Архив журнала «Капитал»
Торговые тенденции
Торговые тенденции, август 2014
Крупнейший мировой производитель рыбного филе — китайская компания Pacific Andes сворачивает свое присутствие на российском рынке. Запрет на ввоз в Россию польских овощей и фруктов не вызовет дефицита этой продукции. Те же ограничительные меры, что и к табачным изделиям, в Госдуме намереваются применить к продукции сетей быстрого питания.
Рыба
Нашему минтаю оставят филе
Крупнейший мировой производитель рыбного филе — китайская компания Pacific Andes сворачивает свое присутствие на российском рынке. За последние два года китайцы вдвое сократили выручку от продуктов из российского минтая и могут полностью переключиться на работу с рыбаками из других стран, например из Перу.
Одна из причин — в конце 2012 года Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) потребовала от Pacific Andes продать свои российские рыболовецкие активы. По данным ведомства, Pacific Andes приобретала доли в российских компаниях не через механизм владения акциями, а с помощью «тайных соглашений», и российские структуры были лишь номинальными владельцами квот на вылов морских биоресурсов. Глава ФАС пригрозил китайцам уголовным преследованием в случае отказа от исполнения предписания антимонопольного ведомства.
Вероятно, что уход китайского рыбного гиганта особо не отразится на российском рыбном рынке, ведь благодаря этому на Дальнем Востоке крепнут позиции компании «Русское море — Добыча». В то же время один из участников рыбного рынка сообщил РБК, что российские рыбаки продолжают продавать рыбу китайским покупателям, за спиной которых, как считают сами рыбаки, стоит Pacific Andes: «Думаю, эта компания не отказалась от российской рыбы, а просто изменила схему закупок. Это слишком рентабельный бизнес, чтоб отказываться от него».
Фрукты
Легкое удорожание в отсутствии польского
Запрет на ввоз в Россию польских овощей и фруктов, который введен с 1 августа, не вызовет дефицита этой продукции на потребительском рынке, уверяют торговые сети. Однако, как сообщили в ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз», нехватка польских фруктов вызовет пятипроцентное удорожание фруктов и овощей в конце октября этого года.
По данным «Руспродсоюза», Польша занимает третье место по экспорту плодоовощной продукции в Россию — порядка 20% от общего объема поставок в этой категории. Ограничение введено на ввоз в Россию яблок, груш, абрикосов, айвы, вишни, черешни, цветной капусты, сливы, терна и других овощей и фруктов. С начала этого года было выявлено 27 случаев проникновения в Россию продукции из Польши, зараженной калифорнийским трипсом и восточной плодожоркой.
По мнению представителей торговых сетей, польские яблоки может заменить товар из России, Сербии, Белоруссии и Азербайджана. Российские грибы и морковь также вполне могут удовлетворить потребительский спрос. Если урожайность моркови будет низкой, то недостаток закроют поставками из Израиля.
Общепит
Вредные картинки для фастфуда
Те же ограничительные меры, что и к табачным изделиям, в Госдуме намереваются применить к продукции сетей быстрого питания. Цель соответствующего законопроекта — внесение изменений в правила рекламирования и реализации продукции фастфуда в России: доведение до потребителей предупредительной информации о вреде быстрого питания.
В частности, как предлагают парламентарии, реклама фастфуда и упаковки в ресторанах быстрого питания должна содержать предупредительную информацию о вреде чрезмерного и систематического потребления подобных продуктов. Кроме этого, предлагается позаимствовать практику размещения на упаковках табачных изделий изображений последствий болезней, которые может вызвать регулярное потребление того или иного продукта в ресторане быстрого питания.
Кстати, авторы новых поправок некоторое время назад вносили ряд проектов, которые были направлены на борьбу с классической для всего фастфуда добавкой — глутаматом натрия.
В ассоциации диетологов и нутрициологов России поддержали идею специальной предупредительной маркировки фастфуда, подтвердив, что многочисленные исследования показали реальные угрозы для здоровья при чрезмерном увлечении посещениями ресторанов быстрого питания.
Пиво
Пластик сдувается
Законопроект, запрещающий продажу пива в ПЭТ-упаковке емкостью более 0,5 л с 2016 года, обсуждается в Госдуме. В случае его принятия с 1 января 2015 года будет запрещена розничная продажа пива свыше 6% содержания алкоголя в ПЭТ-упаковке более 1,5 л. Через полгода, с 1 июля 2015-го, минимальная пластиковая тара для пива сократится до 1 л. А с 2016 года пивовары смогут разливать в пластиковые бутылки не более полулитра пива не крепче 4%.
«Сейчас значительная доля пива упаковывается в пластиковую тару большого объема, что при низкой ее стоимости способствует росту потребления алкоголя: на такую продукцию в первую очередь ориентируется молодежь», — отмечает председатель комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Госдумы Виктор Звагельский.
Сами производители утверждают, что запрет на продажу пива в большой упаковке никак не повлияет на распространение алкоголизма в России.
- Число просмотров: 1048