Архив журнала «Капитал»
На досуге
Ледовая экспедиция. Рекорды без Гиннесса
Что вы делаете, когда за окном — 25, а порывы ветра достигают 15 м/с? Конечно, жарким августовским днем думать об этом совсем не хочется, но все же... Скорее всего, пьете горячий чай и скучаете у телеэкрана, укрывшись пледом. Но есть и те, кто жертвует теплом и уютом ради активного отдыха с долей экстрима и приключенческого азарта.
![]() |
|
Владимир НИКОЛАЕВ, организатор и участник «Байкал-Трофи» |
Вот и знакомый читателям «Капитала» (№ 013 (355)) Владимир Николаев скучать не привык. Прошлой зимой он отправился в экстремальную экспедицию — десятидневный ледовый переход по Байкалу с перспективой попасть в книгу рекордов Гиннесса.
Туристическая фирма, исполнительным директором которой является Владимир, вот уже несколько лет выступает организатором зимней экспедиции «Байкал-трофи». Проект начинался шесть лет назад как дружеский заезд сотрудников и партнеров компании по зимнему Байкалу.
Каждый год в марте, когда лед на озере наиболее прочный, путешественники проходили на внедорожниках более двух тысяч километров. В этом году Владимир впервые решил переквалифицироваться из организаторов в непосредственные участники. Кроме того, к экспедиции присоединились и любители острых ощущений из других городов России: Москвы, Южно-Сахалинска, Новосибирска, Красноярска, Ангарска — всего десять экипажей. Более того, сам проект стал коммерческим, призванным продвигать зимний отдых на Байкале.
— На этот раз у нашей команды была четкая цель — поставить рекорд по прохождению самого протяженного маршрута по байкальскому льду, — рассказывает Владимир Николаев. — Это расстояние (2034 км) мы в итоге прошли, но, увы, официально зафиксировать рекорд не удалось. Оказалось, чтобы попасть в книгу рекордов, требуется немало времени на согласование различных нюансов. А эта идея пришла нам в голову лишь за месяц до старта, банально не успели подготовиться. Но в ближайшие год-два обязательно попадем в книгу Гиннесса, это не самоцель, а своего рода бонус за проделанную работу.
Автосервис на льду
Работы, действительно, хватало. То, что обычные люди назвали бы происшествиями, Владимир считает обычными рабочими моментами. Так, во второй день пути сошел с дистанции «Ланд Крузер Прадо». Это случилось из-за чрезмерного перегруза, который стал причиной разрыва пневмоподушки. Автомобиль отбуксировали на базу отдыха, чтобы наутро продолжить движение без потери участников.
![]() |
|
Торосы — ледяные глыбы |
— На базе команда за два часа установила палатки-шатры и организовала кухню, — вспоминает путешественник. — Представьте, вокруг чистый, прозрачный лед, отличная веселая компания и полная отстраненность от внешнего мира: никакой работы, неотложных дел, интернета, телефона и прочих раздражителей.
Буквально перед стартом участников предупредили, что несколько дней назад на выбранном ими маршруте под воду ушел японский внедорожник. В связи с этим команда решила держаться подальше от береговой зоны. Но чем дальше от берега, тем больше препятствий.
— Нелегко далось экспедиции преодоление «становых трещин», представляющих собой стены льда, протянувшиеся на десятки километров, — рассказывает Владимир. — Чтобы их преодолеть, команда каждый раз останавливала транспорт и прорубала проходы вручную. Нередко автомобилям приходилось лавировать между острыми ледяными кольями. Однажды каких-то шестьдесят километров команда преодолевала целых два часа. Часто внедорожники могли держать скорость лишь 50-60 км/ч.
Однако даже низкая скорость не спасала автомобили от частых поломок. За первые три дня ремонтировать пришлось пять автомобилей. В предпоследний день у экипажа с Сахалина сломался привод. Чтобы не выбиться из графика, эту серьезную неполадку нужно было устранить всего за час прямо на льду. К счастью, руководитель экипажа взял с собой запасные привода, что спасло команду от серьезных проблем.
Единение в майне
— Неисправности автомобилей не помешали команде получить массу положительных эмоций, — говорит Владимир. — За время экспедиции путешественники побывали на мысах Хадарта, Северный Кедровый и Котельниковский, посетили города Северобайкальск и Нижнеангарск, искупались в горячих источниках — Хакусы, Горячинск и Змеиной бухте, заехали на Ольхон, Огой и полуостров Святой Нос. Мы спали на льду, ловили рыбу, устраивали гонки на снегоходах и готовили плов в казане.
Но самыми яркими впечатлениями для Владимира стало купание в майне — широкой проруби, пробуренной посередине Байкала, и движение автомобильной колонны ночью.
![]() |
|
Купание в майне |
— Купание в майне — это своеобразный обряд посвящения, — делится впечатлениями путешественник. — Его должны пройти все участники экспедиции без исключения. Состояние перед купанием сравнимо с первым свиданием. А затем просто эйфория. Всех просто захлестнуло эмоциями: кричим, хохочем. Именно так к нам пришло ощущение единой команды.
Очевидно, что подобные мероприятия требуют основательной подготовки, у участников «Байкал-трофи» она занимает целый год. За это время закупается новое оборудование, планируется маршрут, ведется работа с партнерами и командами. Участие одного человека обходится в сумму порядка 125 тысяч рублей. По признанию Владимира, именно на общение с людьми уходит больше всего времени. Ведь в условиях дикой природы каждый человек в группе выполняет свою функцию.
Как правило, в байкальскую экспедицию едут люди с богатым жизненным опытом — средний возраст участников 40 — 45 лет. Среди них немало бизнесменов, пресытившихся банальным отдыхом на заграничных курортах.
— За пять лет я наблюдаю следующую картину: 60% участников заезда — это директора собственных компаний, 25% занимают руководящие должности, оставшиеся 15% — служащие среднего звена и люди, которые находятся на заслуженном отдыхе, — делится с «Капиталом» своей статистикой Владимир.
Неудивительно, что организаторы заезда предъявляют к участникам строгие требования. К примеру, путешественники должны иметь хорошую физическую подготовку и стаж вождения не менее пяти лет.
— Многие участники управляют автомобилем по 20-30 лет, а оказываясь на льду, теряются и начинают учиться водить заново, — отмечает Владимир Николаев. — Что касается техники, то к участию допускаются и стоковые полноприводные внедорожники, но лучше, конечно, укомплектоваться силовым обвесом, лебедкой и защитой днища.
- Число просмотров: 1512