Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Ритейл

ВИДЕОКАРТЫ ДЕШЕВЕЮТ

КРИПТОВАЛЮТЫ МЕНЯЮТ РЫНОК

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 24 октября
Инвестиции
СИТИ-ФЕРМА В ИРКУТСКЕ
Строительство
МОНИТОРИНГ ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Тракстоп

Дезирс

Архив журнала «Капитал»

Репортаж

Инвестиции в молодежь

Отечественная инновационная отрасль всерьез заинтересовалась молодыми предпринимателями. В ответ на этот запрос руководство вузов начинает вводить различные обучающие программы, чтобы юные разработчики могли внедрять и развивать свои проекты прямо со студенческой скамьи. Вот только инвестировать такие программы университетам, скорее всего, придется из своего же кармана.

Инновационная активность российских вузов существенно возросла, отмечают западные эксперты. Однако это еще нельзя назвать организованной деятельностью, не решено множество насущных вопросов. К примеру, вузы слабо представляют, как заинтересовать студентов стать предпринимателями еще в университете, преподаватели редко понимают, как эффективно организовать дополнительное обучение навыкам инновационного предпринимательства.  Кроме того, неясно, что затем делать с более-менее сформировавшимися  студенческими компаниями и является ли их дальнейшее развитие задачей вузов?  И, наконец, как молодым ученым получить базовые инвестиции для своих инвестиционных проектов?

С помощью западных коллег на эти вопросы пытались ответить участники круглых столов и дискуссий,  посвященных молодежному инновационному предпринимательству, прошедших в рамках III Байкальской венчурной ярмарки.

В счет будущей прибыли

 
    

Николас ЛЬЮИС

директор компании «Qube Marketing Limited»

Опытом по организации образовательных моделей с представителями российских университетов поделились эксперты американского Babson College, лидера в рейтинге развития бизнес-программ США.

Обязательным предметом на первом курсе колледжа (при этом не имеет значения, какого факультета) является управленческое поведение, где каждый студент должен разработать и представить свою бизнес-идею. Студенческий поток голосованием выбирает три лучших проекта, после чего формируются студенческие коллективы из 12-15 человек и начинают реализовывать эти идеи. Университет выделяет командам  до $5000. Получаемая прибыль идет на погашение долга перед университетом, оставшаяся  — поступает в благотворительные фонды города. При этом студенты сами решают, какую благотворительную организацию они хотят поддержать. Кроме этого, они должны обязательно в ней работать. На сегодняшний день в студенческом комплексе колледжа действует около 80 компаний, самостоятельно созданных студентами.

— Задача университета — помочь на начальном этапе и создать для будущих предпринимателей комфортную среду, благодаря которой они могли бы позволить себе совершать ошибки, тем самым получая необходимый опыт, — поясняет Виллиам Койл, профессор, директор российских программ Babson College. — Наша конкретная помощь — это не только денежные средства. Мы предоставляем офисные площади, базу данных по успешным выпускникам, чтобы на основании этих контактов студенты могли строить отношения и налаживать связи, возможно, с будущими партнерами.

Система дает хорошие результаты: после окончания колледжа 15% выпускников создают собственный бизнес. «Это очень хороший показатель», — заметил Иван Головных, ректор Иркутского государственного технического университета.

— В Англии весьма развиты объединения предпринимателей и преподавателей вузов, — рассказал  Николас Льюис, директор компании «Qube Marketing Limited». — Соотношение инвестиционного участия в молодежные проекты делится следующим образом: 30% — вузы, 70% — бизнес. Помимо этого государственный национальный центр антрепренерства ежегодно выделяет средства на образовательные программы для молодых предпринимателей. Отдача таких вложений — восемь к одному.

В отсутствии ресурсов

В Сибири усиленным интересом государства к инновационному молодежному предпринимательству может похвастаться разве что Новосибирская область.

— Администрация области принимает непосредственное участие в разработке инфраструктуры, выделяет дополнительные средства на образовательный блок, а также частично компенсирует затраты молодых предпринимателей по защите интеллектуальной собственности, — рассказал Борис Ивлев, директор «Фонда содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Новосибирской области».

   
 

Павел ВОТЧИЦЕВ

руководитель образовательных программ компании

   

В Иркутске среди высших учебных заведений только ИРГТУ занимается инновационной деятельностью и имеет в своей структуре Технопарк. За 2010-2011 годы университет выполнил объем НИОКР на сумму 1,6 млрд рублей. При этом вуз вынужден организовывать программы по дополнительной подготовке студентов за счет собственных средств.

На Венчурной ярмарке три из семи представленных ИРГТУ проектов получили награды. Но, по мнению Ивана Головных, научный потенциал университета используется не на всю мощь, и при значительной господдержке описанные выше результаты были бы лучше.

В то же время все более очевидным становится разрыв между студентами и инвесторами, часто говорящими на разных языках. В преодолении этого непонимания нашла свою нишу питерская компания  «Esprito Ventures».

— Нередко молодые предприниматели, даже обладая перспективной, но сырой идеей, остаются не у дел, поскольку не знают, как преподнести ее спонсорам, — делится опытом Павел Вотчицев, руководитель образовательных программ компании. — Инвестору не нужны идеи, ему нужен проработанный, просчитанный проект. Многие студенты просто не умеют этого делать.

В течение шести недель по специализированной программе  компания обучает студентов превращать их идеи в подготовленные проекты, правильные презентации. Так, у команды должно быть три разных презентации — для клиентов, для партнеров и для инвесторов. Затем представители фирмы организовывают встречу стартаперов  с  инвесторами.

Своими силами

Однако по-прежнему нерешенной остается проблема оттока основных разработчиков, постоянно генерирующих новые идеи, в бизнес. Это, кстати, и стало основным мотивом начать подготовку студентов предпринимательству, которые будут подхватывать оставшиеся без «хозяина» проекты.

— Разумеется, это распространенная ситуация многих учебных заведений со средним или небольшим запасом прочности научных кадров, — констатирует Олег Дьяченко, директор инновационного центра МГУ. — У нас была обратная проблема — научные кадры в бизнес не стремились. В результате страдали созданные компании. Как раз этот процесс привел к тому, что мы сильно перефокусировались на подготовку молодежных предприятий. Сейчас около 70% компаний создается выпускниками или сотрудниками максимум до 30 лет.

— В мировой практике именно региональные власти помогают инновационным компаниям при небольшом участии федеральных. Их задача — сформировать среду. А где как не на местах знают о реальном положении вещей, — рассказывает Олег Мовсесян, генеральный директор ЗАО «Научный парк МГУ». — Увы, к нашей практике сегодня это плохо применимо.

По мнению отечественных специалистов,  зарубежный опыт хоть и интересен, но без существенной проработки к российским условиям  пользы от него ждать не стоит.

Текст и фото Екатерина Надыкто

 

"Капитал", иркутский торговый журнал № 17 (359) от 02.10.2012


  • Число просмотров: 1193

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Фонд микрокредитования Иркутской области

Офис-заказ

Сэйв

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть