Архив журнала «Капитал»
Обзор
Бизнес будущего
Минкомсвязи разработало и внесло на утверждение в правительство «Стратегию развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014–2020 годы и на перспективу до 2025 года». Утверждать ее, скорее всего, будут в конце октября. Нам удалось изучить последнюю версию документа уже сейчас. Вот каковы вкратце амбициозные планы чиновников.
1. Самое интересное — цифры. В Минкомсвязи приводят расчет двух основных сценариев развития отрасли — базового и форсированного. По сути, это программа минимум и программа максимум. Если исходить из программы минимум, то без особых усилий со стороны государства объем российского ИТ-рынка вырастет за восемь лет на 39%, с 620 до 860 млрд рублей. При форсированном сценарии рынок вырастет на 60% и достигнет 990 млрд рублей, скромно чуть не дотянув до триллиона. Основные цифры форсированного сценария мы свели в инфографику.
2. Основные целевые показатели стратегии: поддержание среднего темпа роста ИТ-отрасли на значительно превышающем средний темп роста ВВП уровне (не менее чем в три раза за весь период), доведение количества высокотехнологичных рабочих мест в ИТ-отрасли России до 700 тысяч (300 тысяч в 2012 году) и удвоение объема производства отечественной ИТ-продукции и услуг (с 270 до 620 млрд рублей).
3. Что же предлагается, чтобы достичь этих красивых цифр? Вот некоторые важные пункты.
Во-первых, развивать человеческий капитал и технологическое образование (до 2018 года система образования должна подготовить не менее 350 тысяч ИТ-специалистов, из них не менее 125 тысяч — на бюджетных местах в вузах).
Во-вторых, стимулировать работу высококвалифицированных ИТ-специалистов в России (в частности, предполагаются льготные программы, облегчающие обеспечение их жильем).
В-третьих, Минкомсвязи предлагает заняться популяризацией ИТ как сферы деятельности («ИТ-профессии должны устойчиво войти в число четырех наиболее популярных в России уже к 2018 году и стать одним из символов карьерной привлекательности») и повышать ИТ-грамотность населения.
В-четвертых, нужно улучшить институциональные условия развития отрасли (среди прочего развивать институты защиты интеллектуальной собственности).
В-пятых, важно поддерживать экспорт и исследовательскую деятельность в области ИТ (пример, конечно же, — Кремниевая долина).
Ну и, разумеется, предлагается поддерживать малый ИТ-бизнес и развивать информатизацию экономики (например: «максимально эффективно задействовать имеющиеся у государства суперкомпьютерные мощности, в том числе для моделирования создания новых промышленных образцов»).
4. Самый потенциально громкий пункт стратегии. Минкомсвязи считает крайне необходимым «создание глобальных ИТ-лидеров с целью устранения диспропорций развития ИТ-отрасли и формирования дополнительных возможностей для «выходов» из инвестиций внутри России».
При этом в министерстве уверены, что поглощение отечественных компаний западными гигантами — серьезный риск для отрасли. В начале октября даже появилась версия, что Минкомсвязи может включить «некоторые» IT-компании в список стратегических предприятий Российской Федерации. В окончательной версии стратегии этого пункта уже нет. Разработчик документа — замминистра связи Марк Шмулевич — рассказал почему:
— В проекте документа, который мы внесли в правительство, про стратегические предприятия не говорится. В процессе разработки стратегии мы все позиции согласовали с отраслью, с рыночными игроками и отраслевыми ассоциациями. И был целый набор внешних предложений, которые поступили не от министерства. Они тоже, естественно, обсуждались, многие из них были приняты нами, а какие-то были в результате отклонены. В частности, вариант с расширением списка стратегических предприятий за счет ИТ-компаний был признан нецелесообразным. У государства достаточно рыночных механизмов, способных и простимулировать появление новых крупных игроков, и снизить риски их поглощения.
При этом оба пункта, как и следует из документа, мы считаем стратегически важными. В российской ИТ-отрасли есть крупные игроки, лидеры, в том числе с глобальным присутствием: несколько интернет-компаний, несколько продуктовых компаний, компаний, занимающихся заказными разработками, несколько компаний, связанных с производством оборудования. Но их мало, можно пересчитать по пальцам. Почему это плохо? Потому что в результате мы имеем слабую внутреннюю экосистему. Крупные компании — потенциальные стратегические инвесторы для средних и малых предприятий отрасли, без них внутренний инвестиционный потенциал отрасли низок. При этом есть достаточно компаний, пока скорее средних, но с большим будущим, которые еще не присутствуют активно на международных рынках. В пуле таких компаний и нужно искать будущих лидеров, их мы будем поддерживать в первую очередь. Хотя и помощь уже существующим лидерам также важна.
Механизмы поддержки предлагаются рыночные. Некоторые из них уже работают. Во-первых, льготные кредиты. Именно кредитование, то есть эти деньги компании будут отдавать, — не идет речи о том, что государство будет входить в акционерный капитал частных игроков. Второй механизм — поддержка выхода ИТ-компаний на рынки других стран, стимулирование экспорта. Надо сказать, что экспорт ИТ у нас уже составляет больше 4 млрд долларов. Это очень много, не меньше четверти от российского экспорта вооружения. Надо его стимулировать дальше.
И конечно, мы бы хотели, чтобы компании, получившие государственную поддержку, оставались в России, это наш естественный интерес. Сейчас перспективные средние и малые компании российской ИТ-отрасли в поисках стратегического инвестора зачастую в первую очередь рассматривают в этом качестве лидирующих международных игроков. Именно поэтому мы заинтересованы в появлении новых внутренних лидеров — потенциальных инвесторов. Мы не против глобализации. Но государство должно, на наш взгляд, создавать больше возможностей, экономических стимулов для формирования гармоничной экосистемы, в рамках которой процессы слияний и поглощений в отрасли имели бы в том числе и внутренний характер.
- Число просмотров: 1006