Архив журнала «Капитал»
Пятничник
Грабли веб-студий
Чем занимаются представители иркутской IT-сферы в пятницу вечером? «Программируют»,— наивно предположите вы и будете не правы. Любознательные айтишники каждый месяц в одно и то же время собираются в интерактивном агентстве «Студия 38» на традиционный пятничник.
Говорят на пятничниках обо всем, что связано с веб-разработками, дизайном сайтов и интернет-маркетингом. В неформальной обстановке лидеры рынка делятся опытом с начинающими, советуют, направляют и отвечают на их многочисленные вопросы.
Замаскировавшись под бывалого айтишника, корреспондент «Капитала» пробрался на очередной пятничный вечер и узнал все о граблях, на которые наступают веб-студии.
Один за всех
![]() |
|
— Новички уверены, чтобы организовать веб-студию, практически ничего не нужно, порог вхождения достаточно низкий, — начал свою пятничную лекцию Антон Паймышев, директор «Студии 38». — В итоге энтузиасты начинают бизнес как хобби, им ведь нечего терять. Ошибка состоит в том, что принцип хобби сохраняется и в дальнейшем, когда компания развивается, появляются серьезные клиенты. Чтобы избежать этого, нужно сразу подходить к делу со всей ответственностью. К тому же, как мне кажется, в Иркутске спрос на услуги веб-студий во много раз превышает предложения.
По мнению Антона Паймышева, новичкам крайне важно наработать хорошее портфолио с достойными проектами. Но многие студии об этом забывают, и даже спустя несколько лет работы показать заказчикам нечего. Более того, часто это сапожники без сапог. Клиентам компания заявляет, что делает отличные сайты, но при этом не имеет собственного. Либо он есть, но показать клиентам такой сайт, мягко говоря, стыдно. А ведь сайт веб-студии — это ее визитная карточка, она скажет о компании все, особенно если у нее еще нет портфолио.
Второй ключевой момент при организации веб-студии — специалисты. Здесь важен не только опыт, но и его правильная оценка. Человек должен уметь трезвым взглядом смотреть на свою работу, оценивать ее и делать объективные выводы.
Часто руководитель веб-студии является неким универсалом. Он и верстает, и программирует, и общается с клиентами. На первых порах это еще допустимо. Но в дальнейшем техническая работа только мешает. И вместо того чтобы думать о развитии, стратегии компании, завоевании новых рынков, руководитель будет верстать сайты, потому что лучше него никто в компании этого не делает.
— Это большие грабли. Чтобы не наступать на них, «прокачивайте» сотрудников, пусть каждый занимается своим делом, — рекомендует эксперт. — Следующая ошибка начинающих — аренда огромного офиса в центре города. Потянут или нет — вопрос второй, главное, найти помещение. Но, ребята, о вас пока еще никто не знает, у вас даже нет личного сайта, с чего вы взяли, что заказчики толпами пойдут в ваш крутой офис? Опять же, рассчитывая, что придут клиенты, покупают кофеварку…. На мой взгляд, обзаводиться большим офисом и различными бытовыми приборами стоит позднее, когда веб-студия уже громко заявит о себе и это станет насущной необходимостью. К примеру, местная компания «Сумма АйТи» начинала с того, что арендовала квартиру, и все сотрудники посменно работали там. Как оказалось, бонусов в этом было довольно много.
Подушка безопасности
![]() |
Следующий важный момент в граблях это работа над проектами. Так или иначе, споткнулась на этом каждая иркутская студия.
По словам Антона Паймышева, новички часто начинают работу с того, что заказчик платит определенную сумму наличными, пожимает руку исполнителям, и те приступают к работе. А это большая ошибка. Нужно, не отплыв от берега, понять и обсудить все моменты, которые могут возникнуть в процессе работы над сайтом, и зафиксировать их в договоре. Веб-студии это позволит прикрыть тылы, если клиент вдруг начнет требовать что-то сверхъестественное либо попросит вдруг переделать весь дизайн, или, не объясняя причин, задержит оплату. Договор дисциплинирует клиента и разработчиков.
Об опытности студии нередко говорит число страниц в документе. Наступая на грабли, люди стараются обезопасить себя от всех ошибок сразу и в дальнейшем детально прописывают каждый пункт работы над проектом.
Тем не менее, обязательно в договоре должны быть указаны цена работы и сроки ее исполнения. Все, что студия должна сделать, прописывается в отдельном документе, так называемом техзадании и подготовке прототипов. На этом этапе исполнитель уже может определить все узкие места будущей работы.
— Бывает, что заказчик не понимает, что ему нужно, и не принимает дизайн, а просит раз за разом перерисовывать сайт, — рассказывает эксперт. — В итоге студия становится рабом этой компании. На этот случай в договоре стоит уточнить, что бесплатно студия готова предоставить n-число концепций, все дополнительные изменения оплачиваются сверху либо после десятой переделки заказчик и клиент прекращают отношения. Студия при этом оставляет у себя часть предоплаты за выполненные работы.
Зеркальные штрафы
Веб-студиям немаловажно подстраховаться и по срокам, заложив в них форс-мажорные обстоятельства, назначить точные даты и следовать им. В большинстве компаний сроки срываются, забываются и прочее, а это бьет и по рынку в целом. В результате у заказчиков формируется негативное отношение ко всем веб-разработчикам.
Так как работа над проектом происходит поэтапно: разработка технического задания, прототипов, отрисовка дизайна, верстка, программирование, наполнение сайта контентом, размещение на хостинге и так далее, у каждого этапа должен быть свой срок. И в договоре должно быть прописано, что если какой-то из этапов слишком долго согласовывается с клиентом, то общие сроки также сдвигаются.
Важно учесть, что за срыв сроков понимающие заказчики вполне могут компанию оштрафовать, эти нюансы также прописываются в договоре. Начинающим же стоит знать, что штрафы могут быть зеркальными. То есть исполнитель может оштрафовать заказчика, например, за то, что он тянет с оплатой. Опять же все неустойки должны быть прописаны в договоре.
— Помните, что веб-студия — это бизнес, — заключает Антон Паймышев. — Соответственно, кровь вашего предприятия — финансы. Тупиковый путь — делать проекты за низкую цену и не получать с этого прибыль. В бюджете должно быть четко обозначено, сколько времени ваши сотрудники потратят на проект и сколько вы в итоге за него получите. Почему у крупных компаний сайты стоят дорого? Потому что они знают, что заказчик будет тянуть. Соответственно, сайт делают год, а стоит он порядка одного миллиона рублей.
Репортаж с очередного пятничника читайте в декабрьском номере «Капитала»
- Число просмотров: 1628