Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Кадры

НЕХВАТКА КАНДИДАТОВ

ПРОБЛЕМЫ ПОИСКА В ОТРАСЛЯХ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 1 апреля
Авторынок
БЛОГЕРАМ ДОВЕРЯЮТ
Доходы и расходы
ПАДЕНИЕ ВЫРУЧКИ -- ЧТО ДЕЛАЕТ БИЗНЕС

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Архив журнала «Капитал»

Обзор

Подтвержденная безопасность

Согласно статистическим данным, россияне, приобретая в последнее время продукты в магазинах, все чаще во главу угла ставят качество, а не низкую цену. Безопасность продукции и ее качество становятся главными критериями в конкурентной борьбе. Однако мало заявить, что ты выпускаешь качественную и безопасную продукцию, — надо еще это и подтвердить.

Для подтверждения качества и была разработана система безопасности продукции, основанная на принципах ХАССП, отвечающая за анализ возможных рисков и контрольные критические точки.

Если придерживаться официальной формулировки, то ХАССП (англ. HACCP — Hazard Analysis and Critical Control Points, анализ рисков и критические контрольные точки) — это система управления безопасностью пищевых продуктов, которая обеспечивает контроль в любой точке производственного процесса, а также хранения и реализации продукции, где существует вероятность возникновения опасной ситуации. Если же говорить упрощенно, то принципы ХАССП заключаются в строгом контроле всех стадий изготовления продукции — от поступления сырья до реализации готовых товаров.

Добровольно… Пока

В России система ХАССП начала внедряться еще с 2001 года, когда Госстандарт осуществил регистрацию системы добровольной сертификации и разработал государственный стандарт ГОСТ Р 51705.1. На сегодняшний день сертификация компании на соответствие ХАССП — дело добровольное. Пока. Прежде одним из основных мотивов, побуждающих руководство компаний России внедрить ХАССП, являлось давление, оказываемое партнерами и более крупными компаниями.

Однако со вступлением страны в ВТО ситуация поменялась. Функционирование системы качества ХАССП является строго обязательным для всех государств, входящих во ВТО, так как именно она дает надежную гарантию безопасности продукции для потребителя. И отечественные предприятия, выпускающие пищевую продукцию и стремящиеся выйти на зарубежные рынки, все чаще сталкиваются с тем, что им предъявляются требования о внедрении на предприятии системы ХАССП. Собственно говоря, продукция большинства российских компаний после вступления страны в ВТО может оказаться неконкурентной из-за несоответствия международным требованиям. Кроме того, с 1 июля 2013 года вступает в силу технический регламент «О безопасности пищевой продукции», в одной из статей которого говорится, что при осуществлении процессов производства продукции изготовитель должен разработать, внедрить и поддерживать процедуры, основанные на принципах ХАССП.

Нe только дань ВТО

Сейчас ХАССП внедряется на многих предприятиях, занимающихся производством продуктов питания. Уже около 80 предприятий на территории страны сертифицировали эту систему.

Но, разумеется, не все так просто. И многие предприятия могут столкнуться с определенными сложностями. Здесь очень важен вопрос индивидуализированного подхода, а не «списывания у соседа по парте». Допустим, опасные факторы, которые должны быть учтены при внедрении системы, у каждого предприятия могут быть свои.

Кроме того, существует опасность внедрения системы только на формальном, а не на реальном уровне. Ведь в России существуют предприятия, которые внедряют систему только ради получения самого сертификата, что вряд ли может считаться эффективным.

Мало внедрить ХАССП — надо еще и следить за ее постоянным функционированием. Одной из важных проблем является совмещение данной системы с уже действующей на предприятии. При этом выбранный подход должен соответствовать реально существующим условиям — как финансовым, так и производственным.

— На самом деле эта система подходит для всех компаний, — уверена Оксана Кузнецова, ГНУ ВНИИМП им. В. М. Горбатова Россельхозакадемии. — Основные сложности могут возникнуть в результате шаблонного подхода, когда компания пытается перенять документы, процессы, описанные в другой, аналогичной по деятельности компании. Стоит помнить, что система ХАССП для каждого предприятия будет своя, поскольку анализ опасных факторов будет напрямую зависеть от опыта компании (сколько было жалоб, каковы причины жалоб, каковы причины внутреннего брака), от вырабатываемых продуктов, от используемого оборудования, технологических процессов, степени подготовленности персонала.

 — Конечно, сертификат можно по-быстрому оформить через ряд компаний, но их не признают уважающие себя игроки рынка, — таково мнение Дарьи Бакушиной, ТМ «Пиканта». — Важно, чтобы сертификацию проводила аккредитованная компания. Признаваемых органов по сертификации в мире не так уж и много — основными являются BVC, DNV, TUV, LRQI, SGS, Moody International, DQS. Процесс сертификации не быстрый и требует внедрения ряда изменений и инвестиций в менеджмент, в оборудование и технологии производства, а самое главное, в сознание работников. На сегодняшний день наш завод готовится к проведению аудита по ISO 9001, который предшествует HAССP. Далее, после ряда мероприятий и инвестиций в модернизацию, мы будем выходить на сертификацию ISO 22000.

Опытным путем

В любом случае специалисты изучают каждую операцию технологической линии, выявляя все возможные факторы, которые могут угрожать качеству продукта: физические, механические, микробиологические, биологические, токсикологические. После этого определяются критические точки (объекты контроля), где данные факторы могут возникнуть. На основе полученной информации разрабатывается система мониторинга («как? кто? когда?»), определяются контролирующие, предупреждающие, а также корректирующие действия, которые надо будет предпринять в случае выхода ситуации из-под контроля. Тем не менее у каждой компании индивидуальный путь к внедрению системы.

Вот, к примеру, как решался вопрос в московской компании «МаВР»: — Решение о внедрении и сертификации системы ХАССП было принято пару лет назад, — рассказывает Людмила Виноградова, АПК «МаВР».— Вначале мы с помощью специалистов ВНИИ мясной промышленности им. В. М. Горбатова провели анализ готовности предприятия к внедрению системы ХАССП. На протяжении первого года у нас велась активная подготовительная работа — от перестройки производственных помещений и разработки документации до обучения всего персонала. На момент получения сертификата системы ХАССП мы уже полгода работали в соответствии с принципами последней.

— Компания «Вологодская ягода» сертифицирована на соответствие требованиям стандарта ISO 22000:2005, — говорит Павел Петухов, компания «Вологодская ягода». — Впервые сертификация прошла в 2006 году, когда компания активно выходила на западный рынок. Тогда заключались контракты с Agrana Fruit, Danone, а также другими зарубежными компаниями. На помощь в подготовке к сертификации и внедрению системы в производство были приглашены квалифицированные специалисты из европейского филиала SGS Главного управления по надзору SA «Сертификация систем и услуг». После благотворного длительного сотрудничества специалистов компании и аудиторов органа по сертификации на предприятии была успешно внедрена и сертифицирована современная система менеджмента безопасности пищевой продукции.

Овчинка стоит выделки?

Впрочем, конечный результат должен дать компании определенные преимущества. Среди них есть, так скажем, преимущества внутренние. Например, снижение количества ошибок персонала путем повышения квалификации и внедрения системы аттестации и обучения сотрудников, предотвращения и/или обнаружения брака на ранних стадиях и, как следствие, снижения производственных издержек. А также вовлечения всего персонала в решение задач в области безопасности конечной продукции, возможность контроля по всей цепочке производства, рациональное управление опасными факторами и переход от контролирующих действий к предупредительным. Кроме того, можно выделить и преимущества внешние. Среди последних — укрепление авторитета торговой марки и имиджа организации, повышение уровня доверия потребителей, торговых сетей, надзорных органов и потенциальных партнеров, а также расширенная возможность участия предприятия в тендерах. Также, считают игроки рынка, повышается и инвестиционная привлекательность и капитализация бизнеса.

Текст: Катерина Сухих 

"Капитал", иркутский торговый журнал № 7 (371) от 29.04.2013


  • Число просмотров: 1534

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть