Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Роскомнадзор

НА СТРАЖЕ ПЕРСОНАЛЬНОЙ И ФИНАНСОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

ТРАНСГРАНИЧНАЯ ПЕРЕДАЧА ДАННЫХ НА ЗАМКЕ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 23 сентября
Авторынок
БЛОГЕРАМ ДОВЕРЯЮТ
Доходы и расходы
ПАДЕНИЕ ВЫРУЧКИ -- ЧТО ДЕЛАЕТ БИЗНЕС

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Тон-М

Архив журнала «Капитал»

Финансовый ликбез

Экзотические займы

По статистике портала Bank.ru, на долю необычных целевых кредитов в России приходится около 5% от общего объема займов. Основной же доход банкам приносят нецелевые потребительские кредиты. Между тем аналитики оценивают целевые займы как наиболее перспективный и наименее рискованный на текущий момент вид кредитования, пророча сегменту большое будущее.

Сегмент нестандартных займов начал активно развиваться в конце 90-х годов. Первым банком, который вышел с уникальными программами по предоставлению кредитов «на месте», стал «Русский стандарт». Суммарные переплаты за кредит составляли тогда  порядка 70-80% в год. Зато займ  предоставлялся достаточно быстро — в течение 30 минут, заемщикам не нужно было искать дополнительных поручителей и собирать большое количество документов.

Удивительно, но большая стоимость займов россиян нисколько не пугала, за кредитами люди буквально  выстраивались в очередь.

Вслед за первопроходцем к началу 2000 года привлекательность данного рынка ощутили и другие банки: «Хоум Кредит», «ОВК», «Альфа-банк», «МДМ-банк» и многие другие.

Пока торговые организации, развивающие  программы потребительского кредитования, стремительно увеличивали объемы продаж,  банки получали солидные прибыли. По наблюдениям экспертов, к началу 2005 года товары, проданные по целевому кредиту, составляли порядка 60% от суммарного объема продаж крупных сетевых магазинов.

Дополнительную прибыль банки получали в виде комиссии с торговых организаций, в которых осуществлялась выдача кредитов. На заре зарождения такие дисконты доходили до 7-10%.

iPhone без переплат

Оформить целевой займ сегодня можно практически на все товары и услуги: от фитнеса  и мобильного телефона  до обучения в вузе и отдыха за рубежом. Фантазия кредитных предприятий не имеет границ. Есть и бессменные лидеры сегмента. Так, согласно данным опроса посетителей портала Bank.ru, из тех, кто брал экзотические целевые кредиты, четверть оформляли кредит на свадьбу, 16% — на путешествие, еще 16% — занимали на покупку одежды, 3% — на пластическую операцию.

— Наш банк, к примеру, предлагает кредиты в самых различных сегментах, — говорит Анна Кувшинчикова, директор дирекции «Сибирь» и новосибирского филиала Банка «Хоум Кредит». — Самые популярные и распространенные кредиты — на покупку бытовой техники и электроники, далее идет сегмент мобильной связи. Активно растут продажи в кредит мебели, верхней одежды, строительных материалов. В ближайшем будущем мы ожидаем, что значительную часть в портфеле будут занимать услуги — образование, медицина, туризм.

По словам Анны Кувшинчиковой, кредитные программы чрезвычайно разнообразны и зависят от конкретной организации, где они предоставляются. Процентная ставка же зависит от вида товара. Например, мобильные телефоны являются рискованным товаром с точки зрения мошенничества, ведь аппараты легко перепродать. В связи с этим ставки на мобильные телефоны могут быть выше.

Очевидно, чем менее рискованный товар — тем выгоднее кредитный продукт. Так, меньше всего рисков таят в себе мебель, верхняя одежда, строительные материалы.

Нередко банк выступает партнером какой-либо организации. Тогда компании, учитывая интересы обеих сторон, вместе разрабатывают любопытные решения и предлагают интересные инновационные продукты. К примеру, банк «Хоум Кредит», совместно с компанией «Вымпелком» (Билайн) предлагает кредит без переплаты на покупку гаджета iPhone. Ежемесячно сумма переплаты по кредиту возвращается клиенту на счет его мобильного телефона.

Кроме того, как отмечают специалисты Банка, гибкостью и удобством отличаются и многие, казалось бы, стандартные кредитные предложения. Так, кредиты на приобретение путевки могут предоставляться с отложенным  первым платежом — заемщик начинает выплачивать кредит спустя месяц или два. Также может предоставляться кредит с возможностью прощеного платежа — если клиент выплачивает кредит в срок и не нарушает условий договора, последний платеж ему прощается.

Точно в цель

Однако, чем привлекательнее продукт, тем больше рисков он таит в себе как для банков, так и для рядовых покупателей. Есть свои нюансы и у целевых займов.

В частности, целевой кредит выдается банком на получение определенного продукта или услуги, то есть имеет цель получения клиентом заемных средств, которая четко прописывается в кредитном договоре. Поэтому использовать данные средства на другие цели клиент не  имеет права.

— В практике банки не выдают кредитные деньги на руки клиенту, а сразу перечисляют на счет продавца товара или услуги, например, в случае с недвижимостью это будет счет застройщика или риелторской компании, —  замечает Екатерина Кондрашова, аналитик Инвесткафе. — Здесь риски у банка невелики, ведь он знает, на какие именно цели выдает заемные средства. Поэтому, на мой взгляд, на данный момент более используемыми и перспективными выглядят именно целевые кредиты, чем нецелевые. В случае с последними у банка возрастают риски невозврата.

В свою очередь Анна Кувшинчикова настаивает на том, что рискованность кредита зависит, главным образом, от вида товара. Если в нем существует насущная потребность, его трудно перепродать, сломать и прочее, то и доверие банка к заемщику существенно повышается. Появляется некая уверенность в возврате денежной суммы.

— Просто целевые и нецелевые потребительские кредиты очень схожи по оценкам рисков и уровню ставок, поэтому здесь произошла определенная смена принятых названий, — отмечает исполнительный директор представительства ЗАО «ФИНАМ» в Иркутске Константин Тютрин. — Целевые кредиты, например, «на ремонт», для банка все равно являются кредитами на общие цели, они отличаются по своим параметрам от автокредитования, ипотеки, но принципиально не отличаются от других потребительских кредитов. Такая ситуация характерна и для других стран.

Смещение в премиум

Между тем, несмотря на широкие возможности и немалый ассортимент услуг и товаров, целевые займы не приносят кредитным организациям ощутимой прибыли.  В результате, ставки по ним нередко оказываются выше нецелевых займов, что только отпугивает потенциальных заемщиков. Для сравнения, в некоторых банках средняя стоимость потребкредита составляет около 19% годовых, тогда как спецкредит обходится уже в 20%.

Ранее явный  интерес потребителей среди целевых кредитов вызывал  кредит на образование. Но лояльных условий и привлекательных предложений от кредитных организаций потребители так и не дождались. Займы  на обучение в большинстве регионов, в том числе и в Иркутской области, остались практически не востребованы.  Многие банки и вовсе  отказались от подобных продуктов.

Среди наиболее активных участников проекта выделяется  Сбербанк, участвующий в эксперименте по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов. Согласно программе государство будет компенсировать часть расходов по оплате процентов. Срок погашения кредита при этом составит десять лет после завершения обучения, процентная ставка — 5%.

Пока же, по оценкам экспертов, от  экзотических кредитов больше всего выигрывают компании, оказывающие соответствующие услуги: торговые сети, турфирмы, медицинские учреждения, фитнес-клубы. Услуга привлекает клиентов, довольных тем, что заем можно оформить в месте приобретения.

Для большинства банкиров нестандартные кредиты также являются одним из способов привлечения клиентов. Ставку на услугу, как правило, делают небольшие кредитные организации.

— Банки предлагают продукты в ответ на запросы клиентов, — констатирует Анна Кувшинчикова. — Так, кредиты на покупку товаров, которые выдаются в точке продаж, востребованы клиентами, поскольку позволяют быстро, просто и удобно получить кредит на желаемую покупку.

По прогнозам аналитиков Банка, в дальнейшем сегмент кредитов на оплату продуктов и услуг будет изменяться и спрос все больше будет смещаться в сторону более дорогих товаров и услуг. В частности, вместо мобильных телефонов и бытовой электроники потребители будут оплачивать в кредит в основном медицинские, образовательные, туристические услуги, а также мебель и строительные материалы. Именно эти сегменты станут основными в будущем.

Текст: Катерина Сухих

 

"Капитал", иркутский торговый журнал № 21 (363) от 03.12.2012


  • Число просмотров: 1399

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть