Архив журнала «Капитал»
Анализ рынка
Сибирь обошла Москву
Восток России и Сибирь показали наибольший рост продаж мобильных устройств в 2011 году. Рост спроса в регионах эксперты объясняют экспансией торговых сетей, открывших для себя новые территории. Иркутск, признают эксперты, — один из самых перспективных рынков в России.
Наибольший рост рынка мобильных устройств по России в 2011 году показали Восточный федеральный округ — ДФО (+30%) и Сибирь (+28%). Об этом сообщается в отчете компании «Евросеть» по показателям работы российского рынка мобильных устройств в целом. Рост центра России и Москвы оказался ниже среднего по стране — меньше 16%, сообщает Firstnews.
Очевидная причина роста продаж на востоке страны — увеличение количества представительств федеральных торговых сетей. Это соответствует нынешнему тренду региональной экспансии ритейла.
При этом на рынке работают не только федеральные, но и местные сети. Соотношение между ними в регионах может быть разным. В Москве, Волгограде, Владимире и Иваново, например, крупные федеральные игроки занимают более 90% рынка. В Уфе, Владивостоке, Калининграде, Мурманске и Хабаровске доля местных операторов превышает 70%, согласно данным исследовательской компании RRG.
Руки не доходили
Эксперты объясняют рост Сибири и Востока относительной неохваченностью сетями.
«Рынки Сибири и Востока, с точки зрения торговых форматов, стали развиваться позже, чем все остальные. На Урале и Москве конкуренция уже давно довольно-таки острая», — объясняет Firstnews вице-президент «Евросети» Виктор Луканин.
МОБИЛЬНЫЙ ПРИРОСТ |
|
Увеличение продаж мобильных устройств, Россия, 2011 г. по отношению к 2010 г., в % |
|
РФ |
16,7 |
Москва и МО |
16,7 |
ДФО |
29,7 |
УФО |
16,7 |
СФО |
28,0 |
ПФО |
10,1 |
ЮФО |
17,0 |
ЦФО |
7,5 |
СЗФО |
17,8 |
Кроме того, добавляет эксперт, у многих игроков раньше не доходили руки до востока страны, «но год назад ритейл понял, что восток сильно не охвачен». С точки зрения количественной экспансии, работать в ДФО перспективно, но с точки зрения количества в деньгах — не так привлекательно, как в Центральном федеральном округе.
В любом случае рост количества представительств в регионах очевиден, его подтверждают и данные аналитического агентства J’son&Partners. Это естественным образом ужесточает конкуренцию, заставляя игроков вести более агрессивную рекламную политику в борьбе за долю рынка.
«Кроме того, был зарегистрирован рост общей абонентской базы (+14%) по Восточному округу, что прямо влияет на рост продаж мобильных телефонов», — рассказывает директор департамента цифровых устройств компании J’son&Partners Сергей Савин.
Продажи уходят в Сеть
Несмотря на общую радужную картину и перспективную динамику, рост в регионах будут сдерживать более низкие, по сравнению со столицами, доходы потребителей и меньшие возможности развития современных форм ритейла, включая интернет-продажи, на которые так или иначе ставят эксперты.
«Онлайн-продажи отвоюют часть рынка в Москве и Петербурге. Это 80-90% всех продаж в Сети, но есть и тенденция по развитию региональной логистики со стороны лидеров этого рынка. Из регионов перспективными также представляются Иркутск и Тюмень — два-три года — и они будут одними из самых конкурентных в России», — комментирует президент ИК «Финам» Владислав Кочетков.
По совокупности характеристик к наиболее перспективным городам для развития электронно-бытового сегмента ритейла эксперты RRG относят Москву, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Волгоград, Челябинск, Екатеринбург, Красноярск и Московскую область.
- Число просмотров: 1337