Архив журнала «Капитал»
Обзор рынка
На стадии догоняющих
Российский рынок интернет-рекламы продолжает стремительно расти и наращивать объемы. Только в 2011 году рост составил 55,5% и достиг 1,12 млрд евро, что сделало отечественный рынок шестым по величине среди европейских стран. По предварительным прогнозам, к 2016 году объемы вырастут до $5,106 млрд. Но если раньше основные точки роста традиционно были сосредоточены в центральной части страны, то на сегодняшний день, как отмечают эксперты, Москва и Санкт-Петербург себя исчерпали. А значит, развитие Рунета совсем скоро будет прирастать регионами.
Все шансы занять свою нишу в глобальном увеличении объемов онлайн-рекламы есть и у Иркутской области. Месячная интернет-аудитория в регионе уже приближается к миллиону, в то время как суточная — составляет порядка 611 тысяч уникальных пользователей.
Другой вопрос, что местные компании самостоятельно освоить данный потенциал пока не могут. Как в ходе минувшего Байкальского интернет-форума отметили столичные эксперты, рынок интернет-услуг в регионе развивается неоднородно.
Низкая температура по рынку
Любопытно, что общее состояние иркутского рынка непосредственные труженики этой отрасли оценили довольно скептично. В частности, Александра Ефремова, интернет-маркетолог компании Pockmen.ru, уверена, что как такового рынка интернет-рекламы в Иркутске и области нет. 90% клиентов компании — московские фирмы.
— Однако если судить по числу обращений в агентство иркутских заказчиков за текущий период, то по сравнению с прошлым годом активность в этой сфере все же несколько увеличилась, — замечает Александра Ефремова.— В целом рынок онлайн-рекламы практически не сформирован, конкуренция отсутствует. По данным наших клиентов, на интернет-рекламу тратится около 5-6% рекламных бюджетов. Попробовали онлайн-продвижение не более 18% компаний региона. Среди основных игроков могу выделить «Медведев Маркетинг» и «ИнСайт», хотя у последних нет базы, достаточной для поддержки клиентов.
— Конкуренция среди компаний все чаще ценовая, что не совсем правильно, на мой взгляд, — добавляет Юлия Яковлева, PR-менеджер «Медведев Маркетинг». — Качество услуги, сервис у агентств разные, но поскольку, выбирая подрядчика, заказчик ориентируется в основном на цену, компании предпочитают демпинговать, нежели объяснять свои конкурентные преимущества. В связи с этим нередки случаи, когда, обжегшись с одной веб-студией, заказчик все же предпочитает более дорогую. Что касается неценовой конкуренции, на рынке есть узкоспециализированные агентства, которые занимаются, к примеру, только медийной рекламой или продвижением в социальных сетях. Некоторые такие компании могут похвастаться неплохими кейсами.
О некотором улучшении ситуации на местном рынке говорит и Илья Клешнин, креативный директор digital-агентства «Zavtra». Но, по его мнению, в Иркутске пока немного компаний, которые стремятся работать по западному образцу, хотят подняться над местным уровнем, подумать не только о заработках, но и о результатах. В то же время большинство клиентов часто даже не понимает, когда им предлагается продукт третьего сорта, и поддерживает распространенное заблуждение, что интернет-реклама должна стоить меньше традиционной рекламы в офлайн.
— Вариантов развития событий немного: либо иркутские компании поймут, что необходимо повышать качество услуг и станут лучше, а общественность осознает, что за высококлассные продукты необходимо платить хорошие деньги, либо ситуация останется прежней, — рассуждает эксперт. — В целом пока не прослеживается тенденций к таким глобальным изменениям, но, к счастью, уже есть и компании, и заказчики, которые видят несколько дальше того, что происходит в Иркутске.
Неожиданный оптимизм в словах наших респондентов прозвучал и при сравнении уровня развития интернет-рекламы в области с соседними регионами. Иркутский рынок, по их мнению, лидирует среди городов с одинаковой численностью населения. Если же ориентироваться в оценке на Москву и Европу, отставание безусловно. Случается, по словам Ильи Клешнина, и такое, что в регионах появляются компании сильнее, чем в столице, но, как правило, они быстро перебираются в Москву.
— В целом наш рынок неплохо развивается, — рассуждает Юлия Яковлева. — В регионе проходят два крупных события IT-отрасли — БИФ и Geekfest. На территории России от Красноярска до Дальнего Востока таких больших мероприятий никто не проводит. Организаторы Кузбасской интернет-конференции, например, были очень удивлены, что нам удалось собрать на БИФ, специализированный на интернет-маркетинге, 300 человек. Да, мы отстаем от Красноярска и Новосибирска — там сейчас расположены представительства многих крупных российских интернет-компаний — Яндекс, Mail.ru Group. Но если посмотреть на восток, то мы развиваемся гораздо динамичнее.
— Рынок интернет-рекламы в Иркутске находится в стадии стремительного роста, — соглашается Роман Парников, коммерческий директор «Центра веб-решений». — А вот область существенно отстает и пытается догнать соседние регионы. Например, если взять Новосибирскую область, то рынок здесь находится в стадии “насыщения” и темпы роста ниже, чем в Иркутской области. Конечно, с одной стороны хорошо, что наш рынок стремительно растет, но по идее мы в этой стадии должны были быть еще лет пять-семь лет назад.
Онлайн VS офлайн
В регионах смещение приоритетов между сферой офлайн и онлайн пока не столь заметно, но, учитывая их все возрастающую роль, в том числе и в наращивании объемов интернет-рекламы, вполне ожидаемо.
— Наружная реклама и прочая печатная продукция уже понемногу отходят на второй план, — замечает Сергей Орлов, креативный директор Creative Agency «Banana Brothers». — Но я считаю, что в нашем регионе еще несколько лет приоритетными будут именно эти каналы коммуникации. Большинство заказчиков, особенно представители «старой школы», все еще воспринимают рекламу в контексте «сделайте нам баннер, только чтобы на нем был дом, счастливая семья, качели, деревья, собака, и все это должно символизировать производство канализационных труб».
Получается, рекламным агентствам, специализирующимся исключительно на наружной рекламе и печатных СМИ, еще долгое время будет чем заняться. Важнее другое, ведь свои услуги агентства, в том числе, предлагают через Сеть, тем самым подогревая рынок онлайн-рекламы. А большинство местных печатных изданий, к примеру, давно имеет свои электронные аналоги.
В защиту наружной рекламы выступает Артур Ельченков, по его мнению, у «наружки» мало общего с интернет-маркетингом, разные цели и задачи, нет точек соприкосновения. Значит, конкуренция вряд ли возможна.
— А вот реклама в печатных и телевизионных СМИ — однозначно отойдет на второй план, — уверен эксперт. — Здесь невооруженным глазом видны преимущества интернет-рекламы — таргетинг целевой аудитории (рекламный механизм, позволяющий выделить из всей имеющейся аудитории только целевую и показывать рекламу именно ей), лучшее соотношение цены и результативности, мобильность — можно увидеть, что реклама не работает за неделю, и не тратить огромные деньги. Кроме того, для клиента онлайн-реклама приятнее, ведь она помогает найти нужное, а не то, что показывают вне зависимости от интересов, как это делается в СМИ предыдущих поколений. Что касается листовок и буклетов, думаю, им пока рано бояться. У этих продуктов еще долго будет свой потребитель. В целом же, мне кажется, что через два-три года интернет-реклама выйдет на первое место среди рекламы в СМИ, в том числе и в Иркутской области.
Между тем Илья Клешнин и вовсе убежден, что интернет-рекламе не нужно обходить наружную или рекламу в СМИ. Это всего лишь инструменты для достижения целей. В ряде случаев нужно применять один из них, иногда два, а иногда и все вместе. Ведь самое главное — результат, к которому приведет рекламная кампания. Точнее, результат, которым будет доволен клиент.
- Число просмотров: 1471