Архив журнала «Капитал»
Торговые тенденции
Торговые тенденции, февраль 2014
Согласно исследованию «Рынок замороженных овощей: комплексный анализ и прогноз до 2016 года», по итогам прошлого года производство замороженных овощей составило порядка 60 тысяч тонн. Пивовары пытаются не допустить спада продаж и ищут дополнительные точки сбыта. В результате их действий некоторые сети быстрого питания разрешили реализацию «легкого» алкоголя.
Сельское хозяйство
Импортные овощи
Согласно исследованию «Рынок замороженных овощей: комплексный анализ и прогноз до 2016 года», по итогам прошлого года производство замороженных овощей составило порядка 60 тысяч тонн.
Однако производимые в России овощи потребляются преимущественно в свежем виде. И лишь малая часть от объема годового урожая замораживается. Зато замороженную продукцию активно импортируют из-за рубежа.
Таким образом, отечественное овощеводство оказывается под угрозой. Главную причину эксперты связывают со вступлением страны в ВТО, после которого были значительно снижены таможенные пошлины на импорт замороженной продукции. И как результат, увеличились поставки овощей из других стран.
В связи с этим производство отечественной продукции уже в этом году может сократиться в разы.
В то же время говорить о сформированной культуре потребления замороженных овощей в России пока рано: по оценкам разных аналитиков, сегмент замороженных продуктов в структуре продовольственного рынка составляет чуть более 17%. В то время как на Западе эта цифра превышает 70%.
Эксперты отрасли уверены, для российского потребителя все только начинается, и сегмент овощной заморозки будет стабильно расти по ряду причин. Во-первых, по причине ускоряющегося образа жизни, мотивирующего к приобретению полуфабрикатов. Во-вторых, по причине растущей грамотности потребителя, понимающего, что современные методы заморозки позволяют сохранять большую часть витаминов в овощах и этот вид продукции в «не сезон» в большей степени способен витаминизировать организм, чем свежие овощи с прилавков супермаркетов. В-третьих, технологии производства замороженных овощей развиваются и совершенствуются, увеличивая возможности максимального сохранения витаминов в течение длительного срока.
Алкоголь
Новые возможности
Пивовары пытаются не допустить спада продаж и ищут дополнительные точки сбыта. В результате их действий некоторые сети быстрого питания разрешили реализацию «легкого» алкоголя.
В частности, сеть ресторанов быстрого питания Subway заключила договор с производителем пива Efes Rus. Теперь в течение пяти лет у мирового лидера фастфуда будет свой эксклюзивный поставщик хмельного напитка. Пивоварам также разрешат размещать информацию о своем товаре внутри ресторанов и проводить в заведениях маркетинговые акции для повышения продаж. В свою очередь руководители сети Subway рассчитывают на повышение лояльности со стороны клиентов.
— Для нас очень важен контракт с сетью, в которой сегодня реализуются сотни тысяч литров пива ежемесячно. Мы заключали наш контракт, в том числе, с расчетом на то, что высокие темпы роста сохранятся и в будущем, — объявил генеральный Директор Efes Rus Тугрул Агырбаш.
В то же время председатель совета союза российских пивоваров Исаак Шепс ухудшил прогноз на 2014 год по российскому рынку пива из-за снижения потребительской уверенности. Так, по его оценкам, в следующем году ожидается стабилизация рынка вместо прогнозировавшегося ранее роста.
По его словам, на российском рынке наблюдается замедление — снижается потребительская уверенность, что уменьшает потребление. Это характерно не только для пивного рынка, подчеркнул глава российского союза пивоваров.
Другая важная причина, снижающая потребление пива в РФ, — законодательные ограничения отрасли. Основная причина — закрытие важного канала продаж — киосков. В один день мы потеряли 35 тысяч клиентов, — отметил Исаак Шепс.
Если все перечисленные тенденции продолжат свое влияние на рынок, в 2014 году рынок будет по-прежнему нерастущим, но может стабилизироваться и выйти на объемы 2013 года. Однако, по словам Шепса, есть и пессимистичные прогнозы, которые ориентируют рынок на падение на 2-3%.
Мясо
Разлюбили колбасу
Еще недавно темпы роста мясной индустрии равнялись 15-20%, однако теперь Министерство экономического развития прогнозирует, что за период 2012–2016 годов рост составит порядка 17%. При этом среднегодовые показатели роста будут равны 4,3%.
Колбаса как мерило зажиточности уходит в прошлое. Структурные изменения на мясном рынке безусловно свидетельствуют: потребительские привычки, а также рекордные цифры роста, которыми характеризовалась эта сфера последние пять лет, быстро меняются. Темпы снижаются, африканская чума свиней (АЧС) уничтожает поголовье хрюшек, а сами россияне, очнувшиеся от потребительской лихорадки, постепенно переходят на мясо птицы и на овощи.
Последние 4 года выпуск мяса в России неизменно рос. По данным экспертов торговой системы АГРОРУ.ком, в 2012 году прирост производства в натуральном выражении к 2011 году составил 12,4%, к 2009 году — 35%. Такая стабильность объясняется устойчивой положительной динамикой производства мяса птицы и свинины. При этом производство мяса крупного рогатого скота и баранины продолжает сокращаться.
Вместе с тем, согласно прогнозу Минэкономразвития на 2014–2016 годы, Россия может увеличить производство мяса в 2016 году до 9,2–9,6 млн тонн с 8,1 млн тонн в 2012 году. При этом импорт будет находиться на уровне 2,3–2,6 млн тонн в год.
Эксперты АГРОРУ.ком уверены, негативные тенденции, связанные с эпизоотическими рисками, недостатком мощностей по убою и первичной переработке мяса, переизбытком предложения на отдельные виды мяса, приводят к снижению рентабельности отраслей, наращиванию долгового бремени, возникновению дополнительных барьеров при реализации продукции за границу, снижению инвестиционной активности.
В 2014–2015 годах свиноводство еще продолжит движение вперед по инерции, но из-за нерешенных проблем отрасли начнет стагнировать. Стабилизация темпов роста производства свинины в долгосрочной перспективе находится в прямой зависимости от господдержки.
Здоровое питание
Нездоровые закуски
Рынок снеков в текущем году может вырасти в несколько раз. По информации маркетингового агентства «Маркет Аналитика», средний годовой прирост на рынке снеков за 2014 год составит один процент в денежном и три процента в натуральном выражении. Правда, без учета инфляции.
Специфической особенностью российского рынка снеков является развитие сегментов, нехарактерных для европейского рынка. Под названием «прочие снеки» скрываются такие популярные у россиян продукты, как крекеры, семечки и снеки из морепродуктов. Именно эти категории занимают значимую долю в общем объеме российского рынка снеков.
Как полагают эксперты, мода на здоровые снеки в России появится нескоро. Напротив, компания PepsiCo увеличивает объем закупок российского картофеля и расширит программу поддержки поставщиков. А на заводе PepsiCo в Азове открываются новые производственные линии.
Кроме того, здоровые снеки намного дороже обычных, так, например, чипсы из морских водорослей, которые уже есть на российском рынке, стоят 45 рублей, против пачки чипсов с таким же объемом и стоимостью в 15-17 рублей.
- Число просмотров: 1092