Архив журнала «Капитал»
Новости
Нет причин для невозврата
По результатам всероссийского опроса Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), за последние два года уровень ответственности россиян в отношении возврата банковского кредита ощутимо вырос. Так, почти вдвое увеличилось число тех, кто считает, что займ необходимо выплачивать в любом случае и причин для его невозврата не существует.
По данным Центробанка, по состоянию на 1 мая 2012 года россияне задолжали банкам порядка 303 млрд рублей. Однако в рейтинге возможных причин невозврата произошли значительные перемены. В частности, снизилась значимость форс-мажорных (не зависящих от человека и внезапно возникших) обстоятельств. Доля тех, кто называет их в качестве возможной причины невозврата, за два года сократилась на 9 процентных пунктов (с 46% до 37%).
Ощутимо уменьшилась и доля россиян, считающих веской причиной неплатежей по кредиту ошибочную оценку своих финансовых возможностей. Так, если в 2010 году количество граждан, взявших в долг у банка слишком много, составляло 19% от общей массы заемщиков, то в текущем году эта цифра уменьшилась до 11%.
Инициативный всероссийский опрос НАФИ проведен в 2009-2012 годах. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%. |
Сократилось и количество респондентов, для которых выглядит убедительной невыплата оформленного кредита по причине недоверия банку, вызванного обманом со стороны самого банка (нераскрытием реальной стоимости кредита). Данный показатель за последние два года уменьшился с 35% до 29%.
У населения растет опыт использования банковских продуктов в целом, отмечают эксперты. В связи с этим сокращается число ошибок, связанных с непониманием сути банковских продуктов.
— Особую важность в повышении ответственности граждан перед банками приобрели бюро кредитных историй, — говорит директор департамента розничного бизнеса Нордеа Банка Вячеслав Лясевич. — Большинство недисциплинированных заемщиков уже столкнулись с проблемой повторного получения кредитов. Также стоит отметить развитие возможностей интернет-банкинга. У заемщиков появилось больше возможности оплатить кредит без посещения банковского офиса, то есть сократились случаи «технических» просрочек — «не успел ко времени закрытия офиса», «уехал в командировку».
Между тем отношение россиян к ситуации, в которой банк в одностороннем порядке увеличил размер процентной ставки, не изменилось. Согласно результатам исследования НАФИ, треть опрошенных по-прежнему считают это уважительной причиной не возвращать банку кредит.
Кстати, именно эта ситуация за последние четыре года вызывала многочисленные конфликты между гражданами и банками. Так, с 2007 по 2011 годы число исков в судебные органы от граждан к кредитным организациям возросло в 50 раз.
Изменить ситуацию, по мнению экспертов, способен закон о потребительском кредите. С принятием этого документа в случае непредоставления достоверной информации о размере платежей по кредиту финансовые институты будут обязаны вычесть сумму таких платежей из всей задолженности заемщика.
- Число просмотров: 1092