Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Кадры

НЕХВАТКА КАНДИДАТОВ

ПРОБЛЕМЫ ПОИСКА В ОТРАСЛЯХ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 1 апреля
Авторынок
БЛОГЕРАМ ДОВЕРЯЮТ
Доходы и расходы
ПАДЕНИЕ ВЫРУЧКИ -- ЧТО ДЕЛАЕТ БИЗНЕС

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Архив журнала «Капитал»

Обзор рынка

Рынок, который «уложит» всех

Согласно исследованию компании Intesco Research Group, последние пять лет рынок матрасов и постельных принадлежностей рос. Причем в основном за счет импорта. Если в 2010 году он увеличился на 25%, то через год он вырос еще больше — на 28,4%. За первые восемь месяцев 2012 года в Россию поступило более шести тысяч тонн матрасов от зарубежных производителей.

Кто не хочет платить за воздух

Более 50 стран мира поставляют свою продукцию на наш рынок. Особо отличились три. По данным РБК, в первом полугодии прошлого года на Китай, Корею и Италию пришлось почти 60% всего объема российского импорта матрасов. Лидирует среди них Китай.

Наши матрасы, в основном премиум-класса, также импортируются за рубеж: в Румынию, Голландию, Польшу. Ненасыщенности рынка там нет, просто европейский потребитель меняет матрас гораздо чаще нашего — примерно раз в три года. Среднестатистическая российская семья может пользоваться одним и тем же матрасом до 10-15 лет. «Франкфурт, где проживает около 700 тысяч человек, насчитывает 150 специализированных салонов. Во всей многомиллионной Москве их 180», — приводит пример Роман Ершов, вице-президент по продажам и маркетингу «Асконы».

РЫНОК МАТРАСОВ

Компании-лидеры по выручке, /Россия, 2012 г., млрд рублей/

Аскона

10

Орматек

2,4

Торис

0,66

Консул

-

Источник: «Бизнес-журнал»

Всего 4-5 компаний по производству матрасов контролируют две трети российского рынка (по их собственным оценкам). Однако эти гиганты не обеспокоены конкуренцией со стороны зарубежных товаров. По данным «Асконы» — лидера рынка — несмотря на свой рост, импорт матрасов в нашу страну достигает примерно 10%. Как объясняют представители компании, свою роль здесь играет не только хороший менеджмент, но и сам товар. Вернее, его свойства. Компаниям просто не выгодно буквально платить за воздух, которым наполовину наполнен любой матрас. Дорогая логистика не оправдывает себя, даже если товар скручивать, сдавливать или сжимать.

Вероятно, невысокую активность зарубежных компаний можно объяснить и другими факторами. Как бы то ни было, иностранных представительств в России мало, а те, что есть, ориентируются исключительно на высокий ценовой сегмент. Это «Pirelli», «Magniflex» (Италия), «Magniflex» (Германия), «Sleepeezee» (Англия).

Вот здесь-то как раз и проигрывает российский рынок, поскольку в сознании потребителей еще сохранился стереотип «итальянский — значит качественный». А тем временем крупные отечественные компании разрабатывают и внедряют на  своих производствах технологии, не уступающие зарубежным (Завод в Коврове, например, считается самым мощным в мире).

Дележ рынков

Российские предприятия по выпуску матрасов  начали свою деятельность еще в 90-е годы, и у них было время наладить современные производства. С такой базой они легко преодолели кризис и к настоящему моменту доросли до своих миллиардных выручек. Со временем менялся и сам покупатель. Россияне, влекомые рекламой и растущим предложением, стали более требовательны к выбору матрасов, их дизайну и маркам, стали чаще менять их и даже переплачивать за бренд. Увеличению рынка способствовал также рост рынка строительного. Чем больше новых квартир, тем больше спальных мест.

В кризисный период, конечно, объемы продаж матрасов снизились — на 25% по оценке «Асконы». Начиная с 2010 года рынок восстанавливается на 10-15% в год. Хотя практики утверждают, что в докризисные времена прирост был куда больше (до 30%). Эксперты «Финама» солидарны с «Асконой», прогнозируя умеренный 10%-ный рост.

Весьма неплохие успехи, учитывая, что помимо конкуренции между собой матрасники (как компании называют друг друга) испытывают давление и от других — из смежных отраслей. В частности, мебельных фирм. Последние все чаще стали производить кровати вместе с матрасами, отбирая у специализирующихся только на матрасах компаний приличную долю рынка. Таким образом матрасники теряют и розничного потребителя, и крупного корпоративного заказчика — мебельные компании.

В будущем конкуренцию крупным компаниям могут составить местные производители матрасов в регионах, правда, не по качеству, а по цене и только в низком ценовом сегменте. Матрасы этого класса, как правило, изготавливаются по простым технологиям, доступным средним предпринимателям. Оборудование для производства этих матрасов стоит около 500 тысяч рублей. Опасения лидеров рынка понятны — ведь в регионах потребитель предпочитает эконом-продукцию.

Интересно, что производители матрасов стали смотреть в сторону мебельной отрасли и запускать свои производства. Основная их продукция — разумеется, кровати. «Аскона», «Орматек», «Торис» — все они это практикуют.

Правила рынка

Компании подходят к бизнес-процессу разными способами. Пока одни закупают кокос (в качестве наполнителя) у бельгийцев, отказываясь от российского сырья, другие, наоборот, используют отечественные продукты. Сегодня в стране производятся любые «комплектующие» для будущих матрасов за исключением матрасной ткани. Однако оборудование и технологии компании применяют зарубежные.

Некоторые участники рынка признаются, что не всегда игра ведется по правилам и многие мебельщики просто клеят свои этикетки на произведенную матрасными фирмами продукцию, иные продлевают срок службы матраса, лишь меняя тканевую основу. Однако те предприниматели, кто заботится о своей репутации, постепенно втягиваются в производственный процесс, перенимая технологии, закупая необходимое оборудование.

Приоритетным каналом сбыта матрасов является розница. Собственная — у средних компаний, собственная вкупе с франчайзинговой — у крупных. Кстати, стремительное увеличение сетей по всей стране обусловлено не столько требованиями рынка, сколько опасениями компаний, что российский рынок матрасов ввиду присоединения к ВТО все же станет более интересен иностранным бизнесменам.

Некоторых предпринимателей это не пугает. Во-первых, перестройка отрасли после изменения таможенных тарифов займет не один год, а это даст отечественным производителям закрепить свое положение на рынке. А во-вторых, для иностранных фирм главное — логистика (как уже было сказано, никто не хочет переплачивать за воздух).

Однако не стоит недооценивать влияние последствий ВТО, так как импортного товара станет больше, а значит, у российского покупателя появится новая альтернатива. Кроме того, известно, что требовательность наших людей растет с появлением зарубежной «отлакированной» продукции (независимо от отрасли).

В Иркутске рынок матрасов до сих пор не сформирован. Фирм, занимающихся исключительно реализацией  этой продукции, не так много. Как правило, в сегменте представлены мебельные компании, которые имеют свой отдел или фирменный салон матрасов. Около 10-15% матрасной продукции продается через интернет-магазины. Но большая часть продаж, как и в целом по России, принадлежит все же рознице. 

Текст: Екатерина Надыкто

 

"Капитал", иркутский торговый журнал № 2 (366) от 12.02.2013


  • Число просмотров: 1074

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть