Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Кадры

НЕХВАТКА КАНДИДАТОВ

ПРОБЛЕМЫ ПОИСКА В ОТРАСЛЯХ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 1 апреля
Авторынок
БЛОГЕРАМ ДОВЕРЯЮТ
Доходы и расходы
ПАДЕНИЕ ВЫРУЧКИ -- ЧТО ДЕЛАЕТ БИЗНЕС

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Архив журнала «Капитал»

Обзор рынка

Сезон овощей: на чьей полке прибыло?

Цены на овощи в России рванули вверх. Причем, как предрекают аналитики, этот якобы сезонный рост стоимости наборов к борщу и праздничной селедке под шубой не только не утихнет с ликвидацией у населения авитаминоза, но еще и аукнется для производителей овощных консервов

Сложившаяся в последние годы структура продаж на овощном рынке в России такова, что львиную долю в нем занимает розница — свыше 70%. Затем идут госзакупки — порядка 12% продаж, в пределах 10% съедает промышленная переработка, и остатки идут на HoReCa. При этом в последние годы, после кризисного падения объемов продаж, идет восстановление рынка: так, по данным BusinesStat, уже в 2011 году розничные продажи составили 738 тыс т, что превысило уровень 2009 года на 13%.

С тех пор и по сей день самыми популярными овощными консервами в России были и остаются консервированные горох и фасоль. Второе место по данному показателю занимали консервированные огурцы, третье место — консервированная сладкая кукуруза.

В ВТО — не второпях

Даже вступление РФ в ВТО и потому ожидаемый поток экзотики тут не в силах что-то изменить. Ведь именно на экзотику — не произрастающие у нас овощи, фрукты и орехи (фисташки, арахис, апельсины, виноград, бананы и пр.) — Россия понижает пошлины.

При этом Россия ратифицирует и так называемую зеленую корзину мер поддержки — стимулирование технического переоснащения отечественных предприятий. Предполагается, что поддержка будет выражаться в снижении уровня налоговой нагрузки на сумму инвестиций в основные фонды или в частичном субсидировании такого технического перевооружения. Подобные меры активно применяются в странах Европы.

Вступление в ВТО, уверена часть экспертов, грозит и обострением борьбы за сырье в отдельных сегментах продуктового рынка. Но вот тут, как выяснилось в ходе опроса наших экспертов, проблем у производителей консервации, особенно плодоовощной, давно уже нет.

 — Для нашей компании сырьевой вопрос — не острый: мы сами производим сырье. Единственная проблема с огурцами: к сожалению, мы не можем сегодня выращивать столько, сколько нам необходимо, — рассказал Георгий Акунц, компания «Грин Рэй».

Из-за острова на рынок…

При этом стоит отметить, что в ближайшем будущем — переходный в ВТО период займет от двух-трех в целом до пяти-семи по отдельным отраслям лет — Россия рискует застрять в состоянии страны с низкими темпами экономического роста.

Так, по прогнозам специалистов BusinesStat, в 2012–2016 годах предложение овощных консервов на российском рынке будет расти умеренными темпами — резких скачков роста не ожидается. И уже к 2016 году это предложение достигнет 1411 тыс т.

При этом весьма значительный — примерно половину, а в иные годы и более общего объема — вклад в предложение овощных консервов на российском рынке вносят импортные поставки. Причем импорт и дальше будет расти — в среднем на 0,9% в год, хотя эти темпы и будут постепенно сокращаться. Сегодня наша страна импортирует из-за рубежа как готовые к розничной продаже овощные консервы, так и промышленное сырье для переработки российскими предприятиями. Среди основных поставщиков стоит отметить Китай — он рекордсмен по импорту томатных консервов в Россию. На эту страну в 2011 году, по данным BusinesStat, приходилось около 65% всех импортных поставок данной продукции. А наш главный поставщик консервированных огурцов — это Индия, на долю которой приходится до половины всех зарубежных поставок этих овощей в Россию. Консервированные горох и фасоль везут из Венгрии и Китая. В ближайшие годы цена импорта будет расти.

И плод отечества нам сладок и приятен

Между тем российские производители  постепенно начинают отвоевывать рынок у иностранцев.

— Уровень импортозамещения по части ассортимента отрасли уже достаточно высок: по томатам, лечо, икре, гороху страна практически заместила импорт, — отмечает Роман Гулевский. — По некоторым группам культур уровень импортозамещения растет, и уровень этого роста никак не связан с ВТО, а связан с уровнем развития отечественного овощеводства. Так, Россия может полностью отказаться от кукурузы из Таиланда и Сербии или от маринованных огурцов из Индии, и рано или поздно это произойдет. А по части таких продуктов, как фруктовые консервы, мы будем импортозависимы всегда.

К слову, в качестве еще одной из причин вытеснения иностранцев с рынка эксперты называют и изменение в структуре потребительских предпочтений.

Эксперты уверены,  в ближайшие годы при сохранении набранного темпа доля заморской овощной консервации начнет сокращаться и где-то уже в 2016 году, по прогнозам экспертов, составит 42,3% от общего объема предложений. При этом, соответственно, доля внутреннего производства в структуре предложения будет, наоборот, расти.

Программы на вырост

Не останется в стороне от рынка и государство. Точнее, именно госстратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности РФ на период до 2020 года уделяет немало внимания овощному сектору.

Так, согласно этой стратегии 2020, уже через семь лет в стране планируется реализовать 50 инвестпроектов, включающих строительство предприятий по выпуску плодоовощных консервов, в том числе и своей, российской, томатной пасты. Общий объем вложений составит 13 260 млн рублей, из которых только 3980 млн — собственные средства предприятий. К тому же в ЦФО, Южном и Северо-Западном федеральных округах предполагается строительство и реконструкция 26 предприятий по выпуску этой продукции. Это должно уже к 2016 году обеспечить увеличение производства плодоовощных консервов до 10 372 млн условных банок, а консервов из томатов — до 1143 млн условных банок.

Помимо этого, в 2012 году Минсельхозом принята программа содействия перерабатывающей промышленности.

— Акцент в мерах поддержки отрасли сместится в сторону переработки как оптового покупателя продукции аграриев — сектор, который дем­пфирует колебания спроса на свежие овощи и создает фермерам и крупным хозяйствам столь нужную им подушку безопасности, — рассказывает о программе Роман Гулевский.

Так же активно реализуется федеральный проект строительства тепличных хозяйств. Достаточно сказать, что предварительную проверку в Россельхозбанке прошли уже более 150 проектов теплиц в различных регионах страны. Развитие этого сегмента, маржинальность которого сейчас превышает 30%, позволит заместить свежие «резиновые» овощи, круглый год импортируемые Россией из Турции, Израиля и других стран.

И в салат и на гарнир

В Иркутске, как и в России  в целом, лидирующее по потребительским предпочтениям место среди всех овощных консеpвов занимает кукуpуза, зеленый гоpошек и фасоль.

Среди торговых марок предпочтение отдают недорогой продукции Eko, болгарским консервам. Также в последнее время популярность завоевывают такие российские марки, как «Грин Рэй», «Дядя Ваня», Bonduelle.

Торговля консервированными овощами — довольно прибыльное дело. Все больше иркутян используют кукурузу, горошек и фасоль в качестве «быстрого» гарнира к полуфабрикатам на ужин или основы салата. К тому же иркутский рынок овощных консервов в жестяных банках далек от насыщения, и местные поставщики не всегда способны справиться с потребительским спросом. Тем более, что каждый владелец магазина или павильона считает нужным иметь в ассортименте некоторое количество жестяных баночек с кукурузой, горошком и фасолью в томате.

Текст: Катерина Сухих

По информации Гастрономия и бакалея 

"Капитал", иркутский торговый журнал № 6 (370) от 16.04.2013


  • Число просмотров: 1255

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть