Архив журнала «Капитал»
Торговые тенденции
Торговые тенденции, март, 2012
По данным исследования агентства Discovery Research Group (DR Group), рынок энергетических напитков в России вырос в 2011 году почти на 34%. Поставки цельного сухого молока из Белоруссии в Россию будут временно приостановлены. Крем-сыр «Филадельфия» полностью исчез с прилавков магазинов.
Сухое молоко:
БЕЛОРУССКОЕ МОЛОКО НЕ ПУСКАЮТ В РОССИЮ
Поставки цельного сухого молока из Белоруссии в Россию будут временно приостановлены в начале второго квартала 2012 года. Это явилось следствием давних претензий отечественных производителей к белорусским коллегам, чья продукция ввозилась по ценам ниже российских.
Эта мера будет применима также в отношении сухой молочной сыворотки. Об этом говорится в сообщении Министерства сельского хозяйства и продовольствия Белоруссии.
В Министерстве также уточняют, что поставки будут возобновлены «по обоюдному согласию сторон» и что белорусская сторона пообещала не снижать рекомендуемые базовые цены на молочные продукты для российского рынка до конца этого года.
Ограничения по ввозу стали следствием давних претензий «Союзмолоко» к белорусским производителям. Российская сторона неоднократно выражала беспокойство тем, что белорусские сухое молоко, масло, сыр и молочная сыворотка поставляются по ценам ниже российских.
Белорусское молоко стоит в РФ в среднем в полтора раза дешевле, чем местное, что дает повод отечественным производителям опасаться потери рыночной доли. К началу 2012 года, по данным «Союзмолоко», средняя конечная (с учетом сортности и показателей жира и белка) цена на сырое товарное молоко в России составила 15-16 рублей за кг, в то время как в Белоруссии — не превышает 11 рублей за кг.
Сопредседатель российского союза защиты прав потребителей Анатолий Голов считает, что сухое молоко и сыворотка напрямую на потребителя не влияют и запрет больше направлен на отечественных производителей, которые используют эту продукцию в изготовлении молочных напитков. На потребителях это скажется слабо в краткосрочной перспективе, поскольку либо сохранятся привычные цены, либо увеличится доля более дешевой продукции.
В 2011 году было импортировано 3,6 млн тонн белорусского молока. В этом году эта цифра достигнет 3,7 млн тонн молочной продукции в пересчете на молоко. Такие объемы согласовали Министерства сельского хозяйства обеих стран.
РЫНОК ФРУКТОВ |
|
Рост экспорта фруктов из Чили в Россию, сезон 2010-11 гг., в % |
|
Вишня |
+58,4 |
Сливы |
+36 |
Черника |
+31,7 |
Мандарины |
+19 |
Апельсины |
+17 |
Виноград |
+8,6 |
Источник: freshmarket.ru |
Фрукты:
РОССИЯ — ВТОРОЙ РЫНОК СБЫТА ДЛЯ ЧИЛИ
Экспорт свежих фруктов из Чили в сезон 2010-2011 достиг рекордных за всю историю 2,64 млн тонн, что на 7,2% больше по сравнению с предыдущим аналогичным периодом.
Заметнее остальных вырос экспорт вишни, слив, черники, мандаринов, апельсинов, груш, нектаринов, винограда, а также лимонов и персиков.
По словам Рональда Боуна, президента Чилийской ассоциации экспортеров фруктов (Chilean Fruit Exporters Association/Asoex), Россия становится третьим экспортным рынком в Европе. Первое место занимает Голландия, второе — Великобритания; формально Россия находится на третьем месте. Но поскольку Голландия является крупным распределительным пунктом, откуда чилийские фрукты реэкспортируются, в том числе, в Россию, можно смело говорить о большей доле, — заявил эксперт в интервью корреспонденту FruitNews в рамках прошедшей на прошлой неделе в Берлине выставки Fruit Logistica.
Напитки:
ЭНЕРГЕТИКИ БУДУТ ДЕШЕВЕТЬ
По данным исследования агентства Discovery Research Group (DR Group), рынок энергетических напитков в России вырос в 2011 году почти на 34% и достиг высокой стадии насыщения. Эксперты прогнозируют приход новых брендов, усиление конкуренции и снижение цен.
В стоимостном выражении рынок составил $250-300 млн. Эксперты считают, что рост, который показал прошлый год, не слишком высок, поскольку рынок достиг довольно высокой стадии насыщения.
— В этих условиях производители «энергетиков» будут стремиться выделить свою продукцию из основной массы за счет вкусовых, сенсорных и других характеристик. Многие производители уже сейчас внедряют в эти напитки сыворотку, молоко, сою для разработки полезных, функциональных и высокопротеиновых напитков. Кроме этого, на рынке сегодня появляются более дешевые энергетические напитки. С учетом этого аналитики Discovery Research прогнозируют увеличение доли потребителей в ближайшие годы, при этом аудитория этих напитков постепенно «молодеет», — рассуждает Илья Ломакин из DR Group.
Большую часть внешних торговых операций в этом сегменте Россия осуществляет с Украиной. Так, например, доля экспорта на Украину от общего объема экспорта безалкогольных энергетических напитков в 2011 год в стоимостном выражении составила 80,6%.
На российском рынке существуют следующие товарные марки: Red Bull, Bullit, Jaguar, Red Devil, M-150, NR’JA, Effect и др. Доля перечисленных товарных марок в общем объеме импорта является наибольшей относительно других, существующих сейчас на рынке энергетических напитков в России.
Сыр:
«ФИЛАДЕЛЬФИЮ» ЗАМЕНЯТ БОЛЕЕ ДЕШЕВЫЕ АНАЛОГИ
В начале марта текущего года издание FirstNews сообщило, что крем-сыр «Филадельфия» полностью исчез с прилавков магазинов. Проблемы с поставками начались еще в октябре прошлого года.
Исчез сыр и с полок крупных продуктовых гипермаркетов — его невозможно купить в «Ашане», «Карусели», «Перекрестке», «Ленте».
«Филадельфия» — марка сливочного сыра, принадлежащая американской компании Kraft Foods. На российский рынок компания вышла в августе 2005 года, начав с тестовых продаж сыров в московском регионе.
— Сыр «Филадельфия» не производится в России и не импортируется в страну нашей компанией, — сообщила специалист по внешним коммуникациям российского подразделения Kraft Foods Юлия Весенева. Нынешний импортер, торговый дом «Петровский», с 2010 года являющийся генеральным дистрибьютором и импортером товаров под брендом Philadelphia на территории Российской Федерации и стран СНГ, от комментариев отказался.
Впрочем, в японских ресторанах, где сыр чаще всего и применяется при изготовлении суши, не спешат бить тревогу, так как существует большое количество аналогов данного сыра. Рестораны используют, например, Buko и Remeto, считая, что они ничуть не хуже по качеству и стоят дешевле.
— «Филадельфия» все-таки делала большую наценку за бренд, — говорит гендиректор ресторана «ВеземСуши» Ксения Мартынова. Она также отметила появление аналогов и отечественного производства.
Крем-сыр «Филадельфия» продается в 94 странах мира, оборот — более $1 млрд.
Задержку в компании объяснили исключением заводов и производств около 60 зарубежных компаний из списка аккредитованных для экспорта в Россию предприятий.
ПРОИЗВОДСТВО МЯСНЫХ КОНСЕРВОВ |
|
Доли ФО в общем производстве, Россия, 2010 г., в % |
|
Центральный |
39,7 |
Северо-Западный |
29 |
Приволжский |
14,3 |
Сибирский |
8 |
Источник: исследование «Рынок мясных консервов. Текущая ситуация и прогноз» компании Intesco Research Group |
Консервы:
ПРОИЗВОДСТВО МЯСНЫХ КОНСЕРВОВ ВОССТАНАВЛИВАЕТСЯ
В 2011 году на российских предприятиях было произведено на 2,6% (674,6 млн банок) продукции больше, чем в предыдущем году. Однако уровня объема производства 2009 года достигнуть не удалось.
В маркетинговом исследовании «Рынок мясных консервов. Текущая ситуация и прогноз», проведенном компанией Intesco Research Group, отмечается, что в структуре производства консервов доля мясных в 2010 году составила 84,5%.
В 2011 году их доля сократилась до 80,6%. Вместе с тем увеличилась доля мясорастительных консервов — с 15,1% до 19,1%. Прочие консервированные продукты из мяса занимают долю в пределах 0,4-0,5%. К ним относятся специализированные консервы и салопродукты.
Лидером по производству мясных консервов является Центральный федеральный округ. Далее идут Северо-Западный и Приволжский.
- Число просмотров: 1351