Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Предпринимательство

КАК НАЧАТЬ МАЛЫЙ БИЗНЕС

БИЗНЕС-ПЛАН, ИНВЕСТИЦИИ, ЛУЧШИЕ ИДЕИ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 23 сентября
Экономика
САМАЯ ВЫГОДНАЯ ОТРАСЛЬ
Налоги
ЧТО НЕСЕТ РЕФОРМА 2024-2025

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Тон-М

Архив журнала «Капитал»

Обзор

Видео в магазине. Зачем?

Видеонаблюдение в магазине становится все более частым и привычным. Но что легче — установить видеокамеры или, кроме этого, еще и соблюсти все правовые нюансы?

У каждого предпринимателя есть причины устанавливать наблюдение в своих торговых точках. Обычно все сводится к пяти проблемам, решить которые должен пристальный взгляд видеотехники, утверждает журнал «Арсенал предпринимателя».

Во-первых, камера сможет решительно помочь в связи с кражами, а также клиентами, для которых требуется «особое» внимание продавцов или даже охранников. Во-вторых, у сотрудника появится больше мотивации для добросовестной работы. Естественно, ведь он знает, что за ним смотрят. В-третьих, видеокамера, вероятно, снизит конфликтность в коллективе. Еще она поспособствует определению основных ошибок продавца или консультанта. И наконец, сократит возможность преступных действий среди персонала как по отношению к клиентам, так и по отношению к самому предпринимателю. Все это в целом, благодаря такому недорогому инструменту, как видеокамера, сможет повысить эффективность работы магазина.

Но все ли будет так хорошо, если не уделить интереса правовым сторонам этого дела? Что принять во внимание? Две области — трудовое право и защита прав потребителей. О том, как согласовать с ними установку видеонаблюдения, и пойдет дальше речь.

Частное и личное

В Конституции РФ есть очень важная для нас статья №23 (часть 1). Согласно ей, каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайны, защиту своей чести и доброго имени. В нашем контексте особенно важны два понятия. Это «частная жизнь» и «личная жизнь». Сейчас проясним, что несут в себе эти понятия и причем тут видеокамеры.

Личная жизнь подразумевает право не сообщать никому свою личную информацию, мысли, чувства, убеждения. Также в это понятие входит и внешнее проявление личности человека при взаимодействии с другими людьми.

Частная жизнь — явление более общее, но не менее оберегаемое законодательством. Например, в плане защиты персональных данных.

И причем тут видеонаблюдение? Все просто. Продавец помогает купить тот или иной товар. Но, как говорится на всевозможных тренингах подъема продаж, ограничиваться сухим перечислением характеристик неэффективно. Поэтому продавцы и устанавливают именно личный контакт с клиентом. Тем самым полностью разделить личную/частную жизнь и работу невозможно без негативных последствий для последней. Более того, что как не труд является одним из проявлений частной жизни, защищенной от внешнего вмешательства?

В связи с этим, казалось бы, становится невозможно установить видеокамеру в магазине без нарушения права на неприкосновенность личной жизни сотрудников? Да, но не совсем. Спасением для предпринимателя в этом вопросе станет его право как работодателя. А именно — наше законодательство разрешает контролировать труд персонала. В соответствии с этим работник, когда подписывает трудовой договор, как бы соглашается, что за его частной жизнью будут присматривать, пусть и ограниченном формате.

Таким образом, камеры устанавливать можно лишь там, где человек работает. Места же, хоть и относящиеся к собственности работодателя, вроде комнат отдыха или раздевалок, лучше оставить без камер. Иначе это может быть понято как неоправданное вмешательство в личную жизнь.

Гласное и скрытое

Информировать о наличии видео­камеры в магазине необходимо. Причем как покупателей, так и сотрудников.

Причин этому несколько. Но на первом плане, естественно, законодательные нормы. В статье 138.1 УК РФ сказано, что подобное негласное получение информации может перейти в четыре года лишения свободы. На втором — интересы практические — скрытая камера почти не повышает эффективность работы магазина, о чем говорилось в самом начале. Ведь лучше предотвратить правонарушение, чем наказывать за его свершение.

Есть еще один вариант. Если, чтобы установить камеру и обеспечить наблюдение, используются услуги одной из частных охранных компаний, то ситуация становится значительно проще. ЧОП не позволят предпринимателю пренебречь извещением покупателей и продавцов о наличии камеры. Поскольку иначе охранная компания рискует потерять лицензию. В этом плане наше законодательство не допускает вариаций, как с личной жизнью. Что вполне оправданно и логично. Таким образом, наклейки с изображенной на ней видеокамерой или соответствующей надписи не избежать.

Видимые противоречия

Одним из ключевых моментов в работе с видеокамерами является еще и статья №24 Конституции РФ. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

Если подходить к вопросу формально, то получается, что человек, перед тем, как войти в торговый зал с установленной видеокамерой, должен дать письменное согласие. И тут речь идет уже не столько о персонале, сколько о посетителях. Объяснение такому подходу простое — видео­съемка взаимодействует с персональными данными человека, собирает, записывает, систематизирует и хранит. Все это строится, в том числе, и на законе «О персональных данных», по которому изображение гражданина прямо или косвенно относится к информации о физическом лице.

С другой стороны, в том же законе «О персональных данных» согласие не привязано конкретно к какой-либо форме. И уже на этом основании можно сделать вывод, что письменного подтверждения не требуется. Главное — известить посетителей о видеосъемке. Тогда, если они входят в торговое помещение, то подтверждают согласие на обработку своего изображения. Что иронично, согласие человека подтвердит сама видео­запись.

Получается, трактовать ситуацию можно по-разному. Из-за недальновидных обобщений в законах создаются подобные противоречия. И разрешить их однозначно не представляется возможным.

Особенности хранения

Что интересно, в российском законодательстве нет специальных требований относительно сроков хранения записей с камер видеонаблюдения. Однако по тому же закону «О персональных данных» сказано, что эти самые данные должны храниться «не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных». Затем они уничтожаются.

В этом случае получается, что если видеокамера установлена, чтобы проконтролировать работу сотрудника, то после его увольнения записи с его участием должны быть уничтожены. Конечно, кроме моментов, когда они становятся доказательством против него в суде. Если же это сделано не будет, то предпринимателя можно привлечь к административной и гражданско-правовой ответственности. Как работник узнает о сохранившихся записях — другое дело.

Что еще следует сказать о видеозаписях? Разумеется, нельзя их обнародовать и использовать в дальнейшем, поскольку магазины и офисы являются «местами, открытыми для свободного посещения». Это значит, что записанные изображения людей, как говорилось ранее, относятся к частной жизни человека.

На основании всего сказанного можно сделать вывод: видеокамеры — безусловно, полезный и эффективный помощник предпринимателя. Однако они требуют надлежащего правового контроля. И несмотря на законодательные противоречия, для работодателей есть способы решить определенный ряд проблем при помощи этого важного инструмента. 

 

Продолжение — в следующем номере «Капитала»

 

"Капитал", иркутский торговый журнал № 7 (391) от 19.05.2014


  • Число просмотров: 1242

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть