Архив журнала «Капитал»
Анализ рынка
Падающие продажи — инвестиции в будущее
Иностранные автопроизводители борются за сужающийся российский рынок в надежде на прибыль в будущем.
Наблюдая за отечественным автомобильным рынком, легко впасть в депрессию: за четыре года, миновавших с момента, когда россияне обошли немцев по количеству купленных автомобилей, заняв второе место в Европе, этот показатель сократился почти вдвое - с 3 миллионов автомобилей в 2012 году до 1,6 миллиона в 2015-м. Падение нефтяных котировок, валютные колебания и война санкций обернулись для производителей тяжелыми потерями.
Но не все игроки поддались панике - российский авторынок по-прежнему входит в европейский топ-5. А кризис, каким бы затяжным он ни был, все же временное явление. Эксперты уверены в том, что концерн, способный сегодня укрепить свои позиции в России, непременно окупит все расходы, когда продажи вновь пойдут вверх. А пока ряд автопроизводителей демонстрирует готовность работать в России даже себе в убыток.
Издание «Лента.ру» провело исследование того, как автомобильные компании борются за будущее место под солнцем, инвестируя сотни миллионов долларов в падающий рынок.
Ford Sollers: все идет по плану
Спокойнее других на отечественном рынке чувствует себя совместное российско-американское предприятие. Хотя продажи марки в прошлом году упали на 41%, Ford Sollers (FS) продолжает реализацию большого инвестиционного плана, связанного с локализацией выпускаемых моделей, принятого еще в докризисном 2011 году.
В марте с конвейера завода двигателей в Елабуге сошел пятитысячный мотор Duratec объемом 1,6 литра. А в апреле на предприятии FS во Всеволожске, где производятся автомобили Ford Focus и Mondeo, приступили к серийной установке этих ДВС на новый Focus. Это третья модель бренда, оснащаемая российским двигателем — вслед за Fiesta и Eco Sport.
Двигатель Duratec локализован на 45%: блок цилиндров, головка блока и крышка коренных подшипников выпускаются литейным заводом «РосАЛит» и Заволжским моторным заводом (ЗМЗ), а поршень — Костромским заводом автокомпонентов. Алюминий для деталей поставляет компания «Русал», моторное масло — «Лукойл». Этими двигателями предполагается оснащать 30% выпускаемых в России машин.
Отметим, что Елабужский моторный завод был запущен в разгар кризиса в сентябре 2015 года. Объявленная мощность — до 200 тыс. двигателей в год. По словам президента и СЕО Ford Sollers Марка Овендена, это наиболее передовой моторный завод Ford в мире, автоматизация производственных процессов достигает 95%. Общий объем инвестиций в проект достиг $275 млн.
Hyundai и KIA: за ценой не постоят
Пока некоторые конкуренты из бюджетного сегмента готовятся паковать чемоданы, корейские производители, напротив, стараются расширить свое присутствие на российском рынке. Невзирая на убытки, корейцы следуют стратегии сдерживания цен и занимают освобождающиеся ниши.
Согласно отчету компании Hyundai Motor, годовой убыток завода «Хендэ Мотор Мануфактуринг» (ХММР), расположенного в Санкт-Петербурге, около одного миллиарда рублей, то есть каждой выпущенной машине Hyundai теряет около пяти тысяч рублей. Однако такие бестселлеры, как Hyundai Solaris и KIA Rio дорожают очень постепенно: в марте они прибавили в цене только 1,7% и 2,8% соответственно.
Это приносит свои плоды: в феврале Solaris стал самым продаваемым автомобилем в России, прибавив 1,6% - 8310 реализованных машин. В затылок ему дышит KIA: плюс 15,8%, 7017 автомобилей. Отметим, что показатели «корейцев» растут, в то время как, например, Lada Granta, расположившаяся на третьей строчке рейтинга (6335 штук), напротив, потеряла 39,9% продаж.
По мнению ведущего аналитика «Автостат» Алексея Муханова, успехи на других рынках позволяют корейским компаниям не только мириться с убытком, но и запускать в России новые модели. Так, в марте запустили тестовую сборку кроссовера Creta на заводе Hyundai в Санкт-Петербурге.
Toyota: удваивая мощности
Самая известная японская автомобилестроительная корпорация решила действовать наверняка и вложила деньги в локализацию российского бестселлера - кроссовера RAV4, вошедшего в топ-5 самых популярных внедорожников прошлого года. Специально для этого мощность завода Toyota в Санкт-Петербурге в конце 2015 года была увеличена с 50 тыс. до 100 тыс. автомобилей в год. Расширение коснулось цехов и производственных линий, а общие инвестиции в проект составили 7,1 млрд рублей.
Запуск производства RAV4 запланирован на август текущего года, кроссовер станет второй моделью, после седана Camry, производимой в Санкт-Петербурге. Toyota, в отличие от большинства конкурентов, может похвастаться хоть и небольшой, но положительной динамикой продаж: в первом квартале 2016 года компания прибавила 0,7% в сравнении с 2015 годом. Основной вклад в это внесли модели RAV4, Land Cruiser 200 и Camry.
Great Wall: готовясь к броску
В декабре прошлого года у этой китайской марки было зафиксировано самое большое падение продаж на российском рынке — минус 94%. Аналитики предрекали скорый уход бренда, однако китайцы рассудили, что кризис, напротив, может обернуться для них своеобразным трамплином.
Great Wall Motors выступила ключевым инвестором индустриального парка «Узловая» в Тульской области (объем инвестиций — $500 млн). В конце марта стало известно, что территория парка может получить статус особой экономической зоны, а это сулит производителю серьезные налоговые льготы. «Узловая» уже вошла в список получателей федеральных субсидий в 2016 году.
Завод Great Wall в Тульской области запускается в 2018 году — цеха штамповки, сварки, окраски и сборки, а также – запчастей. Объявленная мощность — 150 тыс. автомобилей в год, 2500 рабочих мест. Предприятие будет производить четыре модели внедорожников суббренда Haval. К этому моменту планируется наладить дилерскую сеть.
Ориентация на экспорт
С падением спроса на машины внутри страны сам собой разрешился вопрос, долгое время не дававший покоя российским автомобилистам: являются «отечественные иномарки» настоящими иномарками в плане качества или нет?
Утвердительный ответ был дан в августе прошлого года, когда завод Hyundai в Санкт-Петербурге приступил к сборке автомобилей для Ливана и Египта.
Экспортный сценарий оказался привлекательным для иностранных производителей в России, не желающих «портить» отлаженное производство в ожидании, когда рынок пойдет на поправку — сокращать рабочих и консервировать мощности.
В январе 2016 года заинтересованность в экспорте выразил Ford, следом Renault заявил о намерении наладить поставки выпущенных «АвтоВАЗом» автомобильных кузовов на предприятие в Алжире. Экспорт планируется начать уже в этом году, однако конкретные цифры не называются — сообщается только, что речь идет о тысячах кузовов в год. Второй участник франко-японского альянса, компания Nissan, также рассматривает возможности российского экспорта — в страны Скандинавии и Восточной Европы.
В апреле Минпромторг опубликовал постановление: автозаводы, работающие в рамках соглашений о промышленной сборке, смогут получить субсидии для компенсации расходов на транспортировку и сертификацию машин. Если федеральное правительство это утвердит, производителям предоставят стопроцентное покрытие расходов на сертификацию автомобилей и 80-50-процентную компенсацию затрат на транспортировку машин.
- Число просмотров: 6461
Еще статьи в этой рубрике
- Электронная версия
- Запущенные сельхозугодия подорожают
- Кассу с интернетом просят отложить
- Ненужные документы
- Все на дачу
- Курс на региональные бренды
- Бизнесмены не должны убирать улицы
- Оптовый рынок с большими возможностями
- «Ворота Байкала» оставят региону
- Поддельные CHANEL и GUCCI не прошли таможню
- Торговые тенденции, май 2016
- Запертая мощность фермы Федотова
- Падающие продажи — инвестиции в будущее
- Как нанять или уволить льготника?