяет импортную продукцию, а российские овощи — фактически нет.

"Капитал", иркутский торговый журнал № 6 (419) от 23.09.2016


  • Число просмотров: 1181

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть