Архив журнала «Капитал»
Репортаж
Интернет для бизнеса. Глазами профи
Взглянуть на интернет как на эффективное средство развития бизнеса призвали иркутян докладчики Байкальского интернет-форума. Вот уже четвертый год подряд мероприятие объединяет на своей площадке профессионалов интернет-области из разных городов. Их главная цель неизменна — донести до местных специалистов самую свежую информацию о сфере IT и добиться внедрения этих решений на местном рынке.
Денис ЮРАСОВ, директор «Медведев Маркетинг» |
Эксперты отмечают, Москва и Петербург уже исчерпали себя с точки зрения возможностей и перспектив роста интернет-пользователей. Между тем во многих регионах бизнес и общественность мало информированы о последних разработках в области интернет-технологий, не знают, как применять новейшие решения для собственных сайтов и почти не разбираются в инструментах интернет-маркетинга.
В части информированности и внедрения последних разработок отстает и Иркутская область. Но вот по количеству пользователей и проникновению интернета наш регион не уступает СФО и России в целом: 887 тысяч человек — месячная аудитория интернета, 611 тысяч пользователей — суточная.
Вот только местные компании не могут сполна освоить данный потенциал, рынок интернет-услуг в регионе развивается неоднородно, говорить о каких-то тенденциях и серьезных прорывах, увы, не приходится.
— Мы нашли 140 компаний (Дубль Гис), которые занимаются следующими интернет-услугами: разработка сайтов, поисковое продвижение и контекстная реклама, — рассказывает Денис Юрасов, директор компании «Медведев Маркетинг». — Годы основания большинства агентств — 2009-2012. При этом порядка 100 компаний не имеют портфолио работ на сайте. Многие из них просто не имеют собственного сайта. У большинства компаний неизвестна дата последних обновлений. То есть ресурс запустили, но им никто не занимается. В социальных сетях представлены порядка 20 компаний.
В ожидании ответа
Денис Юрасов даже выделил необычные «фишки» местных разработчиков:
— анализ продаваемости сайтов — неверно сформулирована услуга, такой показатель нельзя измерить
— «реанимация» сайтов — неизвестно, что подразумевается под этим термином
— ход конем (Е2Е4) — вспомните, как ходит конь…
— социальная сеть за 50 тысяч рублей — создание личной соц.сети или всетаки продвижение ?
— 51 компания не занимается услугами по продвижению в интернете (хотя и находятся в соответствующей рубрике в Дубль Гисе). Для части из них интернет-продвижение, разработка сайтов — побочная услуга, а их основной профиль, к примеру, пластиковые окна, продажа дверей, ремонтные работы.
93,2% иркутских пользователей используют социальную сеть «Вконтакте» и лишь 6,8% — Facebook. |
Специалисты «Медведев Маркетинг» оценили и клиенториентированность иркутских разработчиков и SEO. Компаниям разослали письма с заявкой на создание либо продвижение сайта. В итоге многие письма вернулись обратно. Лишь одна фирма ответила в течение 15-60 минут — оптимальный результат. Еще пять компаний отозвались в течение дня, три веб-студии перезвонили. 44 фирмы и вовсе не имеют формы обратной связи на сайте, только телефоны.
— Мы не удивимся, если нам ответят через неделю после форума или через несколько месяцев, — говорит Денис Юрасов. — Отклик от местных компаний крайне низкий. В то же время объективно оценить объемы рынка интернет-услуг в нашем регионе пока сложно. Очень много фрилансеров и компаний без сайта.
Кликабельность сниппета
— Самый популярный запрос в поисковиках: социальные сети «Вконтакте», «Одноклассники» и порно, — с оглашения таких результатов исследования начал свое выступление на БИФе Сергей Вепренцев, региональный представитель компании «Яндекс» на территории Сибири и Дальнего Востока. — Конечно, учитывать их в вашей повседневной работе сложно, но знать нужно. А поговорим мы с вами об использовании бесплатных технологий Яндекса для увеличения конверсии сайта.
Эксперт предложил взглянуть на сайты компаний глазами клиентов, в частности, что клиент видит в поиске, запрашивая, например, китайские рестораны Иркутска.
Во-первых, он видит сниппет — (англ. snippet — фрагмент, отрывок) — это краткая информация о сайте.
— Собственно от его качества зависит очень многое, — поясняет Сергей Вепренцев.— Чем лучше содержание сниппета, тем выше трафик посещений сайта, даже если в выдаче он находится не на первом месте.
Требования к хорошему сниппету просты:
— картинка (лого сайта, фото и т.п.)
— краткое описание услуги
— «говорящий» анонс и заголовок (если название в виде аббревиатуры, необходимо расшифровать, если на английском и русском языках — указать все варианты)
— актуальные контакты (действующая почта, ссылка на соц. сети, скайп, телефоны)
— быстрая навигация по сайту в сниппете
Эксперт подчеркнул и важность почтового адреса для имиджа компании. Так, многие иркутские фирмы уже осознали важность покупки домена ru, но при этом остаются со старыми, несерьезными, часто бесплатными e-mail адресами. Например, dali777@list.ru
Правила хорошего тона для сайта компании:
Домен Ru
Почта в зоне домена
Полезные инструменты
Сергей ВЕПРЕНЦЕВ, региональный представитель Яндекса |
Узнать все, что скрыто, владельцам сайтов, по словам Сергея Вепренцева, поможет Яндекс.Метрика — бесплатный инструмент для повышения конверсии сайта.
В частности Метрика позволяет делать отчет по целям, которые в свою очередь помогут увидеть «воронку» продаж сайта, найти его «узкие» места (карты товаров, помещение товара в корзину, форма заказа — для интернет-магазинов).
— Сложная, длинная форма уменьшает число конверсий, — поясняет эксперт.— Чем проще — тем лучше. Не заставляйте клиента думать.
Также в Метрике действует карта кликов, с ее помощью можно увидеть, куда чаще кликают пользователи вашего сайта. Здесь же можно увидеть видеозапись действий пользователей на сайте.
Кроме того, с Метрикой всегда можно быть в курсе, доступен ли сайт. Достаточно поставить отметку, чтобы владельцу или администратору ресурса отправляли сообщение, если на сайт долгое время никто не заходит.
— Важно следить и за вашей репутацией в Сети, — говорит Сергей Вепренцев. — Инструменты Яндекса позволяют собирать информацию, упоминания о компании в блогах и новостях. И, наконец, самое главное, настроить эти и многие другие инструменты Яндекса для вашего сайта можно просто и бесплатно.
Юзабилити для «чайников»
Особое внимание аудитории форума привлекли доклады и мастер-классы столичных экспертов: Дмитрия Сатина, генерального директора USABILITYLAB, одного из ведущих юзабилити-специалистов в России и Сергея Котырева, генерального директора группы компаний UMI.
Дмитрий Сатин объяснил иркутянам значение термина «юзабилити», рассказал о его влиянии на популярность и конверсию ресурса, а также рассказал, как важно вовлекать заказчиков и потенциальных пользователей в процесс создания сайта.
— Юзабилити часто путают с дизайнерами, — говорит Дмитрий Сатин. — Но их задачи куда шире. В частности, понимать цели и задачи бизнеса, учитывать интересы пользователей и «плясать» от существующих технологий. Ведь юзабилити нередко работают в условиях, когда почти ничего нельзя изменить.
В рамках мастер-класса прошла деловая игра «Фактор человека», где участники БИФа могли разобраться в принципах юзабилити на практике. В частности, каждый участник мог предложить сайт своей компании для всестороннего аудита.
В свою очередь Сергей Котырев провел мастер-класс «интернет-магазин с нуля», где рассказал о перспективах и особенностях электронной коммерции в России, поведенческих технологиях, а также поделился методиками выбора и разработки стратегии интернет-магазина.
— На большинстве сайтов интернет-магазинов вижу одну и ту же ошибку — отсутствие изображения товара в «корзине», — отмечает Сергей Котырев. — Из-за этого многие люди отказываются от покупки, они не видят того, что их привлекло в начале, зато взгляд упирается в цену. Сопутствующие товары следует также показывать на этапе заказа, в «корзине». Ведь именно они приносят магазину основную маржу. На 10-15% снижают конверсию сайта длинные и непонятные регистрационные формы, бланки заказа. Оставьте два элементарных поля: ФИО и e-mail. Полноценную анкету можно отправить на почту и предложить за ее заполнение различные бонусы и скидки.
Подробнее о Email-маркетинге, поиске и организации работы с IT-исполнителями, юзабилити и конверсии интернет-магазинов читайте в ближайших выпусках «Капитала» и «Капиталиста».
- Число просмотров: 2361