Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Налоги

ЗАЩИТНИК ПРАВ БИЗНЕСА УПОЛНОМОЧЕН ЗАЯВИТЬ

УПРОЩЕНКА УХОДИТ В ТЕНЬ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 7 ноября
Авторынок
БЛОГЕРАМ ДОВЕРЯЮТ
Доходы и расходы
ПАДЕНИЕ ВЫРУЧКИ -- ЧТО ДЕЛАЕТ БИЗНЕС

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Архив журнала «Капитал»

Обзор

Золотая сборка

Набор приемов для привлечения внимания публики у основателей DNS внушительный. Недавно во Владимире сарафанное радио разнесло весть о ночной распродаже в магазине DNS компьютеров со скидкой 70%.

Штурм магазина покупателями не остался без внимания прессы и телевидения, так что об акции узнали все горожане. Один из основателей и директор по развитию бизнеса DNS Константин Богданенко говорит, что его компания любит эксперименты, но никогда не тратит деньги на обычную рекламу: «Лучше открывать больше магазинов!»

Сеть DNS «закрасила» торговыми точками почти всю карту России, открыв около 700 супермаркетов с ожидаемой в 2013 году выручкой около 130 млрд рублей (в 2012 году — 86,4 млрд рублей). Лишь номинально присутствуя на московском рынке, она почти догнала по оборотам лидера рынка — сеть «М.Видео» с 20-летней историей. Выручка DNS растет быстрее, чем у конкурентов, — на 65% в 2012 году, на 50% в 2013 году, — в основном за счет открытия новых торговых точек. Эксперты оценили, что бизнес DNS может стоить более 18 млрд рублей.

Кто эти предприниматели из Владивостока и как они построили самую динамичную в стране сеть магазинов электроники?

Эксперимент

До 2005 года у владивостокских предпринимателей был всего один магазин.  Строить розничную сеть компьютерной техники тогда было весьма затратно и трудно. По словам представителя РАТЭК (Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники) Антона Гуськова, в 1990-х и начале 2000-х лишь 10% техники ввозилось в страну полностью легально и магазины не могли конкурировать с рынками и мелкими фирмами, реализующими «серый импорт». В 2004–2005 годах властям удалось в основном вывести рынок электроники «из тени», и продажи компьютеров и другой техники через обычные магазины выросли, а в России открыли первые склады Sony и Samsung, впоследствии построивший завод.

Заметив, что покупателей становится больше,  Дмитрий Алексеев, совладелец и генеральный директор DNS, с партнерами решил попробовать открыть торговые точки в других городах Приморья. Второй магазин открыли в Находке, третий — в Хабаровске.

— И тут мы поняли, что спрос есть и покупатель везде ведет себя одинаково, — рассказывает Алексеев.

Основатели начали реинвестировать прибыли магазинов в открытие новых торговых точек, иногда помогая себе кредитами. По оценке аналитического агентства Infoline, затраты на один небольшой магазин, в котором работает DNS, составляют 2 млн рублей.

Девятый вал

К 2009 году DNS открыла уже сотню торговых точек. После этого число магазинов ежегодно увеличивалось примерно на 70%, и в 2013 году компания открыла рекордные 250. В основном это небольшие супермаркеты на арендованных площадях размером 300–500 кв. м, но есть и 25 гипермаркетов до 1000 кв. м.

Сеть представлена в 240 городах, для полноты картины не хватает, пожалуй, еще одного магазина — в Калининграде. По пути с востока на запад у DNS появилось 10 раcпределительных центров общей площадью 30 000 кв. м. Партнеры открыли сборку компьютеров в Подмосковье (Старая Купавна) и Новосибирске. По подсчетам Infoline, на всю многолетнюю экспансию без логистики и товарных запасов потребовалось $120 млн.

— Их стратегия понятна: на Диком Западе это называлось «колышки вбить». Магазины, которые не будут эффективны, они позже объединят или закроют, — убежден Гуськов из РАТЭК. Он напоминает, что подобным образом захватывала рынок «Евросеть», открывая везде, где получалось, тысячи торговых точек, даже друг напротив друга. Впрочем, основатели DNS говорят, что руководствуются одним, но важным принципом: торговые точки должны открываться там, где есть гарантированный поток покупателей.

Рецепт захвата новых городов у DNS таков: первые три месяца магазины искусственно сдерживают цены. «Жесткий демпинг налицо, и для нас остается загадкой, за счет чего они держат такие цены, а порой опускают до такого уровня, при котором нереально что-то заработать», — недоволен представитель одного из конкурентов. Богданенко же поясняет, что компания никогда не устанавливает цены ниже издержек и, как правило, за полгода выводит новый магазин в плюс.

Маржа составляет, по его словам, до 5%. Это подтверждают и данные СПАРК: большинство компаний группы получили в 2012 году выручку от 500 млн до 1,5 млрд рублей, а их чистая прибыль составляла 2–5% от выручки.

По мнению Гуськова из РАТЭК, успеху DNS способствовало то, что ни одного федерального игрока на Дальнем Востоке не было и компания открывала магазины практически на пустом рынке. А в европейской части страны DNS, наоборот, использует конкурентов в своих целях. «Магазины DNS обычно открываются в непосредственной близи от наших, подсаживаются на наш трафик, не тратя деньги на привлечение покупателей», — возмущается представитель Media Markt.

DNS пришла в Москву в 2012 году, но у москвичей нет доверия к неизвестному бренду, и ноутбуки DNS продаются из рук вон плохо. В компании уверяют, что открыли несколько магазинов в столице в качестве своего рода витрины — чтобы можно было показать партнерам и поставщикам.

А как насчет отношений с местными властями, контролирующими органами и силовиками? Владельцы DNS утверждают, что взяток не дают, а если что-то нарушили, платят штрафы или судятся. В Екатеринбурге в 2009 году удалось через суд вернуть изъятый милицией (якобы по жалобам потребителей) товар на 1,5 млн рублей. «Неформальные посредники», утверждает один из руководителей компании, обещали его вернуть за 500 000 рублей. В Новосибирске идет суд с Госнаркоконтролем: его сотрудники увидели на китайских наушниках надпись, похожую на слово «конопля». Работа магазина приостановлена, но в DNS надеются отделаться штрафом.

Ассортимент и тенденции

Сейчас магазины DNS посещает около 2,5 млн покупателей в месяц, на полках — 20 000 наименований продукции. Главная товарная позиция — ноутбуки, они приносят 18% дохода. Например, в сентябре их продали 112 500 штук. Динамичнее всего растет спрос на планшеты (13% дохода) и смартфоны (16%). Есть еще компьютеры, фотоаппараты, телевизоры, аксессуары; 100% настольных компьютеров и 25% ноутбуков продаются под брендом DNS.

Однако впереди у DNS системные трудности: темпы роста в отрасли существенно замедляются. По данным РАТЭК, в 2012 году рынок электроники и бытовой техники вырос примерно на 12%, хотя в 2000-х рос в среднем на 30% в год. По мнению Алексеева, стагнация началась в 2008 году, но еще два года рост шел за счет «умирания» крупных игроков. За эти годы обанкротилась сеть «Мир», на грани выживания оказалась «Техносила», втрое сократила число магазинов DOMO.

Следуя тренду, DNS решила продолжить развитие собственного производства, но новые магазины в 2014 году не открывать. Вместо этого владельцы сети стали активно осваивать интернет-пространство, где рост и не останавливался.

По материалам Forbes.ru 

"Капитал", иркутский торговый журнал № 3 (387) от 17.03.2014


  • Число просмотров: 1044

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть