Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Кадры

НЕХВАТКА КАНДИДАТОВ

ПРОБЛЕМЫ ПОИСКА В ОТРАСЛЯХ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 1 апреля
Авторынок
БЛОГЕРАМ ДОВЕРЯЮТ
Доходы и расходы
ПАДЕНИЕ ВЫРУЧКИ -- ЧТО ДЕЛАЕТ БИЗНЕС

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Архив журнала «Капитал»

Обзор

Робот-ларек 2.0

«За последние пять–семь лет многие российские города отметились гонениями на уличные торговые киоски. Московский предприниматель Александр Золотарев сконструировал и запустил производство ларьков, которые больше ни один чиновник городской администрации не посмеет назвать «нецивилизованным форматом уличной торговли». Потому что они полностью автоматические», — сообщает «Бизнес-журнал».

Киоск-автомат «Все сам» следит за прохожими внимательными анимированными глазами, нарисованными на экране терминала, и без ложной скромности приветствует покупателей надписью: «Я — умный киоск». Внутри достаточно места для почти 300 товарных позиций — от наушников до кефира — и прохладно, как в холодильнике (+5 градусов Цельсия).

Процесс покупки завораживает, так что перед освещенными витринами, прикрытыми антивандальным стеклом, то и дело останавливаются зеваки — поглазеть, как роботизированная корзинка перемещается внутри, собирая покупки. Все остальное тоже происходит в соответствии с последними достижениями автоматической торговли: прием оплаты (наличными или картой), выдача сдачи, печать чека.

А еще киоск подрабатывает — в режиме платежного терминала: через него можно оплатить услуги ЖКХ, пополнить счет мобильного телефона, погасить кредит. С лета 2014 года пять таких киосков уже установлено в Москве.

Автор и исполнитель этой бизнес-идеи Александр Золотарев называет себя «дедушкой российского вендинга», на что имеет вполне веские основания: в этом бизнесе он почти двадцать лет. В 1995 году Золотарев одним из первых стал импортировать в Россию южнокорейские вендинговые аппараты по контракту с Samsung. Импортировал, но руки постоянно чесались начать делать собственные устройства — и лучше.

Выйду я на улицу…

Александру Золотареву не откажешь в умении найти правильный подход к городским властям. На дизайн своего «роболарька» он не поскупился — заказал студии Артемия Лебедева. Для Лебедева это далеко не первый проект по оформлению городской инфраструктуры. Если работаешь с дизайнером, имеющим «правильную» репутацию у властей, то и власти, говорят в команде проекта «Все сам», смотрят на тебя иначе: проще заручиться их поддержкой.

 

 

 

Как бы то ни было, столичное правительство приняло «роболарьки» весьма благосклонно. Один автоматический киоск в тестовом режиме проработал месяц на Пушкинской площади. И руководитель городского департамента торговли и услуг Алексей Немерюк лично устроил презентацию концепции для мэра Сергея Собянина. А что? Штука красивая и технологичная. Власти вскоре заявили, что планируют установить 40–50 таких киосков на улицах, перехватывающих парковках и в подземных переходах метро (планы, впрочем, пока не осуществились).

Разработка команды «Все сам» вполне конъюнктурна: городские администрации (речь не только о Москве, но и о других крупных городах) любят заявлять, что поддерживают развитие вендинговой торговли на улицах — в противовес столь нелюбимым ими ларькам.

Позиционное преимущество

Идею «роболарька» Александр Золотарев давно подсмотрел на зарубежной вендинговой выставке и сразу по своему обыкновению решил, что когда-нибудь сделает нечто подобное — свое и более совершенное. Обсудил идею с партнерами.

Дело было в Швейцарии. После шести вечера там уже невозможно было ничего купить. Все закрывалось, и оставались чуть ли не только заправки: поэтому там хорошо развивался уличный вендинг — круглосуточно работающие автоматы.

Вопрос в том, нужны ли такие автоматы в России, где количество круглосуточных торговых точек год от года только растет. В конце концов решили, что все-таки нужны. Пусть круглосуточная работа автомата не будет таким уж большим конкурентным преимуществом, но роботизированный киоск в любом случае останется местом для импульсных покупок.

Над конструкцией автоматического киоска инженеры ЭПС работали полтора года. Первый тестовый экземпляр установили рядом со своим офисом и тестировали два года в реальных погодных условиях, постоянно дорабатывая конструкцию.

Изменили форму крыши, чтобы снег аккуратно скатывался и не падал никому на голову, улучшали антивандальную защиту, экспериментировали с краской, чтобы ее было сложно содрать. Сейчас в компании считают, что их киоски взломать почти невозможно. Равно как и увезти куда-либо: все-таки шесть с половиной тонн, без специального крана не обойтись. К тому же киоски оборудованы системой видеонаблюдения.

Вложения в проект оказались немаленькими. Разработка, прототип, запуск серийного производства обошлись, по словам Александра Золотарева, в 10 млн евро. Проект финансировали из собственных средств. Помимо пяти уже установленных на улицах автоматов, «на стапелях» находится еще 15 штук.

О том, сколько приходится платить за аренду места под киоски, предприниматель не говорит ничего — кроме того, что условия рыночные. Надежды на то, что проект будет признан полезным для города и социальным, а аренду сделают нулевой, призрачны. Однако низкая аренда — фактор хоть и важный, но не ключевой для успеха «Всё сам». Главное — проходимость. По тем выигрышным местам, где сегодня установлены киоски, уже удается добиться суточных показателей в 200 чеков, что, как прикидывает Александр, выведет на окупаемость киоска в полтора–два года. Но разработчики уверены, что автомат способен выйти на уровень в 600 продаж за сутки.

«Маржа в этом бизнесе выше, чем в среднем в ритейле, — уверяет предприниматель, примерно 34%. Один менеджер способен опекать 15–20 автоматов».

Обкатка бизнес-модели

В любом случае бизнес модель «роболарьков» еще предстоит обкатать в реальных условиях. Золотарев готов открывать киоски даже в спальных районах. Его оценка емкости рынка — 7,5 тыс. аппаратов только для Москвы.

За границей такие киоски уже не редкость, но они используются иначе. Анастасия Лобанова, главный редактор портала «Век вендинга», рассказывает, что их устанавливают не только в мегаполисах в качестве стильного «аттракциона торговли» для праздной публики или как дополнительный канал продаж атрибутики и продвижения в массы для крупных брендов, но в поселках, вдоль транзитных трасс, где невыгодно открывать традиционный магазин.

По мнению Лобановой, и в России «автокиоски» теоретически могут заменять магазины шаговой доступности — в спальных районах и поселках. Но пока явно рано об этом говорить — с такой-то ценой. В захолустье проще открыть обычный магазинчик: можно и в сотню тысяч рублей уложиться вместе с арендой и товаром.

«Концепция «Все сам» для рынка, безусловно, интересна, и сам по себе этот эксперимент полезен: кому-то нужно торить новые пути в вендинге. Но если говорить о масштабном развитии уличной автоматизированной торговли, то стоит делать ставку не на один торговый формат, а одновременно на несколько — и создать условия сразу для многих операторов», —считает Станислав Баранов («Профессиональные и торговые автоматы»).

«Вендинг — это традиционная вотчина малого бизнеса. Не все здесь могут позволить себе новомодное оборудование. Значит ли это, что выход на улицы для них должен быть либо закрыт полностью, либо сопряжен с выполнением жестких условий со стороны города? Тем более что концепция автоматизированного киоска, как бы ни была современна, потенциально уместна не везде: есть в городе места, где логичнее устанавливать более компактные автоматы», — считают вендоры.

 

"Капитал", иркутский торговый журнал № 2 (403) от 26.02.2015


  • Число просмотров: 1984

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть